Пальцем в небо: забавные несбывшиеся прогнозы ученых

Поезда и автомобили

В 1864 году кайзер Вильгельм Iпридумал очень остроумный, по его мнению, аргумент против железных дорог. «Зачем платить деньги, чтобы добраться от Берлина до Потсдама за час, если можно проделать этот путь на лошади за день, и притом абсолютно бесплатно?» – вопрошал он подданных. Подданные, может, и готовы были бы заплатить за поездку с ветерком, но спорить с кайзером не решались. Тем более что на стороне Вильгельма Iбыли мудрые британские ученые. Так, ирландский профессор Дионисий Ларднер заявил, что пассажиры будут умирать от удушья в вагонах, несущихся на огромной (во времена Ларднера – около 24 км/ч) скорости.

Прогнозы будущего автомобильной промышленности были более сдержанными, но оттого не менее печальными. Вначале автомобилям предрекали скорую смерть («Ведь это лишь мода, а лошади будут всегда») и вечную элитарность («Вряд ли они когда-нибудь станут такими же популярными, как, например, велосипеды» – журнал Literary Digest). Впоследствии кто-то предвидел закат эры люксовых машин, кто-то – экономичных и дешевых; одни считали, что большие американские авто останутся в истории, другие не верили в будущее малолитражек. Пожалуй, самым ярким примером бизнес-просчета в автомобилестроении стал отказ Генри Форда IIот выпуска автомобилей «Фольксваген Жук». Форд смеялся над немецким автомобильчиком, называл его «маленьким дерьмоходом» и не верил, что кто-то в здравом уме и трезвой памяти захочет сесть за руль этого «страшилища». История расставила все по местам: за 65-летнюю историю марки по всему миру было продано почти 21,5 млн «жуков».