Эксклюзив

Альмодовар: «Не люблю фальшивые морщины, поэтому Джульетты две»

С 4 августа в кинотеатрах идет новая картина испанского мастера – «Джульетта». Режиссер считает, что смотреть его работу нужно как минимум дважды: «Вы же не знаете все о людях, которых видите в первый раз, и не можете насладиться их компанией. То же самое происходит с «Джульеттой».

– С чем связано решение пригласить на роль Джульетты двух разных актрис?
Педро Альмодовар (Pedro Almodovar)

— Джульетту играют две актрисы. Адриана Угаре – с 25 до 38 лет. Эмма Суарес – с 38 до 55. Это было рискованное решение, но для меня очень понятное. Я не люблю состаривать актрис с помощью специального макияжа, не только потому, что нарисованные морщины лишены благородства морщин реальных, и превращаются в фальшь, но и потому, что мне кажется невозможным передать течение времени с помощью макияжа. И накопившуюся боль. Одним из моих опасений был переход от одной актрисы к другой, я хотел, чтоб это было плавно и естественно, и чтобы зритель легко принял тот факт, что у Джульетты два лица и два тела. В первом черновике сценария было решено сделать это с помощью банного полотенца. Мне нравилась эта идея, но никогда я не уверен на сто процентров. Сомнения – слово, которое лучше всего описывает нашу работу. Я репетировал сцену с Эммой и Адрианой, а также с девочкой Присциллой Дельгадо, которая играет дочку и помогает им высушить голову после мытья. Я объяснял самой молодой актрисе, что нужно делать, положив свои руки поверх ее рук. Все происходило перед зеркалом. Когда я увидел изумленные глаза Присциллы в зеркале, подумал, что мы идем правильным путем.

Как создать интерьер в стиле Альмодовара
Подробнее
– На главную роль вы выбрали молодую актрису Адриану Угарте. Встречались ли вы с ее работами раньше?
Педро Альмодовар (Pedro Almodovar)

— Я ее увидел немногим раньше, чем начал с ней работать, но с первых проб знал, что Адриана – совершенное воплощение молодой Джульетты, хотя она и не похожа на Эмму Суарес. В конце концов, я рад, что «расщепил» персонаж на двоих. Есть еще побочный эффект, на который я не рассчитывал: молодые годы Джульетты, которую играет Адриана, мы всегда видим через описание Джульетты зрелой, то есть через Эмму, и в воспоминаниях история молодой Джульетты кажется фантастической сказкой. Джульетта в воспоминаниях приговорена к несчастью, как и Джульетта зрелая. Снимающая их обеих камера «Алекса» на первый взгляд кажется опасной тварью, как Чужой, но нам она их показывает с обожанием.

– В «Джульетте» вы отказались от любых атрибутов комедии и мелодрамы?
Педро Альмодовар (Pedro Almodovar)

— Да, когда я закончил сценарий, ясно понимал, что фильм должен быть снят спокойно и строго. Я должен был избежать мелодраматического рассказа, хотя обожают мелодраму. Думаю, «Джульетта» – самый сдержанный мой фильм, я старался использовать очень простые выразительные средства и нагрузить их содержанием. Это мой фильм, в котором больше всего крупных планов, в котором отсутствует юмор и персонажи не поют, чтобы выразить себя. Фильм говорит о боли, но это не мрачный фильм. Есть много окон, через которые проникает свет Пиренеев, Андалусии, Галисии и Мадрида. Серьезно. «Джульетта» – мой 20-й фильм, и это круглое число заслуживает того, чтобы отметить событие. Вы все приглашены на праздник!

– Фильм рассказывает скорее о чувстве вины и недоразумении, чем о самой вине, так обе женщины, по сути, ни в чем не виноваты.
Педро Альмодовар (Pedro Almodovar)

— В этом-то и трагедия. Прежде всего давят годы молчания («Молчание» было первым вариантом названия фильма). Действительно, никто из них не совершал ошибок. Но между ними присутствует неизмеримое молчание, которое начинается в момент смерти отца. Эта потеря, вместо того чтобы объединить, наоборот, разделяет. Когда Джульетта открывает Антии, что ее отец умер, девушка бросается в объятия подруги Беатрис, а не матери. С этого момента Джульетта одинока и погружается в депрессию. Она ни в чем не виновата, но все равно испытывает чувство вины за то, что позволила мужу выйти в море после ссоры, не была там, где должна была быть ради своей дочери.

– Трудно было менять название (кинокомпания Paramount попросила режиссера поменять название, потому что оно совпадает с новым фильмом Скорсезе «Молчание»)?
Педро Альмодовар (Pedro Almodovar)

– Очень. Молчание насыщает всю историю. Оно присутствует между всеми персонажами. Это история материнской неудачи, и эта неудача парадоксальна, потому что никак не связана с ошибками, которые она совершила.

Горячая десятка: самые красивые испанские актрисы
Подробнее
– В «Джульетте» смерть имеет большое значение. Она разделяет персонажи, но также и объединяет их.
Педро Альмодовар (Pedro Almodovar)

– Так и есть. Две сексуальных связи в фильме являются результатом смерти. Поскольку смерть меня сильно пугает, я хотел, чтобы ее связь с жизнью была незамедлительной. Смерть присутствует, и она – одна сторона жизни, а другая – удовольствие и зарождение чего-то.

10 самых ожидаемых фильмов Каннского фестиваля
Подробнее
Олимпиада для умников: добавь медаль в копилку нашей сборной!