Почему начальник так жесток?

В последнее время WDay.ru много писал о сокращениях. А что происходит с «выжившими», с теми, кто пережил первую волну увольнений? Оказывается, из-за жестоких начальников им тоже приходится несладко.

жестокий начальник
жестокий начальник

Реалити-шоу «Офис в период кризиса»

Наталья М., «выжившая» сотрудница одной из московских компаний, рассказала, как изменилась ее работа за последние пару месяцев. «Все началось с введения системы учета рабочего времени. Раньше сотрудники приходили кто в 9, кто в 10 утра на работу, ну и уходили соответственно после 18 или 19 часов. Теперь же все должны быть на рабочем месте в 8.50, а то и раньше, чтобы отметиться в табеле у кадровика. Вручную. Можно себе представить, какая по утрам скапливается очередь в отдел кадров, ведь в офисе работает более двухсот человек. А если вовремя не отметишься, поставят штраф за опоздание – 5 минут и минус 1000 рублей из зарплаты. Уход так же фиксируется, уйти раньше можно только с письменного разрешения руководителя, не то что на собеседования, к врачу не попадешь. Обед сократили до 30 минут, как сказали кадровики, в связи с производственной необходимостью. Объемы продаж при этом падают, и большинству сотрудников на рабочем месте делать просто нечего, поэтому что за производственная необходимость приковывает нас к пасьянсу «Косынка» и Одноклассникам.ру – непонятно. С начала февраля весь офис лихорадит: кадровики объявили, что будет проведена аттестация, и по итогам будут приняты управленческие решения, т.е. часть уволят, как несоответствующих должности. Понятно, что после такой новости думаешь только об этом, но уж никак не о работе. Выпустили приказ, трогательно заботящийся о здоровье сотрудников – курить можно один раз в день, не больше. Кого заметят в курилке несколько раз – тоже штраф. Отменили все льготы – корпоративный транспорт, не стали продлять договор на добровольное медицинское страхование, отменили дотацию на питание. Что делать, совершенно непонятно: оставаться и пытаться пересидеть кризис, и то, если удастся пройти аттестацию, или увольняться и искать новое место работы не с такой драконовской корпоративной культурой?»

Кто виноват?

Конечно же, кризис. Практически во всех сферах бизнеса доходность предприятий снизилась до уровня 2006-2007 года, а затраты на персонал, фонд оплаты труда, остался на уровне 2008 года. Как мы знаем, тенденция рынка труда этого периода – общий рост заработных плат и формирование так называемого «рынка кандидата», когда компании боролись за соискателей, часто раздувая компенсационные пакеты, т.к. доходность бизнеса это позволяла. Сейчас ситуация обратная: доходы снизились, и компании больше не могут позволить себе платить огромные зарплаты и компенсировать все, что только можно компенсировать. Расходы на персонал обычно сократить проще и быстрее всего. Типичные задачи для отдела кадров на сегодняшний день – избавить компанию от балласта неэффективных сотрудников, например, так, как описала Наталья – через аттестацию, снизить зарплату всем сотрудникам, в некоторых компаниях и до 50%, изменить социальный пакет, оставив только нематериальное стимулирование. Введение системы штрафов, учета рабочего времени и ограничения, связанные с курением, призваны улучшить дисциплину, изменить стиль корпоративной культуры, сделать ее более жесткой и авторитарной, чтобы сотрудники боялись высказывать свое недовольство. Это обосновано и будет работать в том случае, если подавляющее большинство сотрудников не отличаются высокой степенью личной ответственности и, действительно, часто приходят не вовремя на работу и «зависают» в курилке, в обратном случае, это будет расценено как ущемление прав. Конечно, бывают и перекосы – в некоторых компаниях налагают штрафы буквально за все, в том числе и за немотивированно долгое посещение туалетной комнаты. Понятно, что в большинстве случаев работодатель не просто экономит ресурсы, но и пытается косвенно заработать на сотрудниках, удерживая часть зарплаты в виде штрафов.

Что делать?

Что можно посоветовать Наталье и всем, кто попал в похожую ситуацию? Оцените все возможности: посмотрите, какая ситуация сложилась в вашем секторе бизнеса. Ситуация в банковской сфере существенно отличается от ситуации в СМИ, и уж подавно – от производства пищевых продуктов. Посмотрите, насколько вы как специалист будете востребованы: для этого необязательно размещать свое резюме в открытом доступе, на всех сайтах, посвященных поиску работы, есть возможность откликаться на интересующие вас вакансии, не ставя в известность текущего работодателя. Соберите максимум информации об интересующих вас компаниях, чтобы понимать, что вас ожидает. И помните, кризис не бесконечен, отношения работодателя и сотрудника уравновесятся, это просто вопрос времени.