Повелитель времени: как все успевать и не паниковать

К весне рабочая нагрузка растет: домашних дел не убавляется, а свободные минуты становятся все короче. Кажется, чем больше мы спешим, тем меньше успеваем. Как научиться управлять своим временем, чтобы его хватало на все?

Справиться с текущими делами в действительности не так уж и сложно – достаточно их распланировать и проявить дисциплину. Другой вопрос – что мы хотим не только эффективно работать, но при этом и успевать радоваться жизни и результату своих трудов. «Многие из нас впадают в одну из крайностей: «времени не хватает ни на что» или «я справляюсь, но выбиваюсь из сил», – замечает специалист по менеджменту и личностному развитию Жан-Луи Мюллер в своей книге «Стратегии времени». – Третий, оптимальный подход лучше искать в золотой середине: каждому из нас полезно освоить «культуру управления» собственным временем, чтобы сочетать необходимость и удовольствие».

1. Сбалансируйте свое «меню»

Дела, из которых состоит наш день, должны приносить нам и пользу, и удовольствие – точно так же, как продукты питания, которые мы включаем в свой рацион. Первая задача – написать список дел и расставить их по степени важности. Это особенно полезно сделать в моменты стресса, когда кажется, что времени нет уже ни на что. Сначала разделите дела на срочные и нужные: например, позвонить другу и поздравить его с днем рождения необходимо сегодня, а выбрать и вручить ему подарок можно в выходные.

Однако когда вы дописали список, не стоит сразу же приступать к первому пункту: самое важное сейчас – это остановиться и внимательно изучить их все. Потому что определить приоритеты и расставить их в порядке срочности недостаточно: управление временем означает еще и умение включать в него свои желания. То есть отдых, «несерьезные» мелочи, которые нас радуют, и особенно большие планы и мечты. В каждом таком списке должны быть не только покупки для дома, работа, походы в ЖЭК, к зубному врачу и т. д. Обязательные пункты – «пообщаться с любимыми», «погулять на природе», «поиграть на гитаре» или «научиться танцевать танго», если это и есть ваше самое заветное желание.

В идеале каждый день должен состоять из полного и разнообразного меню, включающего горящие дела, повседневные обязанности, но также и моменты покоя и часы, посвященные тому, что дорого для нас лично.

5 упражнений, которые помогут пережить плохой день
Подробнее

2. Запрограммируйте завтрашний день

Как только список составлен, приступайте ко второму этапу: вычеркивайте! «Это очень полезно, но это и самое трудное, – предупреждает Жан-Луи Мюллер. — Потому что для этого вам нужно научиться от чего-то отказываться, поручать кому-то второстепенные дела, закрывать дверь, чтобы вас не беспокоили, привыкнуть ставить телефон на автоответчик и не бросаться отвечать на каждый мейл, как только звякнет компьютер. Вам придется признать, что есть письма, на которые вы сегодня не ответите, вопросы, которые вы все равно не закроете… Так лучше сейчас и не начинать!» Заведите ежедневник, заносите в него все возникающие дела и каждый вечер хотя бы бегло просматривайте «программу на завтра». Сам факт, что вы бросите на нее взгляд и отметите 3−5 важнейших дел, позволит вам визуально представить грядущий день и уже запустить «организаторскую работу» мозга, пока вы спите.

3. Обозначьте четкие сроки

Благодаря этому вы будете чувствовать, что держите происходящее в своих руках. Во-первых, ставьте сроки себе: например, «на моем рабочем столе к вечеру пятницы будет порядок». И другим: «завтра утром я жду от тебя список покупок, если тебе что-то нужно в магазине, куда я собираюсь заехать». Еще одна простая мысль: чем больше вам предстоит дел, тем тщательнее их нужно планировать. А мы склонны поступать как раз наоборот: охваченные паникой от того, что якобы ничего не успеем, мы часто хватаемся за все подряд. Такая суета в результате только мешает, лишая нас ясности мысли и не давая двигаться вперед, чтобы выполнить хотя бы основные приоритеты.

Это работает! Что сделать, чтобы прийти к цели
Подробнее

4. Не отвечайте сразу «да»

Умение говорить «нет» – уверенно, ясно и без агрессии по отношению к собеседнику – важно настолько, что сегодня ему даже обучают на специальных «тренингах ассертивности». Чем крепче ваше самоуважение, тем проще вам будет отклонить требования и просьбы, выполнить которые не в ваших силах или не в ваших интересах. Такое «нет» помогает оставаться в согласии с собой, но если прямо отказать собеседнику трудно, научитесь хотя бы сразу же не говорить «да». «Мне нужно подумать», «я должна посмотреть свое расписание» – такой ответ поможет вам собраться с мыслями, оценить свои возможности и принять взвешенное решение

5. Избегайте ловушек

Когда стоит сложная задача, так и тянет отвлечься на незначительные, но зато простые дела. Когда поджимают сроки, так соблазнительно «дотянуть до последнего». Когда проблемы возникают одна за другой, так просто поддаться порыву и решить все сгоряча, как следует не подумав. Наша психика очень изобретательно придумывает способы избавить нас от того, что представляет трудность. Важно помнить об этом и не поддаваться на ее уловки.