Рабочее место: в тесноте и в обиде

Как посадить сотрудника по правилам

Получается, работодатель волен оформлять офисное пространство и размещать в нем сотрудников так, как ему вздумается? Поумерить пыл особенно экономных должны требования СНиП и СанПин в отношении оборудования рабочего места. Причем особенное внимание в них уделяется месту для работы с компьютером.

«Согласно требованиям СанПин, площадь одного рабочего места пользователей компьютера с жидкокристаллическим или плазменным монитором должна быть не менее 4,5 м кв., — говорит генеральный директор экспертно-аналитического центра «Технологии труда» Ирина Леонович. — Если же сотрудник пользуется монитором на базе электронно-лучевой трубки (то есть монитором старого образца), в его распоряжении должно быть не менее 6 м. Минимальная площадь рабочего места (4,5 м) допускается, только если он работает за таким монитором меньше 4 часов в день, и рядом нет принтера, сканера и других устройств».

Расстояние между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого) должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов — не менее 1,2 м. Рабочие места сотрудников, выполняющих творческую работу за компьютерами, СанПин рекомендуют изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5—2,0 м.

За нарушение этих нормативов работодателю грозит взыскание со стороны органов Государственного надзора и контроля по охране труда. Но достаточно ознакомиться с этими нормами и взглянуть на собственное рабочее место, чтобы понять, что большинство работодателей эти нормы игнорируют, причем без всяких «взысканий». И в Москве, и в регионах в первую очередь ориентируются не на предписания СНиП, а на ситуацию на рынке офисных помещений и на свои возможности.

Зайдите в мой кабинет

СНиП ограничивают площадь кабинетов руководителей 15% общей площади рабочих помещений, при этом площадь приемных должна быть не менее 9 кв. м. Обычно площадь кабинета директора начинается от 10—12 кв. м. Хотя тенденция к минимизации рабочего пространства сейчас распространяется и на руководителей.

«Исторически размер рабочего места зависел от занимаемой должности. Выше должность — больше «личных» метров, — комментирует Павел Якимчук. — Но сегодня старые правила перестают действовать. Теперь даже у высших менеджеров не всегда есть собственные кабинеты, а большой стол с приставкой для переговоров уже мало кем из руководителей используется». Станислав Бирюлин приводит в пример Японию, где, по его словам, даже директора сидят вместе со всеми, в open space, или же располагаются в очень маленьких кабинетах.

Зато направление деятельности компании и специализация сотрудника на размер рабочего места влияет напрямую. «Есть типы компаний, которые предоставляют отдельные кабинеты для каждого работника, — говорит Павел Якимчук. — В первую очередь это крупные юридические компании — редко можно встретить юристов, адвокатов, делящих одну комнату на двоих».

В любых других компаниях основание для предоставления отдельного кабинета — работа с клиентами, требующая конфиденциальности, а также безопасности. Бухгалтеры также могут рассчитывать на дополнительные «приватные метры» — как и те специалисты, кто по роду деятельности использует большое количество вспомогательной техники.