Религиозный туризм

Паломничество, или путешествие с религиозными целями - одна из старейших форм туризма, имеющая глубокие исторические корни. Одними из первых туристов были средневековые паломники.

Религиозное путешествие преследует три основные цели.

Первая - и самая распространенная - посещение знаковых мест для данной религии. Верующие люди идут или едут в места, где происходили или происходят легендарные, значимые события: очень много паломников с незапамятных времен приезжают в Мекку, Иерусалим, на Голгофу, в православные церкви, Ватикан, крупные буддийские храмы.

Еще в средние века люди верили, что в подобных «центрах веры» их молитвы имеют особенную действенность. Связанные с именем пророка, святого или с божественным знамением, эти места всегда аккумулировали множество паломников. Например, на сегодняшний день главным центром паломничества во Франции является Лурд (Lourdes). В середине XIX века этот город в самом сердце Пиреней был осенен явлением Девы Марии Бернадетте Субиру в гроте Массабьель.

Но не только мировые религии обладают подобными центрами. Возродившийся интерес к древним, языческим религиям побуждает людей искать и древние капища - славянские, кельтские. Безусловно, они также являются местами силы, памяти - и местами паломничества.

Вторая цель - исцеление. Неистовая вера в то, что мощи святых, иконы, алтари, менгиры, прикосновение папской руки обладают целительной силой, неугасимо живет в людях. Сложно сказать наверняка, что именно исцеляло и исцеляет людей: неукротимая вера (она же - «эффект плацебо») или воздействие неземных сил. Но факты остаются фактами: калеки вставали на ноги, слепые прозревали, а прокаженные избавлялись от болезни.

Более важное исцеление, невидимое глазу - исцеление духовное. Искупить грех - или постигнуть истины под руководством мудрого учителя, на востоке и западе религиозные путешествия в этом плане были схожи. Чтобы стать лучше, мудрее, искупить грехи - человек должен пройти испытание. Средневековые духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке.

Третья цель - очень земная и человеческая: любопытство. Будучи православным, католиком или атеистом, человек все равно может отправиться в Мекку - наблюдать за религиозным действом. Люди стараются не просто посетить храм, но попасть на службу.

Даже если это чуждая религия - но природное любопытство, тяга к познанию ведут человека в мечеть или буддийский храм, католический монастырь или православную церковь. Многие епархиальные управления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которые регулируют вопросы паломничества.

Не только для верующих, но и для обычных туристов часто имеет значение: а есть ли там, куда я направляюсь, храм? Часто, кроме церкви, в городке нет ничего интересного - но если есть монастырь, человек обязательно задержится ненадолго.

Существует и «религиозный туризм наоборот». Не догадаетесь?

Святые реликвии отправляются в путешествие сами - и по пути их следования люди приходят поклониться, посмотреть, попросить о помощи, дотронуться, помолиться. Таким образом «путешествуют» иконы и мощи святых.

Религиозный туризм - один из самых возвышенных видов туризма. Конечно, сейчас уже редко встретишь паломников, босиком преодолевающих границы Шенгена. Но все равно интерес к божественному, неземному - познать, увидеть, причаститься - очень велик.