Свой взгляд

По матрешкам! Почему иностранцы не любят российское кино

Как оказалось, иностранцы не просто не понимают некоторые советские фильмы, ставшие классикой, но и считают их совершенно бессмысленными и недостойными внимания. Так, например, не в почете у итальянцев оказались «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Осенний марафон», «Зимняя вишня» и другие картины.

Уже много лет я счастлива в интернациональном браке (мой муж – итальянец). Россию (в частности, Москву) он любит нежной трепетной любовью и весьма неплохо изъясняется по-русски. В принципе у нас практически не возникает разногласий по поводу ведения домашнего хозяйства или выбора места на карте, куда мы отправимся в ближайшее путешествие, однако когда дело доходит до совместного просмотра фильмов или приготовления ужина (это достойно отдельной колонки), то тут могут разгореться нешуточные страсти.

В течение семи долгих лет наблюдала за своим благоверным и его иностранными друзьями и теперь точно могу сказать, какие фильмы не понимают и не принимают итальянцы. И бессмысленно им объяснять, что это культовые картины, на которых выросло не одно поколение российских граждан. Бесполезно. «У вас же есть много замечательных фильмов! Почему не снимать всегда такие великолепные картины?» – как-то завелся мой супруг после просмотра очередного неудачного (по его мнению) советского шедевра. И среди его возмущенного потока я услышала вполне осознанное объяснение, чем же его так задела, скажем, лента «Невероятные приключения итальянцев в России» или та же «Бриллиантовая рука».

Сексуальная революция в СССР: 10 фильмов, с которых все началось
Подробнее

А все началось с того, что как-то раз я посоветовала благоверному посмотреть «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Берегись автомобиля» в рамках приобщения к российским традициям и культуре. Супруг остался в полном восторге, порекомендовал эти картины своим иностранным друзьям-коллегам и даже разучил несколько музыкальных композиций из этих фильмов (он профессиональный музыкант). Воодушевившись такой реакцией, я решила расширить список «обязательных к просмотру» лент и посоветовала еще глянуть «Невероятные приключения итальянцев в России». Сказано – сделано. Муж честно отсматривал кадр за кадром, пока я пребывала в объятиях Морфея.

«Ну как, посмотрел?» – поприветствовала я утром хмурого супруга. «Посмотрел! Такое вообще нельзя снимать!» – разразился он гневной тирадой. Сказать, что я удивилась, значит ничего не сказать. В голове тут же начала прокручивать кадры, пытаясь вспомнить, что же там такого оскорбительного мог увидеть мой благоверный. Как оказалось, его задело то, в каком идиотском свете были выставлены итальянцы, слишком примитивное представление о мафии и Италии в целом, а также скудный, по его мнению, сюжет картины, и вообще по сравнению со всеми другими фильмами Эльдара Рязанова это самый слабый. Благоверный также едко заметил, что даже если рассматривать сей шедевр в качестве подражания фильмам с Фюнесом или Ришаром, то даже в этом случае он не тянет на высший балл. Да и обожаемый всеми Андрей Миронов, по его мнению, выступил «не очень». Хм. Никогда бы не подумала.

«Бриллиантовая рука» и «Операция „Ы“ и другие невероятные приключения Шурика» попали в немилость просто потому, что иностранцы не в силах оценить наш российский юмор и не понимают, почему мы так высмеиваем в своих комедиях советский режим и стиль жизни. И опять же, в «Бриллиантовой руке» вновь появляется Андрей Миронов, которого муж невзлюбил еще со времен «Итальянцев в России»!

«Кавказская пленница» попала в этот же список нелюбимых фильмов с трактовкой, что «такого никогда не могло бы случиться», а «Осенний марафон» и «Зимняя вишня» просто оказались слишком сложными для восприятия.

Ну вот, а у меня на очереди было запланировано «Вокзал для двоих», «Человек с бульвара Капуцинов», «Любовь и голуби»… Теперь вот думаю, следует ли показывать эти комедии или пока отложить приобщение к прекрасному.

В каком кино вы бы могли сняться?

Справедливости ради стоит отметить, что в большинстве случаев иностранцы воспринимают на ура советский кинематограф. Очень понравилась, например, комедия в жанре антиутопии «Кин-дза-дза!». Сказали, что фильм намного круче «Звездных войн» и долго не могли поверить, что это сняли в России еще 30 лет назад. Приятно, однако.

И что еще больше впечатляет, так это то, что к нашим советским фильмам те же итальянцы относятся с большим вдохновением, чем к, скажем, старым американским картинам. Прямо гордость берет за наш кинематограф.

И еще хочу сказать, что у тех же итальянцев помимо признанных киношедевров тоже очень много неудачных старых комедий, которые, кроме них, никто больше не понимает. Поэтому частенько подтруниваю над мужем, который в очередной раз мне пытается рассказать, какие «мы странные русские»…