Сексуальная революция в СССР: 10 фильмов, с которых все началось
кадр из фильма «Эммануэль»
Фото
кадр из фильма «Эммануэль»

Если раньше подобные картины были «достоянием» только определенной публики — партийных работников, чиновников от культуры, которые на закрытых просмотрах во все глаза смотрели на экран, то теперь всеми правдами и неправдами он доходили и до рядового зрители. Власти с усиленным патриотическим ханжеством боролись с запрещенными фильмами, на словах отстаивая нравственность советского человека, а при случае и сажая его «за инакомыслие» — нечаянный подпольный просмотр.

«Греческая смоковница»

ФРГ, 1976 год

Режиссер Зиги Гетц, в главных ролях — Бетти Вергес, Клаус Рихт. Второе название фильма — «Плод созрел».

Студентка Патриция, несмотря на свой юный возраст, — настоящая беда для мужчин, кои, завидев ее, тут же теряют голову. А неотразимая бестия, путешествуя по Греции, постоянно ищет острых ощущений. Причем не стесняется постоянно демонстрировать красивую грудь и прочие прелести. Именно обнаженным бюстом она и завлекла журналиста Тома. Однако любовные отношения между ними длились недолго. Патриция сумела по ходу фильма соблазнить грека. А потом вновь вернуться с повинной головой к Тому…

«Эммануэль»

Франция, 1974 год.

Режиссер Жюст Жакен, в главной роли — Сильвия Кристель.

По мнению одного из классиков, самый чувственный народ — это французы. В этом нас полностью убеждает главная героиня фильма — Эммануэль (читайте также: Русские «Эммануэли»: советские актрисы, которые снимались обнаженными). Ее муж Жан — сотрудник посольства в Бангкоке, видимо, и вовсе не страдает мужским самолюбием. Он намеренно толкает красавицу-жену в объятия любовников, считая, что свободный секс пойдет ей только на пользу.

Пока на экране Эммануэль набиралась любовного опыта, в Советском Союзе по этому поводу шла настоящая охота за «писателями» — людьми, которые записывали и распространяли копии знаменитой эротической картины. Их преследовали, как первых большевиков за первые экземпляры газеты «Искра». К примеру, под «каток» закона попал Владимир Никишкин. За приобщение к миру высокой эротики он получил три года с конфискацией.

«Последнее танго в Париже»

Италия — Франция, 1972 год.

Режиссер Бернардо Бертолуччи, в главных ролях — Мария Шнайдер, Марлон Брандо.

Этот фильм, несмотря на откровенные сцены, признан одним из лучших в творческой карьере режиссера Бертолуччи и по праву стал настоящей классикой мирового кино. Хотя в Италии картина была признана «сплошной порнографией». И уже через неделю режиссера призвали к ответу в суде.

А сюжет фильма незатейлив и прост: любовь немолодого мужчины к юной, красивой девушке перерастает во всепоглощающую страсть. Это была своего рода лебединая песнь, когда за собой сжигают все мосты, чтобы полностью, без остатка отдаться высокому чувству. Советские чиновники от кино, которых приводил в ужас даже показ женского бюстгальтера в каком-нибудь эпизоде фильма, были шокированы подобной картиной. Их реакция была однозначной: «не пущать» и не показывать…

«Калигула»

Италия — США, 1979 год.

Режиссер Тинто Брасс, в главных ролях — Питер О Тул, Малкольм Макдауэл.

Этот фильм назвали «отвратительным и позорным хламом», а автор сценария Гор Видал даже убрал свое имя из титров картины. Тем не менее мировая слава Тинто Брасса, режиссера «Калигулы», ничуть не пострадала. Следуя своей скандальной репутации, Брасс напичкал фильм довольно жесткой эротикой, которая, надо отдать должное его историческим познаниям, соответствовала духу умирающего, погрязшего в роскоши и разврате Рима.

Калигула борется за власть со своим дядей Тиберием, а после победы насаждает в стране культ насилия и изощренных убийств. И все это происходит на фоне нежной и плотской любви к родной сестре Юлии Друзиллы. В СССР этот фильм был запрещен к показу (читайте также: 6 модных запретов, которые приходилось соблюдать каждой женщине в СССР). Но всеми правдами и неправдами он доходил до советского зрителя, который, внешне негодуя, оглядываясь, все же смотрел его с заметным интересом.

«Любовник леди Чаттерлей»

Великобритания — Франция — ФРГ, 1981 год.

Режиссер Жюст Жакен, в главных ролях — Сильвия Кристель, Шейн Брайант, Николас Клэй.

И снова в главной роли — неподражаемая Сильвия Кристель. По ходу фильма ее героине — благородной леди Констанции придется полностью поменять свои взгляды на прежнюю жизнь. Однообразная аристократическая обстановка в родовом имении мужа-инвалида явно угнетает молодую и полную сил красивую женщину. Она пытается вырваться на свободу, ищет новых ощущений.

И однажды Констанция встречает на прогулке лесника Оливера Мэллорса — человека, на первый взгляд угрюмого и нелюдимого. В советском видеопрокате этот фильм не вызвал особого зрительского ажиотажа. Впрочем, к его появлению и блюстители нравственности отнеслись довольно спокойно.

«История О»

Франция — ФРГ, 1975 год.

Режиссер Жюст Жакен, в главных ролях — Коринн Клери, Клаудиа Сепеда.

Бывший модный фотограф снял еще один эротический фильм, получивший мировую славу. На этот раз главная героиня картины — девушка по имени О отправляется по велению любовника в его далекое поместье — замок Руаси. Здесь, к своему удивлению, красавица встречает несколько иной прием, чем ожидала. Ее ожидает серия необычных любовных приключений, полных страсти, нежности и страданий.

Почти в каждом салоне видеопроката в бывшем Союзе было яблоку негде упасть: под страхом уголовной статьи «за распространение порнографии» здесь шла картина «История О». Но до тюрьмы, к счастью, дело не доходило. Владелец салона отделывался чаще денежным штрафом и небольшим нервным расстройством.

«9 ½ недель»

США, 1986 год.

Режиссер Эдриан Лайн, в главных ролях — Микки Рурк, Ким Бейсингер.

Простая любовная история, в которой вначале главный герой игнорирует главную героиню. Она, конечно же, красавица с точеной фигурой и соблазнительной грудью, а он — настоящий денди, пресыщенный успехами на любовном фронте. Последнее проявляется даже в том, когда главный герой с каким-то мазохистским интересом наблюдает за сценой соблазнения каким-то красавцем с могучим торсом главной героини.

Но все встает на круги своя. В какой-то момент главный герой (молодой и неотразимый Микки Рурк) осознает свою ошибку и неожиданно проникается симпатией к главной героине. И девять с половиной недель, которые они проведут вместе, будут просто раем любви. Под прекрасную музыку зритель увидит танцующую и постепенно обнажающуюся Ким Бейсингер.

«Империя чувств»

Япония — Франция, 1976 год.

Режиссер Нагиса Осима. В главных ролях — Тацуя Фудзи, Эйко Мацуда.

Любовь на грани безумия, цунами страсти — так можно охарактеризовать сюжет этой картины. Отношения между молоденькой служанкой Садой и ее хозяином Исидой развиваются по нарастающей линии. Вначале увлечение, потом — страстная любовь, мягко говоря, с некоторыми мазохистскими отклонениями.

В итоге все заканчивается трагично: главный герой умирает во время соития, задушенный любовницей, которая в безумстве от содеянного гуляет полуобнаженной по улицам Токио. В нашу страну фильм попал только в 1990 году и вызвал бурю негодования у тогдашней советской публики. Впрочем, пройдет время, и она привыкнет к более «крутым» картинам.

«Ночной портье»

Италия, 1974 год.

Режиссер Лилиана Кавани, в главных ролях — Дир Богард, Шарлотта Рэмплинг.

В венской гостинице совершенно случайно встречаются бывший нацист и бывшая заключенная. Воспоминания о прежних чувствах будят в них небывалую страсть. Странная любовь палача и жертвы с интимными подробностями шокирует зрителей. Фильм был очень популярен в России и пользовался огромным успехом.

«Слияние двух лун»

США, 1988 год.

Режиссер Залман Кинг, в главных ролях — Шерилин Фенн, Луиза Флетчер, Милла Йовович.

У юной и обворожительной Эйприл было все, чего душа пожелает: богатые родители, бабушка-миллионерша, красивый жених-аристократ, положение в обществе. Но за две недели до назначенной свадьбы она вдруг безумно влюбляется в мускулистого парня Пери — работника передвижного парка аттракционов, который как-то неожиданно появился в ее городе.