Отпуск в России: «за» и «против»

Активная пропаганда отдыха на родных просторах порождает много вопросов. Порассуждаем о плюсах и минусах проведения отпуска в России.

отпуск в России
отпуск в России

Новый лозунг брошен – «Отдыхаем в России!». В отличие от иных государственных лозунгов он не полностью высосан из пальца. Для многих моих знакомых, привыкших думать своей головой, поездки по России давно вошли в моду. Гораздо прикольнее найти что-то в Звенигороде, чем на Океанском бульваре в Палм-Бич. Но согласно старому правилу — если движение нельзя остановить, его нужно возглавить — отдых в России стал делом невероятно патриотическим.

Еще не крутят по телевизору старую заставку «Клуба путешественников» («Родины нашей просторы радуют сердце и глаз! Реки леса и озера, суровый Урал и Кавказ!»), после которой советскому народу объясняли, что в Лондоне смог, а лица простых парижан невеселы. Но снобская русофобия, как по заказу, сменилась не менее снобской русофилией.

Мне взахлеб рассказывают о новых роскошных гостиницах на Волге и Байкале. Там, проснувшись в аутентичной izba, ты можешь начать день с бокала Клико. Чего же искать за тридевять земель, когда можно прямо здесь прильнуть к истокам? Никого не смущает, что это только кажется данью национальным традициям, а является данью интернациональной моде на экзотику, хорошо спрыснутую шампанским.

Продвинутые журналисты сравнивают Ростов Великий с Нижним Новгородом, зовут в Пушкинские горы и на сочинские пляжи. С одной стороны, это признак нормального взросления – нельзя жизнь прожить в огромной стране, которую ты так и не увидел. С другой — в этой стране люди и так переезжают из города в город, хотя справедливо не считают это отдыхом. Помочь им осмыслить поездку в райцентр как сентиментальное путешествие – это, конечно, было бы новостью. Но истории пишутся не для них, а для москвичей, — нет, уж лучше вы к нам.

Раньше с неофитским восторгом нам толковали, как вкусны и нежны устрицы и какая же это замечательная вещь — фуа-гра. Теперь в той же тональности и в тех же терминах со мной обсуждают сравнительные свойства пельменей и водки. Меж тем у пельменей, а особенно у водки, нет сравнительных свойств, водка может быть только водкой. Если она более водка — это краденый спирт, если она менее водка — это смесь для компрессов. Не может быть у нее ни насыщенного фруктового вкуса, ни послевкусия корицы. Она должна быть точна, холодна снаружи и горяча внутри, как пуля Героя Советского Союза снайпера Зайцева.

Раньше с неофитским восторгом нам толковали, как вкусны и нежны устрицы и какая же это замечательная вещь — фуа-гра. Теперь в той же тональности и в тех же терминах со мной обсуждают сравнительные свойства пельменей и водки.

«Отдыхаем в России!» — настаивает реклама. От чего, спрошу я вас, — от Европы и Америки? Попробуйте нарочно отдохнуть от Ниццы в городе Сочи, где с вас будут рвать, рвать и рвать, без ссылки на то, русский вы или нерусский. Устанете отдыхать! Может, и стоило бы не нести свои денежки за рубеж, а отдать их ближнему. Но для этого он должен быть ближе тебе, чем дальний. Будь он хоть негром преклонных годов — накормит меня вкусно и без нахальства, и он мне брат. А русский ресторатор объясняет, что я должен ему платить втридорога, потому что он русский. А я ему кто – нерусский?

Когда мои друзья едут в Переславль-Залесский, они делают это не для того, чтобы и туда нести московскую фальшь и отдыхать для кого-то — потому что теперь принято отдыхать в России. Им нравится делать то, что им нравится, не участвуя при этом в национальном проекте. Это все равно как объяснять, что я должен рожать детей из патриотизма, а не из любви к процессу.

Конечно, у русского отдыха есть одно неоспоримое достоинство. Здесь нет проблем виз и паспортного контроля, так что для многих видных россиян, заработавших проблемы по линии Интерпола (то ли они кого-то в Лондоне отравили, то ли их, но осадок остался) – это исключительно полезно. Ну а остальные, если навострят уши, за всей этой рекламной кампанией услышат крик купца из Охотного Ряда: «Покупай у меня. У него — не покупай».

В Москве недавно устроили пресс-конференцию «Отдых в России: почему россияне стали все чаще проводить отпуска на российских курортах?» Отвечая на этот непростой во­прос, один из чиновников Федерального агентства по туризму похвастался, что в 2007-м по России колесили 25 миллионов туристов, а в 2008-м к ним прибавится еще 8 процентов. Правда, не успели мы порадоваться этим процентам, как пришла новость, что в международном рейтинге туристической привлекательности Россия заняла всего лишь 64-е место из 130 среди стран мира.

Вот и разгадка: хозяевам нашей России выгодно, чтобы мы покупали у них, отдыхали у них и ели у них истинно русскую убоину. Это приложение патриотизма к потреблению только кажется новым. В советские времена это был прессинг без вариантов — «сегодня носит Адидас, а завтра родину продаст». Теперь варианты есть, и появляется мысль, что любить Россию — значит удачно ее продавать. Своим. Ведь чужие не берут.