Эксперт

Смотреть всем! 25 рекомендаций зрителям от Антона Долина

Кинокритик, ведущий рубрики «Пойдем в кино, Оксана!» в программе «Вечерний Ургант», прочитал в Калуге лекцию об итогах Берлинского кинофестиваля и рассказал, на какие фильмы нужно всей семьей идти в кинотеатры.

Памятуя о приглашении на Каннский кинофестиваль короткометражного фильма «Машка», поставленного калужанином Игорем Каграмановым, Woman’s Day поинтересовался у кинокритика: «Как вести себя выпускнику ВГИКа на столь престижном форуме?»

«Игорь Каграманов должен поехать в Канны с толстой пачкой визитных карточек, посещать все мероприятия кинорынка, со всеми знакомиться и вручать визитки собеседникам, – настаивает Антон Долин. – Канны хороши тем, что там можно завести деловые контакты. Но прежде режиссеру нужно сделать сайт, посвященный фильму «Машка», и указать его адрес на визитках. То, что Игорь получил приглашение – восхитительно! Важно, в какую программу отобрали его фильм. Начинающих обычно приглашают участвовать в показах «Уголка короткого метра», а апогеем для мини-фильмов считается официальный конкурс короткометражек. Победа в конкурсе киношкол и студенческого кино – Cinéfondation – автоматически означает, что дебютный полнометражный фильм режиссера обязательно включат в программу следующего Каннского кинофестиваля. Мой совет: ехать и заводить знакомства!»

Берлинский кинофестиваль, откуда вернулся Антон Долин, завершился вручением главной награды иранскому режиссеру Джафару Панахи за фильм «Такси».

«Если бы я получил заказ написать учебник современного кино, кино XXI века, то одна из первых глав была бы посвящена Джафару Панахи, – уверен Антон Долин. – Первый фильм Панахи «Белый шар» получил Золотую камеру на Каннском кинофестивале, второй – «Зеркало» – «Золотого леопарда» на фестивале в Локарно, третий – «Круг» – «Золотого льва» в Венеции, четвертый – «Офсайд» – «Серебряного медведя» на Берлинале. Начиная с фильма «Круг», все картины режиссера в Иране запрещены. Приговор режиссеру – шесть лет тюрьмы – под давлением мировой общественности заменили на шесть лет домашнего ареста и запретом на занятие кино в течение 20 лет. Но суровый приговор не заставил режиссера бросить свое любимое дело. Он за четыре дня снял на смартфон картину «Это не фильм» о том, как он не может покинуть квартиру. Затем – на даче – поставил фильм «Разорванный занавес». Чтобы заработать на жизнь, он добился разрешения властей на занятие частным извозом. Но и здесь он проявил изобретательность, сняв фильм на видеорегистратор. В каждой из своих картин, сделанных в период домашнего ареста, Панахи рассказывает о том, какие фильмы он мог бы создать, но не делает из-за приговора. В фильме «Такси», удостоенном «Золотого медведя», судьба каждого его клиента – это маленький неснятый фильм: от трагедии до комедии».