Снаряжение виндсерфера для новичков

Итак – вы начинающий виндсерфер. У вас есть деньги, желание и блеск в глазах, и чтобы этот блеск не потух, вам нужно правильно подобрать матчасть – саму доску, мачту, гик и паруса.

На мировом рынке существуют десятки фирм, выпускающих доски для виндсерфинга, которые могут удовлетворить любые запросы потребителя. На российском рынке представлены далеко не все фирмы. Но их вполне достаточно, чтобы любитель, начинающий или спортсмен мог подобрать себе необходимую доску, в зависимости от своих желаний и возможностей.

Доска

При выборе матчасти стоит учитывать многие факторы: ваш вес, финансовые возможности, условия при которых вы будете кататься (учиться). Не стоит учиться на коротких досках, так же, как и не стоит прыгать и кататься по волнам на трехметровой доске для новичков. Неправильно подобранное снаряжение будет причинять вам одни неудобства, тогда как доска и парус, отвечающие вашему уровню катания, помогут вам понять азы виндсерфинга и уже в скором времени перейти на «продвинутое оборудование».

Покупая доску, каждый человек хочет получить наилучшее соотношение качества и цены. Качество доски определяется по многим параметрам: ходовым свойствам, весу, прочности, степени изношенности доски. Самыми лучшими по качеству считаются гоночные доски сэндвичевой бесшовной конструкции с применением карбона и кевлара, хотя они и не самые прочные.

Если Вы еще не привыкли держать равновесие и опираться на парус, а не на доску, то доска должна быть широкой и большой (прибавьте к своему весу 100, и вы получите оптимальный объем доски для обучения – достаточно большой, чтобы простить вам все ошибки по распределению веса на доске, но и не слишком – чтобы не затормозить ваш прогресс в обучении).

Также доска должна быть по возможности широкой (не меньше 80 см, узкие и длинные доски больших объемов предназначены для гонок курс-рэйс и плохо подходят для обучения из-за небольшой ширины). Если человек впервые встает на доску, ему необходима доска 315-335 см со швертом. Если новичок стеснен в средствах или не хочет долго ходить на первой доске, то можно купить для обучения и самую дешевую доску б/у, типа виндгляйдер.

При обучении невозможно обойтись без падений или ударов мачтой по доске, поэтому доска должна быть прочной и не набирать воду при появлении сколов и трещин от ударов. Не стоит покупать формульные легкие доски – в них очень мал запас прочности. По этой же причине не стоит покупать хрупкие карбоновые доски. Самый лучший вариант – так называемые пластмассовые доски, или доски, выполненные по сэндвичевой технологии, заполненные изнутри пластичной пеной или низкократным пенопластом. Если спортсмен хочет начать обучение и продолжить совершенствоваться на одной и той же доске, то можно приобрести бесшвертовую доску 3.00-3.10 м с большим объемом 140-160 л.

Парус

Площадь паруса не стоит подбирать точно под ветер. Вам нужно отработать старт со стартшкотом (поднятие паруса, лежащего на воде, и начало движения), поворот оверштаг (когда доска становится параллельно линии ветра, и нос доски пересекает ее) и стабильно уваливаться (увеличивать угол между курсом и направлением ветра) или приводиться (уменьшать этот угол), используя наклон мачты в нос или в корму доски. На этом этапе вы постигаете основы виндсерфинга и скорость не ваша цель, поэтому достаточно иметь парус 4,5-6,5 м², в зависимости от ваших физических сил, чем вы сильнее, тем больше парус, и наоборот. Конечно, оптимально иметь несколько парусов, хотя бы два, а лучше все три.

Если спортсмен хочет иметь три паруса, то оптимальной будет линейка 8,5-6,5-4,5 м². Хочется отметить, что для слабых ветров каждые 10 кг веса спортсмена требуют увеличения площади паруса на 1 м², для сильных ветров эта прибавка в 2-3 раза меньше. И, конечно же, при подборе паруса следует уделять особое внимание подбору правильной, подходящей для этого паруса мачты. Потому как ходовые свойства паруса на 33% зависят от мачты, на 33 % от лат (специальных жестких пластинок, вставляющихся в особые карманчики на задней кромке паруса для придания ей жесткости) и на одну треть от полотнища.

Конечно, ни один парус нельзя застраховать от случайных повреждений во время катания (падения в него коленом, случайное попадание на острый предмет и т.д.). Но от вредных воздействий его надо по возможности защищать. Главными врагами паруса являются песок и солнце. Попадая на поверхность паруса, песок изнашивает ее, оставляя на пленке царапины и микротрещины. Для того чтобы избежать этого – несколько советов:

  1. Не оставляйте парус вместе с доской около берега в воде после катания, так как полощась в волне, парус царапается о песок. Храните парус на берегу вместе с доской. Перед хождением прополощите его в воде, наклоняя вниз нижнюю часть паруса, чтобы вместе с водой из мачткармана вымылся песок.
  2. После сборки паруса как можно скорее пристегните его к доске, так как оставленный на берегу, он может быть поднят случайным порывом ветра и насажен на какой-нибудь острый предмет.
  3. По возможности, парус надо укрывать от солнца. Часто даже в ветреный день спортсмен ходит 2-4 часа, а остальные 5-6 часов парус просто лежит на солнце. Советуют в это время накрывать паруса тентовой тканью, лучше со светоотражающей поверхностью. Если не делать этого, то через 3 года пленка паруса становится очень ломкой и хрупкой, парус просто разлетается от хлопков.
  4. Следите за тем, чтобы латы были хорошо набиты, т.к. иначе на парусе появляются продольные складки, по которым он протирается.
  5. Нижняя часть паруса в районе шкотового угла очень сильно протирается о шершавую поверхность доски. Особенно это бывает у начинающих. За пару месяцев хождения в этой части паруса могут перетереться все нитки в швах. Поэтому советуют заклеить все швы в районе 30 см от шкотового угла хотя бы обычным скотчем, а лучше специальной липкой тканью с обеих сторон.
  6. При перевозке парусов на дальние расстояния, не кладите паруса рядом с незакрепленными предметами. Сам парус должен быть плотно скрученным и привязанным. Очень часто при перевозке в автомобильном прицепе парус протирается каким-либо рядом лежащим предметом до дыр.
  7. Хранить парус лучше в скрученном в рулон состоянии, предварительно промыв его от песка и соли в пресной воде и высушив его.

Аксессуары

Под доску и парус подбирается остальное: гик, мачта, удлинитель или мачтстакан, шарнир. Кроме этого вам понадобятся метров 10 шкотиков (веревочек) и, конечно же, ваш самый лучший друг на несколько лет – стартшкот. Шверт (плавник, вставляющийся в специальную прорезь в доске для придания большей устойчивости на курсе) обычно поставляется вместе с доской, но если его нет – выберите плавник в пределах 25-35 см.

Мачта не должна быть длиннее, чем требуется для паруса, но и не должна быть короче более чем на 20-30 см. Если мачта подходит к парусу точно, то удлинитель вам не нужен, вместо него купите мачтстакан. Удлинитель же дает возможность регулировать набивку паруса – плюс-минус несколько сантиметров.Шарнир подбирается к доске и мачтстакану или удлинителю – обязательно убедитесь, что шарнир прочно фиксируется на доске и надежно удерживает мачтстакан или удлинитель.

Гик (перекладина, которая одним концом крепится к мачте, а вторым – к углу паруса) подбирайте под парус. Не пытайтесь подобрать гик с расчетом, что он в будущем подойдет ко всем вашим парусам. К сожалению, многие, покупая хороший спортивный парус, приобретают не подходящую для него по жесткости и прогибу мачту. Это делается, конечно же, из экономии. Рекомендуется, при ограниченных средствах, покупать парус попроще и подешевле.

О цене

Для новичка вполне подойдет подержанное снаряжение. Будьте готовы заплатить за полный комплект (доска, парус, мачта, гик, принадлежности) от $800 до $1500, в зависимости от возраста оборудования. Ищите доску без заделанных пробоин, и вообще, чем меньше на ней будет следов ремонта – тем лучше.

Если вы хотите приобрести совершенно новое оборудование, готовьтесь выложить от $900 до $1600 только за одну доску, $400-600 за парус, в зависимости от конструкции и производителя. Если Вы хотите новое оборудование, но подешевле, ищите доски прошлогоднего модельного ряда. Магазины часто продают прошлогодние модели с большой скидкой.

Кроме этого, сейчас существует несколько мастерских, где вы можете сделать доску на заказ. Этот вариант хорош тем, что доска будет сконструирована по вашим индивидуальным параметрам.

И напоследок – небольшой совет

Пока вы не достигли вершин курс-рэйса, воздержитесь от покупок карбоновых деталей: преимуществ, которые они дают, вы все равно не ощутите, а по цене они дороже в 3-4 раза. Например, вместо одной карбоновой мачты –купите три обычные, чтобы был запас на случай поломки. Когда продавец будет вам расписывать прелести карбоновых конструкций, знайте, что единственная его цель это «впарить» вам дорогую вещь. На сэкономленные деньги лучше приобрести нормальный спасжилет и гидрокостюм, которые сохранят вашу жизнь и здоровье.