Совесть: сохранить или отказаться

Хорошая карьера невозможна без компромиссов – с этим утверждением соглашается большинство тех, кто эту карьеру построил. И тут же добавляют, что частенько приходится идти на сделку с… собственной совестью. WDay.ru предлагает способы обойтись без этого.

сделка с совестью
сделка с совестью

В бизнесе часто приходится закрывать на что-то глаза, преувеличивать достоинства своего продукта и скрывать от потребителей его недостатки, поступаться чьими-то интересами. Для делового мира это норма. А для вашей совести?

Сложно назвать такие ситуации «сделкой с дьяволом». Однако с течением времени незначительные компромиссы, на которые мы вынуждены идти изо дня в день, нарастают, как снежный ком, и в конечном счете могут привести к мысли, что наши личные убеждения самым недопустимым образом попраны. И именно в этот момент мы чаще всего и начинаем отчетливо видеть весь путь, приведший нас к этой ловушке.

Элизабет Дотти, организационный консультант, оказавшись в подобной ситуации, нашла в себе силы сказать «нет», и после посвятила несколько лет своей жизни, чтобы собрать мнения о том, как, чтобы не потерять себя на корпоративных просторах.

Ее собственная история такова: еще не будучи консультантом, она работала в крупной сети отелей класса люкс и руководила организацией ежегодного собрания директоров сети. Все они были мужчинами. И незадолго до мероприятия ей передали просьбу от владельца сети найти молодых симпатичных девушек для встречи гостей, и подобрать для них костюмы с декольте, что называется, ниже пояса. «Эта просьбы меня, мягко говоря, удивила - говорит Элизабет, - «однако отказ был череват. Мне дали понять, что просьба эта исходит с самого верха, и обсуждению не подлежит. Через пару дней я все-таки нашла в себе силы поговорить со своим начальником наедине и сказать, что эту просьбу я выполнять не буду. Свое распоряжение он, все же, отменил, но осадок остался. Не стоит думать, что я была так наивна: я знала, что подобные истории возникают во многих, даже самых образцовых, с точки зрения соблюдения морали, компаниях. Я не уставала повторять себе, что это часть бизнеса, и если я хочу работать дальше, я должна принимать правила игры. Еще бы чуть-чуть, и этот прием бы сработал, к концу вечера, который прошел великолепно, я почти перестала думать об этом, если бы не лотерея. Она была частью программы, мы разыгрывали среди сотрудников сети довольно ценный приз. Результаты объявлял мой шеф. Каково же было мое удивление, когда он назвал мою фамилию! Я поняла, что таким образом он пытался купить мою лояльность. Не дождался: вскоре после этого я сбежала в бизнес-школу, и после уже не возвращалась в этот бизнес».

Между нашими личными убеждениями и корпоративной политикой всегда существует конфликт. Соврать (а иногда даже просто промолчать) и выиграть, или сказать правду, и остаться ни с чем? Суть конфликта именно в этом. Компании требуют все большей продуктивности, при этом ужесточая корпоративную политику и безжалостно посягая на личные ценности работников. В результате изо дня в день менеджеры и работодатели попадают в затруднительные положения, в которых вынуждены сами себе отвечать на вопрос, насколько важно быть честным. С одной стороны, очень важно верить в организацию, дабы преуспеть в любой командной работе. С другой стороны, если решения управляющих директоров имеют свои, часто далеко не прозрачные, причины, верить в непогрешимость и правоту компании становится очень сложно.

Описанный инцидент сподвиг Элизабет Дотти собрать информацию о том, как с такими ситуациями справляются люди, удачно строящие свою карьеру. Она опросила 38 человек, и, проанализировав их ответы, выделила три стратегии, к которым они прибегают, чтобы не вступать в сделку с совестью.

Игра на победу

Победу, в самом традиционном бизнес-смысле этого слова, когда человек делает осознанный выбор в пользу карьеры, и взваливает на свои плечи как можно больше проблем, просто чтобы убедиться в том, что может их решить. Моральных дилемм ему решать не приходится просто потому, что он раз и на всегда выбрал собственную выгоду. Элизабет Дотти приводит в пример Дейва, бывшего владельца компании по организации праздников. За пять лет практически каторжного труда он поднял компанию в лидеры рынка, а затем очень удачно продал свою часть. «После этой сделки я чувствовал себя Цезарем, возвратившимся в Рим после победы над галлами» - рассказывает Дейв.

В общем, сделать выбор в пользу материальных благ, наступив на свои моральные принципы – тоже стратегия. Но вот получится ли следовать ей всю жизнь? Дейву, чтобы выгодно продать компанию, пришлось обойти своего друга и компаньона. «Получается, что я – победитель, - говорит он, - «но получается, что я заплатил за свою победу многолетней дружбой. Стоит ли оно того?»