Свет в конце тоннеля: 6 пугающих легенд петербургского метро

15 ноября петербургскому метрополитену исполнится 60 лет. С полуторавековой историей лондонской подземки, конечно, не сравнить. Но за свою пока еще недлинную жизнь наш метрополитен уже успел обрасти мифами и легендами. Woman’s Day собрал самые яркие, а порой фантастические образцы народного творчества.

Замурованный Сталин

В проекте станция «Нарвская», открытая ровно 60 лет назад, значилась как «Сталинская». А потому и оформление было соответствующим – в торце нижнего зала располагалось огромное мозаичное панно: Иосиф Виссарионович на фоне алых флагов и золотых колосьев пшеницы, которые трудолюбиво вырастили советские люди.

Но вскоре культ личности Сталина был развенчан, а в 1961 году исчезло и панно. Впрочем, говорят, что мозаика вовсе не уничтожена, а лишь заложена мраморными плитами, так что отец народов по-прежнему рядом с нами.

Защита от монстров

Двойные двери на некоторых станциях петербургского метрополитена до сих пор удивляют гостей Северной столицы. Существует легенда, что таким образом пассажиров пытались защитить от всякой нечисти: якобы в тоннелях расплодились громадные крысы, которых даже давили поездами. Конечно, все это неправда, никаких крыс-монстров в питерской подземке сроду не было.

А в народе между тем гуляет и такая версия: двойные двери были придуманы на случай, если вода из залива просочится в метро: они на время перекроют потоки, и люди успеют выбраться по эскалатору.

На самом деле проектировщики в защиту своей идеи приводили довод о нулевом риске умышленного и неумышленного падения пассажиров на рельсы. Да и экономия отделочных материалов тоже сыграла свою роль.

Какие страхи в вас сидят?

Дерни за веревочку

С первой станцией закрытого типа «горизонтальный лифт» – «Парк Победы» связана еще одна городская легенда, на этот раз довольно веселая. В день торжественного открытия, 29 апреля 1961 года, механизм открытия дверей-створок дал сбой. И это перед самым прибытием высокого городского начальства! В итоге, утверждает народная молва, у каждой створки поставили служащих станции в форме красноармейцев, которые дергали в течение дня за веревочки, открывающие двери.

Последняя станция

«Как только в Петербурге будет построена 60-я станция, город уйдет под землю», – гласит еще одна легенда, весьма популярная в Северной столице в конце прошлого века. Мол, именно поэтому новые станции строятся долго и неохотно.

Но и эта история не нашла своего подтверждения: 60-я по счету станция метро – «Парнас» была введена в эксплуатацию 22 декабря 2006 года.

На сегодняшний день питерская подземка насчитывает уже 67 станций, и город до сих пор на месте.