Увольте меня красиво

Можно ли в одночасье уволить половину коллектива и сделать так, чтобы никто не ушел обиженным? Оказывается, можно. Называется такой процесс умным словом аутплейсмент.

аутплейсмент
аутплейсмент

Аутплейсмент (от английского outplacement) в переводе на русский кадровый язык означает помощь в трудоустройсте тем, кого компания собирается сократить. Впервые в России это понятие появилось во время кризиса 1998 года: западные компании, которые из-за финансовых потерь уходили с российского рынка, помогли бывшим сотрудникам своих подразделений найти работу. К аутплейсменту прибегают в случае сокращения штатов, реструктуризации, слияниях или закрытия компании. Естественно, трудоустраивать сотрудника, уволенного «по статье», никто не будет. Вряд ли стоит на это рассчитывать и тем, кого просят написать заявление «по собственному желанию» - обычно это означает, что самое большее, на что вы можете рассчитывать – это компенсация за отпуск.

В общем случае порядок действий такой: работодатель, который собирается сократить сотрудников, заключает договор с кадровым агентством, которое либо будет работать с увольняемым до момента его трудоустройства, либо выступит консультантом: поможет составить грамотное резюме, подскажет, куда и кому его направить, подготовит к собеседованию. Чаще к аутплейсменту прибегают в случае увольнения топ-менеджеров и менеджеров среднего звена, хорошо зарекомендовавших себя в работе. Естественно, что успешность трудоустройства определяется множеством разных факторов, и не последнюю роль в нем играет сам кандидат. Важно все: насколько человек «продаваем» и конкурентоспособен, уровень его компетенции, знания, умения, навыки, и многое другое. Кадровое агенство оценивает все эти данные и начинает работу. Все программы аутплейсмента дифференцируются в зависимости от уровня позиции увольняемого. Если речь идет о менеджере низшего звена, то наладить для него контакты с фирмами-работодателями труднее. Самым важным будет научить человека правильно подавать себя, потому что, как правило, у таких сотрудников существует проблема с самопрезентацией. Набор услуг в данном случае заключается в консультациях, связанных с профессиональной ориентацией работника. Если же увольняют менеджера среднего звена, то помимо консультаций необходимо провести оценку «стоимости» данного специалиста, его навыков и качеств. Ну и самой «штучной» работой являются топ-менеджеры компаний. В этом случае необходим индивидуальный подход. Проводится детальный анализ рынка труда, который совмещается с интервью по компетенциям. Данные консультации очень важны для топ-менеджеров, так как они не могут позволить себе экспериментов с поиском работы — любой неудачный опыт станет слабым местом в резюме специалиста, что может иметь весьма неприятные последствия при последующем трудоустройстве.

Аутплейсмент – это не просто способ сделать приятное человеку, с которым жаль расстаться. Компания вряд ли будет заниматься благотворительностью, ничего не приобретая взамен. Это, как минимум, отличный пиар-ход: компания сохраняет лицо в глазах многих людей, которые будут нести этот имидж в массы. Еще один плюс, который очевиден не сразу: уволенные сотрудники гарантированно не попадут к конкурентам. Поскольку кадровому агентству заказывает услугу работодатель, оговорить, что вакансии в определенных компаниях рассматриваться не будут, - вполне распространенная практика.

По данным кадровых агентств, текущий кризис повысил спрос на эту услугу. Однако, к сожалению, 99,9% компаний, которые ее заказывают, - западные. Дело в том, что зарубежные компании очень боятся наших профсоюзов, к тому же у них существует определенная культура цивилизованного увольнения сотрудников, которой иностранцы стараются придерживаться и в России. Отечественные же организации при расставании с сотрудниками ограничиваются простым сообщением об увольнении и никак не заботятся о дальнейшей судьбе служащих. Тем не менее, кадровые агентства продолжают активно продвигать идеи цивилизованного увольнения, надеясь, что в недалеком будущем аутплейсмент станет неотъемлемой частью трудового этикета среди отечественных работодателей.

Еще один способ использования аутплейсмента - так называемое мягкое увольнение. Применяется оно обычно к топ-менеджменту, поскольку для рядового персонала такое мероприятие оказывается довольно затратным. Если вдруг между менеджером и остальным руководством компании разгорается конфликт, или их перестает устраивать качество его работы, они могут просто заказать кадровому агентству подобрать ему несколько выгодных предложений, в надежде, что от одного из них он не сможет отказаться. В этой ситуации все оказываются довольны: менеджер получает новую работу, а работодатель избавляется от неудобного сотрудника. Так что, когда вас в следующий раз будут «хэдхантить», присмотритесь к своему руководству. Вдруг оно уже злорадно потирает ручки?