В какое образование вкладывать деньги

Сегодняшних студентов больше учат теории. А вот хорошие практические знания, необходимые для работы, получить, например, будущим врачам, в местных медучреждениях весьма и весьма непросто. Есть ли выход из этой ситуации? И в какое образование стоит вкладывать деньги родителям выпускников?

Прежде чем выйти на любимую работу, все мы учимся, долго и упорно. Вот только посчитайте: 11 лет школа, потом вуз. По желанию – различные дополнительные курсы. Одни специалисты учатся чуть меньше, другие, например, врачи – больше: 6 лет вуза, затем, ординатура, интернатура. И уж потом, если повезет, выпускника возьмут на работу. И если совсем сильно повезет, в хорошее медучреждение. И там… начнут учить заново, потому что оказывается, что все его знания были теоретическими и имеющими к реальной работе прикладное значение. У молодого специалиста – шок и стресс. Ведь если он что-то и знает, то почти ничего не умеет.

Вот здесь и встает вопрос о том, а какие, собственно, знания нужны будущему специалисту?

Конечно, без теории никуда, но и практике должно уделяться гораздо больше времени. Посмотреть, окунуться в рабочую атмосферу, попробовать, пощупать, спросить тут же. Особенно это важно для будущих врачей.

А сейчас вопрос практики в российских медвузах, откровенно говоря, оставляет желать лучшего.

И получается, что выпускники очень хорошо подкованы теоретически, но работать-то им предстоит отнюдь не теоретиками, а реальными врачами, с живыми пациентами. А специалистам в больницах, к которым будущих медиков посылают на практику, совсем не до того: они загружены работой в три смены и написанием огромного числа отчетов, да и сама система не позволяет пустить студента в операционную, да еще и дать что-то рассмотреть вблизи. Максимум – постоять рядом – не дыша и молча. А еще лучше – со своими шапочкой, бахилами и перчатками. Они в наших больницах на вес золота.

Кроме того, современное оборудование есть лишь в федеральных центрах. И увидеть, попробовать – шансов мало.

Совсем иной подход к будущим специалистам за границей. В Германии, например, где медицина находится на очень высоком уровне и куда из России едут пациенты, чтобы получить квалифицированную помощь при тяжелых заболеваниях, студентов-медиков каждый врач встречает не просто доброжелательно, но и заинтересовано. Он готов делиться знаниями и опытом здесь и сейчас. И подход к обучению в медицинских вузах там иной – все основано как раз на практической составляющей. Про почти космическое оборудование клиник можно и вовсе не говорить.

Что делать нашим студентам, которые очень хотят быть врачами, причем хорошими и востребованными?

Пойти по пути своих сокурсников, которые побывали на зарубежной стажировке в ведущих зарубежных клиниках.

Организовать поездку в Германию им помогла компания «СТУПЕНИ».

Личный опыт: Екатерина Бибик, студентка 4-го курса лечебного факультета ВолгГМУ:

– Я проходила стажировку в двух немецких клиниках: Klinik Dr. Hancken в г. Штаде – это частная диагностическая клиника, и в государственной клинике широкого профиля Elbe Klinikum Stade в этом же городе. Организация поездки мне понравилась, все было продуманно и четко.

Отличие в отношении к студентам в волгоградских больницах и в германских клиниках, конечно, очень разительное. В Германии относятся не просто доброжелательно, но и заинтересованно, и всячески приветствуют инициативу. Здесь ты волен по своему усмотрению прийти на ту или иную операцию, тебе все расскажут, покажут, объяснят, ответят на все вопросы. А мне было интересно поприсутствовать на операциях и исследованиях, которые, например, у нас я не видела: коронарография, торакотомия, трехмерная КТ-реконструкция сердца, резекция сигмовидной кишки с использованием эндоскопического, лапаротомического и трансректальных методов, я просмотрела больше 100 кт и мрт снимков, ПЭТ, резекцию доли легкого и многое другое.

Кроме того, я увидела и отношение к пациенту – здесь все усилия медиков направлены не только на благополучный исход операции, но и на сокращение и облегчение больному реабилитационного периода. Ради этого врачи готовы идти более сложным путем, применять инновационные методы вместо более легких традиционных полостных операций, стоять в операционных по 5−6 часов.

В общем, стажировка студентов за рубежом – это колоссальный опыт, который необходим, если хочешь быть хорошим специалистом. В Германии меня не просто приглашали войти, посмотреть, но и подробно объясняли все действия медперсонала.

За две недели в клиниках Германии я узнала и посмотрела в разы больше, чем у себя на родине.

Об организации стажировки студентов за рубежом рассказывает директор ООО «Ступени» Елена Рябушева:
Елена Рябушева (Elena Ryabusheva)

«Сначала студент выбирает страну. Для Екатерины лучшим выбором была Германия, так как она давно изучает немецкий язык. Есть также программы для студентов в мировых клиниках Испании, Прибалтики, Кореи. Стоимость прохождения практики: от 650 до 850 евро в неделю, в зависимости от страны и клиники.

Следующий шаг – студент должен написать мотивационное письмо профессору, почему он хочет учиться. И после подтверждения профессором возможности уделить это время студенту начинается оформление визы, заказ билетов и апартаментов. Студенту обязательно назначается куратор который находится на связи 24 часа в сутки. После встречи в аэропорту, куратор помогает заселиться в выбранное жилье. Апартаменты стоят около 50 евро в сутки. Все необходимое для жизни в них есть. Расположены по отношению к клинике удобно, чтобы была возможность студенту добираться до места практики самостоятельно. В некоторых клиниках обед входит в стоимость практики (в больничной столовой), в некоторых придется доплатить около 5−10 евро. Я думаю, что стажировка студентов за рубежом – это прекрасная возможность совместить получение знаний и посмотреть мир. ООО «Ступени» готово в этом помочь».

Подробная информация о стажировках для студентов также представлена на сайте компании.