Эксклюзив

Вдовиченков и Лядова: «Съемки «Левиафана» были как конец света»

Пейзажи, картинки в «Левиафане» очень красивые, но не очень уютные. Вам было физически комфортно сниматься на Севере?
Елена Лядова (Elena Lyadova)

Все было, как это выглядело. Конец света. Баренцево море, Северный Ледовитый океан. Грибы-ягоды, собирательство-рыбалка. Такая жизнь. Иногда электричество отрубали…

Владимир Вдовиченков (Vladimir Vdovichenkov)

…И когда его врубали, все были счастливы, что хотя бы свет есть! Конечно, местность накладывает свой отпечаток на настроение. Северная аномалия летом заключается в том, что там всегда день. Круглосуточно. А осенью, когда начинает темнеть, почти всегда темно. Где мы работали, там не было столовой, не то что кафе. Не было клуба. Но там очень красиво, очень ветрено, очень холодно, очень одиноко. Край страны, край мира! Конечно, там начинаешь размышлять о бренности бытия…

Владимир, в вашего героя в «Левиафане» влюбляется жена друга: тут и измена, и предательство. Вы обсуждали между собой эту ситуацию, мотивы поступков персонажей?
Владимир Вдовиченков (Vladimir Vdovichenkov)

Когда ты получаешь сценарий, должен замотивировать поступки своего героя. Есть ли ему оправдание? Это вопрос к сценаристу, который написал мне такую партитуру. Если я на нее соглашаюсь, значит, я нахожу персонажу оправдание, придумываю что-то.

Но вы верите в мужскую дружбу?
Владимир Вдовиченков (Vladimir Vdovichenkov)

Конечно, верю. А также верю, что такая дружба рушится. Верю и в предательство, и в такие жизненные коллизии!.. Жизнь может такие фантастичные круги завернуть, что ни в каком сценарии не найдешь… И мы играем разные истории, и на сцене, и в кино, от Вампилова до Шекспира и Чехова.

Елена, а вам, мне кажется, часто достаются героини, которые по сюжету страдают...
Елена Лядова (Elena Lyadova)

Да. Мучаются. А в этом фильме моя Лиля вообще умерла от страданий. Это апогей моих ролей. На этом трагичном образе завершилась пока работа у Звягинцева. Потом будут только смех и танцы у Андрея Прошкина в «Орлеане»!

Кстати, вы же и этот проект представляли в Каннах – на кинорынке. Это вообще ваш второй визит на фестиваль во Францию – в 2011-м вы приезжали на премьеру Звягинцева «Елена». Эмоции испытывали разные?
Елена Лядова (Elena Lyadova)

Первый раз я приезжала в Канны лишь в день показа картины, и это был сумасшедший дом. Но впечатления, конечно, были яркие. А в мае я приехала с представлением сразу двух картин: на кинорынке и на конкурсной программе. Приехала пораньше. И помимо кинопросмотров мне удалось подняться в замок на холме, поесть устриц… В остальном я отдыхала.

Владимир Вдовиченков (Vladimir Vdovichenkov)

Я тоже приехал пораньше. Хотелось посмотреть фестивальную историю не в контексте галопа. Успел посетить и несколько приличных магазинов, сходить в тот же местный замок. Когда я слышал о Каннском фестивале, мне он представлялся такой фантасмагорией счастья, света, лучезарности, кино, любви! Но когда оказался в статусе приглашенного, то сразу возникает масса вопросов: что надеть, куда идти. Появляются правила, которые загоняют тебя в рамки, комфорта меньше и меньше. И если ты в состоянии отличить лоск от сути, то понимаешь: там, в общем, лоск. И всему есть цена, и она бескомпромиссная. В чем отличие «Кинотавра» от Канн. В Сочи все знают цену друг другу цену, и отношение более человечное. А в Каннах важна упаковка. Тебя задвигают, потом ты победил – и тебя сразу чествуют и любят. И все это в одну секунду. Это обескураживает.