Интервью

Владимир Машков: занимаясь только собой, ничего не добьешься

Про него говорят: «Актеров много, Машков – один». А он утверждает: «Все люди, которых я играл, интереснее меня во много раз». Поэтому он не любит рассуждать про себя. Поводом для нашей встречи послужила грядущая премьера фильма «Дуэлянт», где он сыграл одну из главных ролей – опасного человека графа Беклемишева. Но Машков начинает разговор с… космоса.

– Как сказал мне один космонавт: «Лучше самой острой памяти – самый тупой карандаш!», – замечает он, глядя на то, как я включаю два (на всякий случай) диктофона. – В космосе все пронизано радиацией и происходят иногда такие моменты: человек что-то делает, потом – раз, и белый лист. Поэтому они все действия записывают. Переложил телефон налево – записал, отвернул болт – записал. Иначе не двинешься в пространстве. Или еще рассказывали: у последнего космического туриста Лалиберте началась паническая атака. Мы же на Земле не можем проверить долгое воздействие невесомости. А там может случиться такое, что человек хочет выйти. И его скотчем приматывают.

Ого! А ведь кажется, как романтично – в космос полететь.
Владимир Машков

А на самом деле это для супервыживающих людей, не для обычных. Когда «Экипажем» занимались, были в центре космических полетов, я там общался с людьми. Спрашивал: вас тошнит? Они: все время. Просто не обращают на это внимание. У Гагарина в космосе задача была одна: выжить. Причем сначала проходила проверка на психологическую готовность. Сообщили Титову, что он летит в космос, и у него поднялся пульс. Сообщили Гагарину – у него пульс не поднялся. Какая степень концентрации.

Вы рассказываете такие подробности, а ведь не играли космонавта. Просто эта тема интересна? Коллекционируете истории?
Владимир Машков

Меня интересуют деятельности, которые не совмещаются с человеческой жизнью. Понимаешь, что там какие-то сверхлюди.

Осень в кино: 9 самых ожидаемых фильмов сентября
Подробнее
Вы таких героев и на экране воплощаете. А как выбираете проекты? Считается, что ваше участие гарантирует успех, но, значит, и вы выбираете успешные истории. Это чутье приходит с опытом?
Владимир Машков

Вообще, это очень просто. Сценарий и кто это делает – все. Кино – это коллективное действо. Моя задача – быть максимально полезным на площадке для дела, о котором мы договорились. Как, собственно, и у всех. Должен быть режиссер, за которым я с удовольствием пойду и буду пытаться и воплощать его задумки.

Как вы определяете, что пойдете за человеком с удовольствием?
Владимир Машков

У нас же есть такое удивительное качество – речь. Если говорить про Алексея Юрьевича Мизгирева (режиссер «Дуэлянта». – Прим. «Антенны»), мне было с ним интересно даже не потому, что он окончил философский факультет университета. И не потому, что он бросил это и занялся самой интересной деятельностью – кинорежиссурой. Это должность небожителя, ты создаешь миры. А потому что он очень глубокий режиссер, который создает понятную сейчас ткань через язык и детали того времени. Еще мне важно, насколько интересно с этим человеком, которого ты будешь исполнять, провести полгода или год жизни. Все люди, которых я играл, интереснее меня во много раз.

Да? Герой «Дуэлянта», граф Беклемишев, например, чем интереснее?
Владимир Машков

Еще поискать такую трагическую судьбу!

Он далеко не положительный герой, но вы его для себя оправдываете?
Владимир Машков

Я должен был жить за него. А если живешь за человека, должен найти оправдание для его жизни.

Съемки «Довлатова» в фото: Козловский, Ходченкова и Лядова
Подробнее
Когда вы играете персонажей из другого времени, замечаете, что люди изменились? В ХIХ веке были другие понятия той же чести, например?
Владимир Машков

Люди меняются каждый день. Лев Николаевич Толстой сказал: «Человек – существо текучее». Было бы нелепо, если бы мы вели себя так же, как тогда. Для этого и существует процесс воли. Когда актер должен погрузить себя в эту атмосферу, он должен знать про этих людей. Здесь и начинается исследование величайшее. Для того же Беклемишева я изучил все, что мог: пушкинскую эпоху, прочитал огромное количество литературы про дуэли, вообще, из-за чего все происходило – вы представляете все эти нюансы? Сейчас трудно понять, что это было дворянское развлечение. То есть самим смыслом дуэли люди повышали свой статус. Тут же появилась бюрократия: оскорбление первой степени, второй и так далее. Точнейшие правила, которые должен соблюдать. Откуда перчатка как вызов появилась, знаете? Дело в том, что были разные виды оскорблений. Оскорбление словом – одно, а если действием или покушением на действие – тогда точно надо стреляться. То есть если человек замахнулся на другого, или, не дай бог, ударил – точно стрельба. Причем, на невыгодных условиях. Поэтому перчатка – это когда в твою сторону что-то летит, и, значит, не ответить невозможно. Так и проверяли людей.

А до какого возраста, считаете, формируется характер?
Владимир Машков

Мне сложно говорить, я занимаюсь необычной деятельностью. Актерство неестественно для человека, потому что большую часть жизни ты живешь за других людей. И пропускаешь собственную личную жизнь. Большую часть года по 12 часов в день ты занимаешься другим человеком. Если хочешь добиться успеха. Если занимаешься собой, ничего не добьешься. Даже не успеха, это кратковременная и зыбкая субстанция. Как великий Брандо сказал: «Кинозвезда – это человек, сидящий на сахарном троне во время дождя». У меня одно место действия – на площадке. Я жду этого: когда мы начнем с партнерами разбирать и находить правильные ходы. И кино – при правильной подготовленности всех – это высшая импровизация. Константин Сергеевич Станиславский в книге «Работа над собой в творческом процессе переживания» в главе «Воображение» писал: представьте себя на арктической станции или на съемочной площадке, где нужно быть еще более подробным. Вообще, мне нравится подробность. Это самое интересное, что может быть.

Кто ваш звездный мужчина?
Петр Федоров: «Я полностью зависим от женщин»
Подробнее