Вячеслав Зайцев: «У модельера должно быть меньше амбиций и больше любви к людям»

Президент Московского дома моды Вячеслав Зайцев рассказал, как добиться успеха начинающим художникам-модельерам и поделился личным опытом завоевания признания в мире моды.

Чтобы понять, как добиться успеха, нужно прожить целую жизнь

Вячеслав Михайлович, расскажите, как молодому дизайнеру стать мэтром, таким же, как вы, успешным?
Вячеслав Зайцев (Vyacheslav Zaycev)

Это тяжело, нужно прожить жизнь. Если честно, то мне очень повезло. Я успешно окончил институт, а меня, вопреки моим желаниям, направили работать на фабрику. Я мечтал работать в балете на льду, заниматься искусством, а попал по распределению на фабрику им. Бабушкина делать спецодежду для села и области. Был жутко расстроен, конечно. Ленинский стипендиат, был такой крутой тогда. Декан сыграл со мной злую шутку, он ревновал меня к моему творчеству. С этого все началось.

Как складывалась ваша работа на фабрике?
Вячеслав Зайцев (Vyacheslav Zaycev)

На фабрике я расстроился от того, что увидел жуткие серые стены с накатом, бархатные шторы. На мой взгляд, это ужасно неэстетично, все раздражало страшно. Меня сразу сделали художественным руководителем. Я сказал: «Ребята, давайте сделаем что-нибудь новое, особое». Начал рисовать эскизы. Сделал телогрейку из цветного репса, цветную юбку из павловопосадских платков и валенки. Помню, что покрасил их гуашью и темперой в разные цвета: желтый, красный, зеленый и прочее, и прочее, получилось очень здорово.

Как руководство отнеслось к такому поступку?
Вячеслав Зайцев (Vyacheslav Zaycev)

Были неприятности со стороны членов совета. Там была Ивашова главной, женщина, которая представляла всю индустрию моды и легкую промышленность. На фабрике сделали товарищеский суд и отстранили меня от руководства. Я не особенно, правда, переживал. Поставили на фабрику делать платья, пальто из плюша. Никогда не унывал, потому что выхода не было все равно.

Когда же вас заметили?
Вячеслав Зайцев (Vyacheslav Zaycev)

На том совещании оказались французы и Агентство печати «Новости». Они сняли коллекцию, заинтересовались моим творчеством. Снимали у меня дома. Я жил тогда в коммунальной квартирке такой маленькой, полуподвальной. Одна стена серая была, одна желтая, одна еще какая-то, а на четвертой черные брызги сделал, мириады звезд. Статья появилась в «Пари Матч» в апрельском номере. Затем пошла волна «Вог», «Штерн», потом «Лайф», «Лук». Скандал был жуткий. В то время вообще невероятно, что западные журналисты приехали в Москву, да еще и на фабрику. И после всего этого наконец сбылась моя мечта. Я попал в Московский дом моды на Кузнецкий Мост, 14.

Наверное, чувствовали, что ваши руки связаны. Хотелось отойти от серых красок?
Вячеслав Зайцев (Vyacheslav Zaycev)

Когда я пришел в институт, первым делом попал в Музей народного искусства и обалдел от красоты народных костюмов. Никак не мог понять, почему у нас в стране одеваются так уныло и так блекло, не пользуясь благами, которые дала нам история? Начал делать цветные эскизы, появилось желание внести цвет в одежду. Начал отшивать декоративные сорочки. Вырезал цветы из ситца, шелка, сатиновых тканей и делал аппликации. Получались очень интересные вещи, русская тема захлестнула мое сознание, и я начал серьезно этим заниматься.

Почему у нас не было такой массовой моды в 60–70-х?
Вячеслав Зайцев (Vyacheslav Zaycev)

Все просто, у рабочих был тайминг. Художники разрабатывали интересные модели, но на фабриках был лимит – 20 минут на пошив каждой вещи. Соответственно, все усложняющие элементы убирались и на выходе получался кошмар. Когда мне показывали «мои» отшитые вещи, я их не узнавал и говорил: «не мое». А мне отвечали: «Ну, мы тут убрали, тут рукав длиннее, тут короче, так практичнее, а все остальное – ваше». Это была унифицированная промышленность и осознанная политика государства. Люди не должны были тратить много времени на мысли о моде, но понял я это намного позже, только после ухода из официальной моды.