Забытые профессии: шарманщик и трубочист

Удивительно, но много лет назад самыми уважаемыми профессиями были вовсе не инженеры, менеджеры или юристы. Крысоловы, шарманщики и трубочисты – специальности, ушедшие в прошлое, но не ставшие от этого менее интересными.

Шарманщик

Механизм шарманки – переносного механического органчика – был изобретен в конце XVII века, а уже в начале XVIII распространился по всей Европе, благодаря бродячим музыкантам, которых в последствие стали назвать шарманщиками. Название инструмента произошло от самой популярной песни, которую крутили все шарманщики, – «Шарман Катрин» («Прекрасная Катрин»).

Появившись, как профессия для бедных скитальцев, не умеющих играть ни на одном музыкальном инструменте, со временем игра на шарманке превратилась в почетную, пусть и плохо оплачиваемую профессию.
Появившись, как профессия для бедных скитальцев, не умеющих играть ни на одном музыкальном инструменте, со временем игра на шарманке превратилась в почетную, пусть и плохо оплачиваемую профессию.
Часто шарманщик ходил с обезьянкой, которая сидела у него на плече и вытаскивала из коробки «билетики счастья».
Часто шарманщик ходил с обезьянкой, которая сидела у него на плече и вытаскивала из коробки «билетики счастья».

Инструмент мог воспроизводить шесть-восемь мелодий при вращении рукоятки. Обычно шарманщики останавливались у богатых домов и заводили одну незамысловатую песню. Когда же хозяину дома надоедала музыка, он выходил и отправлял музыканта восвояси, угостив его отборной руганью, хлебом и мелкой монетой. Часто шарманщик ходил с обезьянкой, которая сидела у него на плече и вытаскивала из коробки «билетики счастья», иногда компанию музыканту составлял говорящий попугай или дрессированная мышь.

Шарманщик с девочкой, 1880 год.
Шарманщик с девочкой, 1880 год.
Памятник шарманщику, США.
Памятник шарманщику, США.
Шарманщик с обезьяной, 1900 год.
Шарманщик с обезьяной, 1900 год.

Очень часто шарманщики объединялись с кукольниками и выступали на улицах и базарных площадях вместе, рассказывая прохожим о приключениях Петрушки. Так, с утра до вечера актер носил на плече складную ширму и сундук с куклами, а музыкант – 30-килограммовый инструмент. Часто шарманщик выступал в качестве конферансье – представлял Петрушку, спорил с ним и, по сценарию, отговаривал от глупых поступков, которые тот пытался совершить. Когда представление заканчивалось, уличные артисты получали медные монеты от зрителей и отправлялись дальше скитаться по городам.

Шарманщики были очень популярны во Франции, Германии и Италии. В Петербурге уличных музыкантов называли ремесленниками – их спины были сгорблены от тяжести органа, худощавые лица были смуглыми от частого пребывания на улице, а обувь – сношена до дыр.

Появившись как профессия для бедных скитальцев, не умеющих играть ни на одном музыкальном инструменте, со временем игра на шарманке превратилась в почетную, пусть и плохо оплачиваемую профессию. Так, свое умение шарманщики передавали детям, и те продолжали их музыкальное дело.

Профессию шарманщиков прославили Ганс Христиан Андерсен в сказке «Свинопас», где принц с помощью музыкального волшебного горшочка вынудил капризную принцессу к поцелую, и в сказке итальянца Карло Коллоди «Пиноккио», в которой отец главного героя, кроме того, что умел тесать дерево, играл на шарманке.

Читайте далее: Почему профессия крысолова была самой популярной в Средние века?