Хабенский: «Когда приходят чувства, становишься уязвимым»

На Первом канале начинается сериал «Метод» – о необычном сыщике, который ловит маньяков. «В какой-то момент он отвлекается от дел и больше внимания начинает уделять героине. Когда появляются чувства, человек становится более уязвим», – говорит Константин, сыгравший главную роль.

Константин Хабенский
Фото:
Руслан Рощупкин

— Мой персонаж Меглин – человек, который борется с самим собой, – рассказывает Хабенский. — Те, кого он ищет, – люди с определенной историей болезни, люди, на которых общество махнуло рукой, которых не любили, не жалели. И они были вынуждены переступить черту, чтобы на них обратили внимание. Меглин ранимый с детства, но ему в юности успели сказать: давай пойдем по другому пути, может быть, жизнь изменится. И человек за этот край держится из последних сил. Такая интересная борьба с самим собой. Наверное, в этом необычность истории. Мы своим отношением к человеку создаем героев криминальных новостей. Думаю, это одно из основных посланий нашего фильма.

Получается, многие проблемы человека родом из детства?

В основном да. Оттуда ноги растут.

У вас большой опыт общения с детьми – вы сам папа плюс основатель детских школ-студий по стране. Как считаете, от чего больше всего страдают современные подростки?

Наверное, в первую очередь от невнимания. А потом, внимание, если оно приходит, иногда перебарщивает и зашкаливает, и от этого они тоже страдают.

А можно ли исправить недолюбленность, компенсировать в более взрослом возрасте?

Вот я сам не знаю!

Каждый ли человек заслуживает второго шанса?

По мнению Меглина, да.

А по-вашему?

У нас с ним на этот счет мнения разошлись. Но этим мне Меглин интересен: я копаюсь в себе, я ищу оправдание поступкам главного героя.

Как вы считаете, есть ли цели, для достижения которых любые методы хороши?

Да. Мир во всем мире.
Главный герой сериала «Метод»
Фото:
Первый канал

Паулина Андреева, сыгравшая главную женскую роль, описала отношения ваших персонажей как «неправильная, патологическая любовь»…

Может быть, и так.

А разве может любовь быть «неправильной»?

Она неправильная с точки зрения того, что нам показывают каждый день на экране. Есть некий штамп кинолюбви – якобы она развивается только определенным образом, не иначе. Но и другой путь тоже может быть любовью. Мне кажется, сверхидея с точки зрения моего героя – она несколько иная. Какая именно, я знаю, но не скажу. У Меглина и Есени все покруче, чем просто любовь и передача опыта.

Чувства в работе, как у ваших героев, мешают или помогают?

С одной стороны, это что-то добавляет. С другой – что-то забирает: я имею в виду, притупляет профессиональный нюх моего героя. В какой-то момент он больше внимания уделяет любви к девушке, следовательно, от дела его внимание отвлекается. Вокруг собираются темные силы, которые готовы воспользоваться моментом и нанести удар. Поэтому сами выбирайте, помогает это ему или мешает. Мне нравится, что все не так последовательно. В том-то и интерес, что, когда приходят чувства, что-то прибавляется, а в чем-то человек становится, наоборот, более уязвим. Любовь важна. Другое дело, что, как в шахматной партии, герой поставлен в определенные временные рамки, в которые эта любовь может не вписываться просто математически. Он старается делать рациональный выбор, а сердцу не прикажешь. Можно все просчитать, но природа, флюиды, пересчитают все по-своему.

Внешний вид вашего персонажа – борода, кепка, плащ – это вы придумали? Насколько для вас вообще важен костюм, какие-то детали для создания образа?

Костюм любого героя должен: а) не мешать и б) помогать. Он создавался сначала на бумаге. Грима было минимум, мы сразу договорились, что будет борода. В ней неухоженность, сохранение тепла и некая закрытость.

Евгений Миронов после съемок в проекте «Достоевский» признавался, что за восемь месяцев работы ему страшно надоела борода. А вы привыкли к своей за время съемок или испытали облегчение, когда смогли наконец побриться?

А как вы думаете? Вот вы состригли волосы, у вас есть облегчение? И я такой же нормальный человек.