Легенды и приметы театров: 10 режиссеров раскрывают секреты

27 марта отмечается Всемирный день театра. В этот день режиссеры и художественные руководители волгоградских театров рассказывают о радостях и трудностях работы и о том, какой спектакль можно считать идеальным.

Фото:
Личный архив Эмиля Бойко

Эмиль Бойко, 28 лет

Театр, стаж работы: Экспериментальный современный студенческий театр «ЭССТЭТ», актерский стаж 17 лет, являюсь руководителем театра 5 лет.

Почему и как вы стали режиссером? Руководство Центра культуры и досуга назначало меня руководителем театра «ЭССТЭТ» в июне 2012 года, после того как предыдущий руководитель Дмитрий Саврасов уехал учиться в Щукинское училище.

Чем вам нравится эта работа? Чем мне нравится должность руководителя театра? Ну, во-первых, я сам выбираю репертуар театра и то, какие спектакли ставит театр. Конечно, в ролях я как актер ограничен и играю в основном эпизодические роли.

Что сложного в работе режиссера? Сложность работы художественного руководителя заключается в том, что нужно все тщательно продумать, составить план работы, обдумать график репетиций, договориться с режиссерами и хореографами театра, провести кастинг и подобрать актеров на роли в спектаклях, продумать сценографию, музыкальное и световое сопровождение. То есть нужно продумывать все до мелочей и ничего не забыть.

Какие стереотипы связаны с работой режиссера? Самый главный стереотип – это то, что художественный руководитель должен быть идеален на сцене: лучше всех играть, быстрее вживаться в роль, лучше всех танцевать. И, самое главное, он должен все продумать и нигде не ошибиться. Жаль, что многие забывают – художественный руководитель тоже человек, и он может ошибаться.

Какие в вашем театре есть приметы, с чем они связаны? Как таковых примет в театре нет, но я знаю, что некоторые актеры перед спектаклем моют обувь. Я, правда, не знаю зачем, но они говорят, к удаче. Главное, что помогает. Еще говорят скороговорки перед спектаклем, работают над дикцией. Я, например, настраиваюсь, люблю подумать в тишине. Обязательно перед каждым спектаклем весь коллектив, взявшись за руки, кричит громко: «ЭССТЭТ» – и только после этого «ритуала» выходит на сцену.

Какие легенды связаны с вашим театром? Существует легенда, что нам понадобятся барабаны, которые стоят в костюмерной уже достаточно долго.

Идеальный спектакль – это… спектакль, который пробивает до мурашек, после которого хочешь подумать, сделать какие-то жизненные выводы.

Любимая фраза. Э. Р. Бойко: «Жизнь состоит из трудностей и радостей, и одно не может существовать без другого. И только ты сам можешь повлиять на свою судьбу».

Фото:
Личный архив Владимира Бондаренко

Владимир Бондаренко, 50 лет

Художественный руководитель Волгоградского молодежного театра.

Театр, стаж работы. Стаж работы в отрасли 30 лет, в Молодежном театре – 5 лет.

Почему и как вы стали режиссером? Я не уверен, что я им уже стал. Просто наступил момент, когда захотелось не только отвечать за себя на сцене, но и организовывать спектакль целиком.

Чем вам нравится эта работа? Режиссер более свободен творчески. Есть возможность фантазировать, реализовывать свои замыслы, идеи.

Что сложного в работе режиссера? Ответственность за людей, за результат общего дела.

Какие стереотипы связаны с работой режиссера? Что все, связанное с женскими ролями, идет через постель. Что режиссер обязательно тиран и сатрап и вечно недоволен актерами, властью и т. п.

Какие в вашем театре есть приметы, с чем они связаны? У нас в театре актеры за несколько секунд до начала спектакля собираются в круг, делятся энергией, желают друг другу удачи, подбадривают. Считаю, что это очень правильно, потому что это не ложный, пафосный момент, а искреннее понимание необходимости друг друга.

Какие легенды связаны с вашим театром? Мы слишком молоды, чтобы обзавестись легендами.

Идеальный спектакль – это... мечта, к которой надо стремиться, но вряд ли возможно достичь. Настоящий художник всегда остается чем-нибудь недоволен. Хотя решают, по большому счету, зрители.

Любимая фраза из классики. Монолог Сони в финале чеховского «Дяди Вани».

Фото:
Личный архив Зинаиды Гуровой

Зинаида Гурова

Театр, стаж работы: в 1989 году создала Волгоградский театр одного актера.

Почему и как вы стали режиссером? Окончила высшие режиссерские курсы в Москве.

Чем вам нравится эта работа? Театр – моя жизнь.

Что сложного в работе режиссера? Недостаток финансовых средств.

Какие стереотипы связаны с работой режиссера? Стереотипов не должно быть, если режиссер чувствует пространство времени.

Какие в вашем театре есть приметы, с чем они связаны? Мой театр находится в жилом доме. Нас преследуют постоянные затопления – это мистика.

Какие легенды связаны с вашим театром? Мистических легенд не имеем, сам театр является легендой нашего края. Ему аналогов нет.

Идеальный спектакль – это… Мы в поиске.

Любимая фраза из классики. «Если я хоть одну душу спасла, то не напрасно жила».

Фото:
Личный архив Елены Дмитриевой

Елена Дмитриева

Театр, стаж работы: Народный молодежный театр «Благодатное небо» Центра культуры и досуга «Родина» при поддержке Волгоградской епархии; 40 лет стажа работы режиссером театральных коллективов.

Почему и как вы стали режиссером? Взяла пример с любимого педагога – режиссера Народного ТЮЗа ДК ВГТЗ Любови Ивановны Бондаренко, у которой занималась все школьные годы.

Чем вам нравится эта работа? Возможностью сделать мир немного чище, добрее, светлее, воздействуя на души и сердца зрителей средствами театрального творчества.

Что сложного в работе режиссера? Большая ответственность за все сказанное и сделанное на сцене; зависимость репетиционного процесса от свободного времени участников коллектива любительского театра. Отсутствие дополнительных оплачиваемых ставок для участников коллектива осложняет развитие театральной деятельности.

Какие стереотипы связаны с работой режиссера? Далеко не согласна с мнением, что театр – это место для развлечения и отвлечения от действительности. Для нас это школа жизни, возможность учить и учиться быть самим собой, быть искренним в любых ситуациях.

Какие в вашем театре есть приметы, с чем они связаны? «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Как только предаются огласке далеко планируемые мероприятия, спектакли, гастроли или постановка спектакля, они срываются.

Какие легенды связаны с вашим театром? Название театра «Благодатное небо» соответствует его деятельности: устремленности к высокому, доброму, светлому.

Идеальный спектакль – это… состояние катарсиса. Это синергия, со-творчество артистов и зрителей, соборное чувство правды.

Любимая фраза из классики. Н. В. Гоголь: «Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству. В том числе может быть и театр, если будет обращен к своему высшему назначенью».

Фото:
Личный архив Александра Кутявина

Александр Кутявин, заслуженный артист России

Театр, стаж работы: Волгоградский музыкальный театр, стаж 33 года.

Почему и как вы стали режиссером? Работая актером с такими режиссерами, как Гриншпун, Брегер, Бегма, Васильев, получив определенный опыт, захотелось реализовать себя как режиссер-постановщик, пойти по свежему пути, ставить не только музыкальные комедии и оперетты, но и современные мюзиклы, которые очень нужны нашему молодому зрителю.

Чем вам нравится эта работа? Я люблю свою работу: это удовольствие от общения с творчески профессиональными людьми, это взаимодействие с молодежью! Приятно передать им свой опыт, выходить с ними на сцену, заряжаться от них чем-то всегда новым. Ну и самое главное – это постановка спектаклей и любовь зрителя! А иначе зачем нужен театр?!

Что сложного в работе режиссера? Сложно работать с актерами, которые считают, что все могут и всего достигли, одним словом надели «корону». Сложно, когда технических или финансовых возможностей театра не хватает для осуществления задуманного. Сложностей хватает!

Какие стереотипы связаны с работой режиссера? Многие думают, что профессия режиссера (как и актера) беспечна, весела и высоко оплачивается. Увы! Люди просто болеют своей работой, театром и, как говорит один из персонажей спектакля, «готовы играть за самые маленькие деньги самые большие роли»!

Какие в вашем театре есть приметы, с чем они связаны? Примет в театре много. Нельзя в театре грызть семечки – это к плохим продажам билетов. Нельзя ронять роль на репетиции – текст во время спектакля забудешь! Упадешь на сцене – женишься (выйдешь замуж) в театре. Новое руководство в городе – новый директор в театре. Шучу…

Какие легенды связаны с вашим театром? Легенды нашего театра – это наши легендарные актеры: Папина, Вжесинский, Шатовский… Кстати, Геннадий Казимирович Шатовский мастерски выходил из затруднительных ситуаций на сцене! Как-то во время спектакля на сцену выскочила кошка. Ошалев от прожекторов и музыки, она бросилась на декорацию, взобралась по ней и исчезла где-то под крышей. Реакция Шатовского была незамедлительной. Повернувшись к своему партнеру, он спросил: «Как вам понравилась моя дрессированная кошка?»

Идеальный спектакль – это... спектакль, на который зрители ходят еще и еще.

Любимая фраза из классики: А. П. Чехов, «Дядя Ваня»: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Фото:
Личный архив Вадима Мирошникова

Вадим Мирошников

Театр, стаж работы: Театр эксцентричных миниатюр «Башмаки», 13 лет.

Почему и как вы стали режиссером? Мне показалось, что печальный мир бросил мне вызов однажды в детстве, что я не смогу рассмешить или просто развеселить печального человека. Я попробовал, и мне удалось.

Чем вам нравится эта работа? Это не работа, вот тем-то она мне и нравится!

Что сложного в работе режиссера? Каждый раз смотреть в будущее вместе с людьми-пессимистами.

Какие стереотипы связаны с работой режиссера? Экран, картина и четыре пальца ладоней, которые при соединении делают маленький монитор, через который смотришь на мир, пытаясь отыскать картину.

Какие в вашем театре есть приметы, с чем они связаны? Приметы очень просты, и они немногочисленны. Каждая репетиция – это невыносимый спор между артистами в попытке отыскать лучшее. Лучшее находится, но репетицию сворачиваем. Бывает, что и не сворачиваем, если лучшее находится, но при этом не было споров. Можно ли такое посчитать за примету, не знаю… Ну, еще черная кошка, перешедшая дорогу, по которой кто-то из нас идет перед спектаклем – на удачу.

Какие легенды связаны с вашим театром? Самые яркие – это, конечно же, что мы из знаменитого Цирка дю Солей, что мы из Москвы, Омска – это приятно, но никто не верит, что мы все местные и живем и работаем в Волгограде.

Идеальный спектакль – это… аншлаг, восторженные лица, прекрасные отзывы в Интернете, довольные дети и взрослые. Ну и, конечно, слезы в зале от смеха!

Любимая фраза из классики. Юрий Никулин: «Смех продлевает жизнь, а самая маленькая улыбка убивает миллионы микробов!»

Фото:
Личный архив Романа Пугача

Роман Пугач, 26 лет

Театр, стаж работы: Волгоградский областной театр кукол, с сентября 2016 г.

Почему и как вы стали режиссером? Сначала было предначертано судьбой, а затем я поступил в театральную академию на факультет театра кукол (мастер курса Наумов Николай Петрович) и 5 лет учился, по окончании получил режиссерский диплом. А режиссером только становлюсь, это занятие на всю жизнь.

Чем вам нравится эта работа? В моей работе постоянно открываются новые горизонты. Она учит задавать вопросы себе и миру, стимулирует учиться, познавать жизнь и людей. В моей работе нет готовых ответов на вопросы, нет готовых формул, ведь мы меняемся с каждым днем, меняется и способ общения в театре.

Что сложного в работе режиссера? Непросто однозначно ответить на вопрос… Бывают сложности, но они всегда разные. Чаще всего это, конечно, человеческий фактор. Мы же все очень разные, а прийти нужно к общему знаменателю, которым является спектакль. Вот и выходит много людей, много мнений, плюс в игру вступают регалии, стаж работы, жизненный опыт… И в этом многообразии факторов сложно не отойти от намеченной цели.

Какие стереотипы связаны с работой режиссера? Что режиссер должен быть толстым, старым. А, и еще то, что у режиссера театра кукол всегда есть с собой кукла… Больше стереотипов о самом виде искусства театра кукол. Но это другая история.

Какие в вашем театре есть приметы, с чем они связаны? Беря куклу в руки перед спектаклем, нужно прочитать небольшое заклинание, чтобы она ожила и помогала в работе (слова рассказать не могу, это очень личное).

Какие легенды связаны с вашим театром? Во время спектаклей дух Буратино подсказывает текст.

Идеальный спектакль – это... когда теряешь границы реального мира. Это словами не описать, это очень мощное внутреннее переживание, почти как перерождение… У меня так было однажды.

Любимая фраза из классики. «Широк человек, слишком широк, я бы сузил».

Фото:
Личный архив Евгении Савкиной

Евгения Савкина

Театр, стаж работы: Волжский драматический театр.

Почему и как вы стали режиссером? По сильному желанию и необыкновенному призванию.

Чем вам нравится эта работа? Возможностью творить искусство.

Что сложного в работе режиссера? Взаимодействие с некоторыми особенно упрямыми актерами.

Идеальный спектакль – это... мой.

Любимая фраза из классики:

«Сокровище на свете разве есть

Ценней, чем незапятнанная честь?

Нужнее жизни добрая мне слава:

Ее отдав, на жизнь утрачу право».

Фото:
Личный архив Владимира Тихонравова

Владимир Тихонравов, 72 года

Театр, стаж работы: с осени 2010 года – главный режиссер Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра (до этого – главный режиссер Балаковского драматического театра в 2001—2002 гг., худрук-директор Березниковского драматического театра в 1990—2000 гг., режиссер Северодвинского драматического театра, главный режиссер Пермского ТЮЗа в 1980—1982 гг., режиссер Днепропетровского русского театра, Арзамасского театра драмы).

Почему и как вы стали режиссером? Мой педагог Людмила Владимировна Ставская, когда я еще учился на третьем курсе актерского факультета «Щуки», говорила, что мне нужно обязательно стать режиссером. Почему я, обладая строптивым характером, этому не противился? Я ей доверял безгранично – и пошел на режиссерский факультет. Работая актером, я прочувствовал уникальность профессии режиссера, мне казалось это интересным, и рекомендация любимого педагога меня вдохновила.

Чем вам нравится эта работа? Я очень люблю учиться! (окончил Днепропетровский медицинский институт, в 1974 году – актерский, а в 1979 – режиссерский факультеты Театрального училища имени Б. Щукина, а также Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе). Я и сейчас учусь, а ведь то, что было вобрано, нужно отдавать людям. И мне нравится сочинять спектакли, мне нравится работать с артистами, мне нравится вместе со всеми вдохновляться и жить пьесой.

Что сложного в работе режиссера? Отвечу так: я – сова, не жаворонок, поэтому самое сложное в работе режиссера – вставать рано утром!

Какие стереотипы связаны с работой режиссера? Люди вообще любят стереотипы, тяготеют к стереотипам и очень активно их распространяют, ожидая подобного и от тебя, совершенно не понимают, почему ты не их сторонник… И самое неинтересное, чем мне приходится заниматься, постоянно преодолевать так называемые стереотипы.

Какие в вашем театре есть приметы, с чем они связаны? Интересные случаи расскажу… Из актерской жизни… Играю молодого лейтенанта, демобилизованного из армии, а мама его не ждет… По сценарию выхожу за дверь с сигаретой, разминаю ее пальцами (к тому моменту я бросил курить, и все в театре об этом знали). Через несколько мгновений ко мне из зала поднимается пожилой мужчина и со словами «Держи, сынок!» протягивает спички (до сих пор помню его потрескавшуюся ладонь)… Я никак не мог обмануть старика и закурил.

И еще одна история, случившаяся на прогоне спектакля. Играю я секретаря райисполкома. Вдруг понимаю, что полностью забыл свой текст. Неприятно и страшно очень, но выходить-то все равно надо. И я выхожу на сцену… и я его говорю! Это было очень давно, мне лет тридцать тогда было, не могу забыть свои ощущения. Это настоящие актерские вещи…

Какие легенды связаны с вашим театром? Когда я только начал работать в Казачьем театре, конечно, легенду о существовании кого-то в здании мне рассказали, я выходил на сцену и говорил: «Эй, вы! Меня слышите? Мы будет делать то-то и то-то, и у нас все получится!» И судя по тому, что мы сейчас разговариваем, добро мы получали.

Идеальный спектакль – это… Идеального спектакля не бывает, да и быть не может. Театр – настолько живое и непредсказуемое действо, зависящее от момента, от настроения актера, и от зрителя, пришедшего в зал… К идеальному можно только стремиться.

Любимая фраза из классики: Александр Сергеевич Пушкин: «Любви все возрасты покорны!»

Фото:
Личный архив Николая Черепанова

Николай Черепанов, 65 лет

Театр, стаж работы: театр «Царицынская опера», 37 лет.

Почему и как вы стали режиссером? Так как я имею большой стаж работы солиста оперы в разных оперных театрах (Одесский театр оперы и балета, Московский театр «Новая опера, Саратовский театр оперы и балета, Воронежский, Уфимский, Самарский и т. д.), поэтому счел возможным и даже необходимым поделиться своим богатым опытом с нашим театром «Царицынская опера» и предложить свое видение организации творческого процесса.

Чем вам нравится эта работа? Несмотря на то что я никогда не ощущал себя подневольным человеком в качестве солиста оперы, тем не менее профессия солиста предполагает некоторую зависимость от вкуса и выбора руководителя коллектива. А вот теперь в должности художественного руководителя театра у меня есть возможность самому влиять на театральный процесс, который подразумевает выбор репертуарной политики, подбор профессиональных кадров и возможность влиять на качество выпускаемых спектаклей и концертов, находить интересных режиссеров и балетмейстеров.

Что сложного в работе режиссера? Самая главная сложность – это практически при полном отсутствии финансирования создавать и выпускать шедевры мировой музыкальной классики. Это, скажу мягко, очень огорчает.

Какие стереотипы связаны с работой режиссера? Честно говоря, мне они не известны.

Какие в вашем театре есть приметы, с чем они связаны? У нас в театре в приметы не верят. Впрочем, есть одна безотказная. Если накануне спектакля солист пил, курил и не спал, то провал обеспечен (шучу). На самом деле у нас такого никто себе просто не может позволить.

Какие легенды связаны с вашим театром? Нашему театру в этом сезоне исполняется 25 лет, для легенд возраст еще слишком маленький.

Идеальный спектакль – это… совпадение творческого порыва исполнителей и дирижера.

Любимая фраза из классики: «Делай, что должен, и будь что будет…»