10 признаков, что ребенку срочно нужен логопед

Причины недостатков речи у детей делятся на две группы: биологические (наследственность, осложнения беременности и т. п.) и социальные. Первые однозначно требуют вмешательства специалистов. Вторые условны, зависят от индивидуальных особенностей ребенка, поддаются коррекции или с возрастом исчезают сами.

К каждому «контрольному» возрасту дитя должно овладеть определенным речевым минимумом. До пяти месяцев ребенок только гулит; примерно с полугода гуление сменяется лепетом; от 10 месяцев до года – сроки, когда малыш произносит первые слова. К полутора годам слов должно быть порядка 20, к двум формируются первые простые фразы: «Мама, сам!», «Деда, дай!». От 2 до 5 лет происходит формирование разговорной речи как таковой: словарный запас, правильный порядок построения фраз, произношение звуков и т. д. Если ориентироваться на основные вехи развития речи у ребенка, можно вычленить 10 признаков, когда не помешало бы проконсультироваться с логопедом.

10 признаков, что ребенку нужен логопед
Фото
LiudmylaSupynska / iStock /Getty Images Plus

Признак 1. У младенца до года вообще отсутствуют гуление и лепет, он молчит или невнятно мычит, а не издает характерные для раннего возраста звуки типа «гыы», «агу», «кхх», «бобо», «туту» и т. п. Если это ваша ситуация, то в годовалом возрасте ребенку нужна консультация не только логопеда, но и невролога.

Признак 2. Малышу уже 2 года, а он «все понимает, но молчит», или его словарный запас не превышает 10−12 слов. Профессиональный консультант-логопед владеет приемами стимуляции речи у таких ребятишек, понадобится курс занятий. Да и вообще, оптимальный период для развития речи – именно от 2 до 3 лет. Поэтому отвести чадо на первую консультацию к логопеду не помешает, чтобы проверить, соответствует ли речь возрасту.

Признак 3. Ребенок, которому уже перевалило за 3, все еще говорит на своем «птичьем» языке. Даже если он чирикает много и активно, но понятных слов очень мало, или он мямлит, глотает много звуков – пора к логопеду!

10 признаков, что ребенку нужен логопед
Фото
evgenyatamanenko/iStock/Getty Images Plus

Признак 4. Малыш заменяет нормальные слова совершенно непохожими по звучанию: вместо «зайка» – «бу», взамен «машины» – «кика» и т. п. То есть понятно, что он имеет в виду совершенно конкретный предмет, но не может правильно озвучить его название.

Признак 5. Ребенку уже 4−4,5, а он все еще вместо «облачко» говорит «обясько», вместо «ложка» – «лофка», вместо «чайник» – «тяйник»… К этому возрасту должна практически полностью сформироваться фонетическая система, в норме маленький человек уже правильно произносит большинство звуков, кроме некоторых особо проблемных («р» или шипящие).

Признак 6. Ваш малыш начал говорить с запинками, паузами, повторять первые звуки, слоги, слова, то есть заикаться.

Признак 7. Чадо переставляет звуки и слоги в словах: не «потом», а «топом», не «болтаю» а «ботлаю». Заменяет одни простые звуки другими: вместо «к» произносит «т», вместо «д» – «в». Это более-менее нормально для трехлетнего, но если ребенок старше – налицо проблема.

10 признаков, что ребенку нужен логопед
Фото
Deborah Faulkner / Moment / Getty Images

Признак 8. Ребенок старше 6 лет не запоминает стихи, не может пересказать короткий текст, нарушает структуру слов, пропускает слоги, глотает окончания.

Признак 9. Картавость, то есть проблемы с буквой «р» в старшем дошкольном возрасте. Логопеды умеют «заводить моторчик», то есть ставят язычок ребенка в нужное положение. Бывает достаточно двух-трех занятий. Сложнее с непроизношением буквы «л» – встречается и такой дефект.

Признак 10. Малый словарный запас, корявость и скудость речи у младшего школьника. Это случается не только у детей, с которыми мало читают и вообще разговаривают, но и у тех, которые не испытывают недостатка внимания.

Консультант-логопед-дефектолог Елена Куц:

— Основная социальная причина дефектов речи у детей – дефицит общения. Взрослые должны с младенчества вслушиваться в звуки, которые издает малыш, повторять их, беседовать с ним, улыбаться – короче, общаться. Так у маленького человека естественным образом формируется желание и потребность разговаривать.

И да, не сюсюкайте с подрастающим чадом! Это приводит к тому, что пяти- или шестилетка продолжает смягчать звуки (см. причину 5). Говорите правильно сами!

Комментарии

1
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Я обращалась к логопедам 2 раза с двумя детьми. В первом случае в 2-3года, когда уже было понятно, что ребенок глотает окончания,много звуков заменяет или пропускает. мне уверенно рекомендовали забыть до 5 лет обо всем этом. В итоге в 6 лет ребенок попал в логопедическую группу с 8 дефектными звуками, в течение 2 месяцев большую часть исправили. Со вторым ребенком, который в 3 говорил как в год, мне тоже сказали не переживать, мол сейчас пойдет в садик, там научится в других условиях. Но как не переживать, если он прям совсем на иностранном говорит, единственное, если попросить произнести по слогам, произносил. Через еще полгода речь появилась. Но без логопедов. Они видимо работают, когда уже совсем все плохо...