5 навыков и качеств, которых гаджеты лишили наших детей

Раньше и солнце светило ярче, и трава была зеленее, и дети были совсем другие. Технический прогресс дал нынешним малышам многое: свободу мышления, возможность развиваться активнее, чем их сверстники 30—40 лет назад. Но при этом он и многое у них забрал. Мы сейчас про те качества и черты характера, которые для советских ребятишек считались нормой, а для современных — стали чем-то из разряда очевидного-невероятного.

Фото
Inti St Clair/Blend Images/Getty Images

Самостоятельность и смекалка

На днях обладательница премии «Эмми», режиссер Микаэла Бирмингем в своей колонке The New York Times рассказала историю, как она потеряла 11-летнюю дочь.  У девочки волевым решением мамы не было телефона. Надо связаться с родителями — в школе есть стационарный. Все остальное баловство и вред. 

Но однажды няня, которая должна была забрать девочку из кофейни, позвонила ее маме в панике: прошло уже полчаса от назначенного времени, а ребенок так и не появился. 

У Микаэлы перед глазами замелькали страшные картинки. Но тут раздался еще один звонок, с незнакомого номера.

«Мама, в кафе нет няни», — сообщила ей дочка.

Оказывается, девочка перепутала две кофейни одной сети, расположенные неподалеку друг от друга. Безрезультатно прождав некоторое время няню, она зашла в ближайший дом и попросила у консьержа разрешения позвонить матери. 

К чему эта история в нашем тексте? Казалось бы, она о том, как плохо жить без телефона. Но Микаэла сделала из этой ситуации совсем другой вывод.

«Только благодаря тому, что у нее нет смартфона, она смогла проявить свою интуицию и смекалку, — уверена звездная мама. — Она не сидела, приклеившись к экрану своего гаджета, она наблюдала за людьми, которые ее окружают, и была настороже. Она разговаривала со взрослым, безошибочно выбрав того, кто не причинит ей зла, объяснила ему свою ситуацию и спокойно справилась с ней. 1:0 в пользу „аналогового“ мира». 

Если вы сейчас представили своего ребенка без связи с вами одного в большом городе и вам стало очень страшно, вспомните себя в детстве. Без телефонов. И без часов с координатами. Вы явно чувствовали себя, да и на самом деле были самостоятельнее, чем ваш ребенок сейчас. 

Кстати, Микаэла после этого купила дочке кнопочный телефон — позвонить можно, а зависнуть в сети нельзя.

Умение учиться

Что делал школьник образца прошлого века, если ему задавали подготовить реферат или доклад? Шел в библиотеку! Его «Гуглом» и «Яндексом» были картотеки книгохранилищ. Его «Википедией» — Большая советская энциклопедия. Помните еще такое издание?

Ведь изначально в этом и была суть таких форм заданий: научить ребенка самостоятельно находить информацию, систематизировать и обрабатывать ее. Получать дополнительные знания помимо школьной программы, в конце концов. Продумывать оформление, искать и подбирать иллюстрации — все это этапы развития как творческого, так и логического мышления. 

Фото
Westend61/Getty Images

Сегодня же сделать красивый доклад может даже первоклассник. Что сложного-то: скопировал пять абзацев, вставил картинки из интернета, распечатал. Желательно, конечно, еще прочитать, что получилось, чтобы защитить свою работу. Готово, получай свою пятерку.  Но чему он при этом научился? Увы, ничему. 

«У меня просто глаза на лоб лезут от одинаковых сочинений, — признается Елена, учитель русского и литературы в старших классах. — Сейчас они уже поняли, что я самые популярные сайты наизусть знаю, и пытаются хоть как-то переписать текст, фразы местами поменять. Я и тому рада. Но мысли-то все одни и те же, своих нет. Я теперь, когда темы сочинений формулирую, сначала их проверяю в интернете — стараюсь делать так, чтобы были не слишком популярные». 

Наивность

Вы можете сколь угодно долго продолжать убеждать ребенка, что Дед Мороз существует. Интернет уже давно доказал ему обратное. Впрочем, он точно теперь знает, что зубной феи тоже нет, а детей аисты не подбрасывают в капусту. Не исключаем, что ребенок и механизм зарождения в «мамином животике» новой жизни узнал без вашего участия — спасибо, всемирная паутина. 

Раньше ограждать ребенка от преждевременных знаний и сохранять в нем хоть какую-то веру в чудо было проще. Да, всегда могли поделиться информацией сверстники, которые узнали об этом первыми. Но тут еще бабушка надвое сказала: прав Васька или же просто врет из вредности. И если мама утверждает, что Васька обманывает, значит, так оно и есть. 

Сейчас же родителям приходится тягаться в авторитетности с гаджетами и информацией, которые дети черпают оттуда. И счет, увы, не в пользу мам и пап.

Фото
Getty Images/Flickr RF

Умение ценить вещи

Когда мы были маленькими, покупка какой-то дорогой вещи была целым праздником. Мы видели, как родители бережно относились к одежде, обуви, технике. И учились у них этому, понимая: если мы сломаем вот этот вот кассетный плеер, предмет мечтаний, подаренный на отличное окончание учебного года, новый никто не купит. Еще и получим по первое число. 

А что сейчас? Ребенок может попросить новый смартфон не потому, что старый сломался. Он просто перестал быть модным, так как после него в течение пары лет вышли еще два или три поколения. А родители стараются баловать ребенка, ни в чем ему не отказывать, вместо того чтобы объяснить принципы разумного и бережного потребления. 

Общительность

Не побоимся этого утверждения — современный мир растит социопатов. Общение современных детей ограничено переписками в социальных сетях. Они гуляют на улице каждый день до тех пор, пока с ними каждый день выходят родители или бабушки. Как только ребенок избавляется от контроля и может сам решить, пойти на улицу или «зависнуть» с приставкой в руках, он все чаще выбирает второе.

Сейчас слышим возмущенное: неправда, мой ребенок с удовольствием гуляет каждый день! Согласны, но что включает в себя его «гулять»? Это не казаки-разбойники, не прятки, не дочки-матери. Это, как правило, все те же склоненные над телефонами головы. Только на свежем воздухе, согласны, в этом плюс.

Сейчас популярность ребенка зависит не от его чувства юмора, образованности, ловкости и так далее. У кого круче смартфон, тот «царь горы». Нормально ли это? На наш взгляд, не очень. 

Комментарии

17
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • "Эта кампухтер виноват!" "Дети отупели из-за гаджетов!" "Раньше было лучше!", как это надоело. Раньше приходилось сидеть часами в библиотеке, чтобы найти нужный материал. Благодаря гаджетам, можно быстро узнать срочную информацию, работать из дома и многое другое. "Раньше было лучше, дети трудились", а помните, наши предки на мамонтов охотились? Давайте поищем мамонтов? Наивность в этом мире ни к чему, знаете, люди используют наивных детей в свою пользу. Ребёнок станет СОЦИОФОБОМ, если "добрые" сверстники "помогут" ему.
  • Не верная трактовка слова! Не социопат, а социофоб. Исправьте, пожалуйста ошибку. Если употребляете термины то, постарайтесь в них вникнуть. Да, дети чуть более замкнуты, но современные дети более внимательны и к чувствам окружающих и своим, они поэтому и чаще пишут нежели совершают звонки, как бы лишний раз стесняются это сделать. Их многое интересует, они думают о планете, они более толерантны, креативны, но часто и более тревожны,с заниженной самооценкой и это зависит от семьи, а не от телефона. Гаджеты же отчасти убирают боязнь родителей за чадо, так как мир не тот что был 30 лет назад. Да, телефон не панацея, он не спасёт, но даст хоть шанс. Смекалка работает и так, а вот правила общения и поведения в экстренных ситуациях дети не знают. И вопрос скорее к родителям и школе. Что бы ребёнок не был поглощён виртуальной жизнью, он должен получать такой же пример. Не отмахиваться от детей, интересоваться их жизнью, увлечениями, со старшими говорить на равных и тоже интересоваться их жизнью. Учить фильтровать информацию, отличать добро от зла. Тогда телефон станет просто инструментом, а не средством побега. Ну и подросткам, самим учится общаться с родителями, они просто с других поколений, зато больше жизни они любят и боятся за вас!
  • А где мой коммент?
  • Я обожаю книги, мне 12. Могу за один день 600 страниц прочитать. НО САМОЕ ГЛАВНОЕ ЧТОБЫ КНИГА ИНТЕРЕСНАЯ БЫЛА (например ''Что я видел''.
  • Присоединяюсь к мнению подростка, хотя я в несколько раз старше. Мой ребенок в 12 лет переустанавливать всей семье винду, в 15 писал сложные программы и "дружил" через интернет со всем миром, они же там не с одноклассниками общаются, а со всем миром. Выучил несколько языков для общения, в свои 20 они уже встречаются, ездят по всему миру. Может быть гаджеты лишили их каких-то навыков, но зато дал много нового.