Антирейтинг: самые бесполезные школьные предметы

Сразу оговорюсь, это мое личное мнение как экс-школьницы и мамы. Пусть субъективное, но обоснованное. Просто обидно смотреть, как дети и учителя кучу сил, времени и нервов тратят на никому не нужные уроки.

Фото
John Slater/DigitalVision/Getty Images

Школьная программа — это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?

Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько мне не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, нужны — мало ли что. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» — вряд ли. Между тем правила оказания первой помощи дают крайне сухо, ограничиваясь инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». Никакой практики, конечно. А писать сочинение по ОБЖ — бездарная трата времени.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, — от полиции, от врачей и чиновников.

Фото
Paulo Amorim/Moment/Getty Images

2. Трудовое воспитание/Технологии

В том виде, в котором оно существует сейчас, — это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», — бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем?! Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю, отправляю в мусорку. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер и ни один школьный учебник мне тут не указ. Тем более что эти пособия устаревают быстрее, чем выходят в свет.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчину, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды — все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтобы ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знают об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение: разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

Фото
FatCamera/Е+/Getty Images

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы как полоумные. При том, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще — хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.

Опрос

А вы что думаете о современном образовании?

  • Идеальным было советское – все на своем месте, и учили качественно.
    %
  • Давайте брать пример с Запада и позволять детям самим выбирать, какие им нужны предметы.
    %
  • Вообще не отдам ребенка в школу – предпочитаю семейное обучение.
    %
  • Меня все устраивает, те, кто жалуется, – просто лентяи. Или с жиру бесятся.
    %
  • Система образования действительно отстала от современной жизни.
    %

Комментарии

145
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • А уроки литературы вообще кошмар.Раньше мы изучали только известных писателей,одну «Войну и мир» изучали В самую длинную четверть.А другое сами читали.А сейчас надо изучить уйму писателей и,в итоге,не читаем ничего
  • женщина, вы явно перебарщиваете! вы попутали уроки и секции /кружки, хотите получить бесплатно то, за что люди платят деньги!
  • Моей племяннице по технологии задали домашнее задание: сшить ночную рубашку. Мы посмеялись с ее мамой, но сшили, хотя так и не поняли кому нужны сегодня такие навыки... А что делать? При всех остальных пятерках и четверках по технологии ей чуть два не поставили.
  • Второй иностранный - абсолютно бесполезная и, в отличии от ОБЖ, труда и физкультуры, занимающая много времени при выполнении домашних заданий, деятельность. В рейтинг надо ставить на первое место.
  • Автор! Вы абсолютно правы! Физкультура травмоопасна и грамотных преподавателей единицы. Добавлю пение (музыка) и ИЗО, да еще и с оценкой, которые тоже требуют грамотного подхода. Но и к нужным предметам у меня вопросы. Как историк, обозначу свою болячку. Никогда не понимала, почему мы так подробно изучаем зарубежную историю, правильнее сказать, проходим! Мимо. Это время можно было бы изучить свое - родное. Только не по современным школьным учебникам, рассчитанным на выпускников истфака, а по адаптированным к возрасту школьников. Лично я убеждена, что школьные программы можно безболезненно сократить, перенеся часть в соответствующие ВУЗы, а освободившиеся часы посвятить изучению, а не прохождению действительно важного материала. Правда, еще ЕГЭ...
  • Начните движение "за правильное обучение". Думаю многие родители присоединяться. А переливать из пустого в порожнее дело простое и ... без толковое. Начните что то делать.
  • Достали вы
  • Красной нитью мысль: мы всё равно все руко***. Нет, извините не все! А по поводу вас могу лишь посочувствовать. Впрочем, яблоко от яблони... Не хотел бы оказаться в вашей кампании. Может поэтому и с авто у меня порядок, и с сантехникой. Я вообще люблю всё делать сам. Дом построил (своими руками), 300 научных работ опубликовал, инструктор СССР по водному туризму.
  • Существующая система образования никуда не годится. С младших классов дети перегружены уроками. Что это - по 5-6 уроков в 1-м классе? Программы сложные, не все дети их усваивают. Зачастую и родители им не могут помочь. Приходится нанимать репетитора и не для того, чтобы ребенок блистал знаниями, а для того, чтобы хотя бы на тройку выучил уроки. Срок обучения увеличили до 11 лет. Зачем? Чтобы изучать ненужные предметы? Про дебилизм ЕГЭ не буду. Самое интересное, что на выходе получаем полуграмотного выпускника как у Дроботенко: "Александр Сергеевич Достоевский написал "Муму".
  • Я согласна с автором . И вообще все родители возмущены школьной программой,но все молчим.Почему? Дети самостоятельно неспособны делать уроки сами. Мы родители делаем это с ними или сами. Зависели на школе.