Елена Яковлева и Сергей Безруков — члены жюри «Синей птицы» с Дарьей Златопольской (в центре).
Елена Яковлева и Сергей Безруков — члены жюри «Синей птицы» с Дарьей Златопольской (в центре).
Фото
Канал «Россия 1»

– Дарья, стартует шестой сезон конкурса. В 2018 году победителю были обещаны съемки в продолжении фильма «Последний богатырь». Состоялись? Ждать ли на этот раз чего-то особенного?

– Да, наши ребята уже приняли участие в съемках. Премьера фильма «Последний богатырь. Корень зла» назначена на следующий Новый год. Почти ежегодно у нас появляется какой-то специальный приз. Был сезон, в рамках котором мы выбирали российского представителя на Международном конкурсе классического «Евровидения». В итоге туда отправился Иван Бессонов, и впервые за всю историю престижного конкурса российский участник победил. Команда «Синей птицы» ему тогда помогала, готовила репертуар, режиссер и редактор ездили с ним в Эдинбург. В этом сезоне мы делаем акцент на истории каждого участника. Потому что за 2–3-минутным выступлением на сцене всегда стоит история труда, преодоления. Рада, что нас поддержал Сергей Майоров, непревзойденный мастер рассказывать истории.

Дарья Златопольская.
Дарья Златопольская.
Фото
Канал «Россия 1»
Сергей Майоров — мастер историй.
Сергей Майоров — мастер историй.
Фото
Канал «Россия 1»

– Отметили для себя в процессе кастинга кого-то из нынешних конкурсантов?

– Я всегда опасаюсь выделять детей, но некоторые, конечно, сразу проникают в душу. Вот Максим Абрамов, мальчик без ног, который катается на скейте. На меня произвело впечатление не только то, что он это делает, но и подвиг его приемных родителей. Его семья все делает для того, чтобы он жил обычной мальчишеской жизнью. Здорово, что выступает он не один, а с друзьями. Для меня то, что ребята так поддерживают Максима, — лучший урок правильного отношения к особым детям.

Участник нового сезона скейтбордист Максим Абрамов.
Участник нового сезона скейтбордист Максим Абрамов.
Фото
Канал «Россия 1»

– Есть у нас мальчик с особенностями общения Андрей Филонов. Как он преображается, когда садится за фортепиано! Для него игра на инструменте — способ взаимодействовать с миром, минуя наши привычные формы коммуникации, ему неподвластные.

Рада, что в конкурсе участвует Марта Козлова, сыгравшая в фильме «Война Анны». Считаю, в своем юном возрасте она уже не просто актриса, а настоящий художник, человек, глубоко чувствующий. Не случайно за эту роль Марта получила премию «Ника». У нас в этом году вообще отличный состав детей, выступающих в категории «Актерское мастерство». Девятилетняя Вита Корниенко настолько здорово прочитала монолог Мюнхгаузена из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (а представляете, каково взяться за это после Олега Ивановича Янковского), что Константин Аркадьевич Райкин (а я всегда боюсь его реакции, потому что он прямолинеен, нет в нем этих «сюси-пуси») после ее выступления сказал: «Я счастлив, что мне понравилось, так не люблю ругать. Рад, что это было искренне, потому что дети иногда начинают изображать взрослых и теряют свою наивность».

Константину Райкину понравилось выступление Виты Корниенко.
Константину Райкину понравилось выступление Виты Корниенко.
Фото
Канал «Россия 1»
Иван Бессонов — финалист «Синей птицы» и победитель классического «Евровидения».
Иван Бессонов — финалист «Синей птицы» и победитель классического «Евровидения».
Фото
Канал «Россия 1»

– Как вы считаете, талант всегда пробьет себе дорогу или, если его не лелеять, не выхаживать, то зачахнет или не даст тех ростков, который мог бы?

– Дело в том, что талант — это не только способности, но и характер. Иногда у человека есть дар, но вот сил его отстаивать, чего-то добиваться не хватает. Хотя многие люди, достигшие высот в профессии, говорят, что талант заставляет их работать, совершать поступки, даже если ты по натуре человек очень скромный. Мне кажется, наши участники и без «Синей птицы» смогут найти свой путь, но мы помогаем делать им эти шаги увереннее, в правильном окружении, с хорошими наставниками.

К тому же ребенок может получить слишком яркую раннюю популярность, ненужную ему, и потом потерять себя. Юный талант ведь как цветок, который можно сорвать раньше времени, и плод не разовьется. Огромный процесс идет до того, как ребенок выходит на сцену. С ним занимаются педагоги Гнесинки и других знаменитых школ. Не в том смысле, что ставят ему конкретный номер, они помогают ему, стараются убрать все наносное, ведь часто бывает, что ребенок из совсем простых жизненных обстоятельств не знает хорошей музыки, у него другие ориентиры. Дети знакомятся на проекте с такими людьми, к которым им хочется потом тянуться.

Дарья Златопольская: «Не тороплюсь делать из ребенка вундеркинда»
Фото
Канал «Россия 1»

Проект меняет судьбы ребят

– «Синяя птица» как-то поддерживает участников после завершения конкурса, отслеживает их судьбы?

– Изначально у нас был замысел делать не просто телевизионную программу, чтобы радовать зрителей, нам хотелось, чтобы она стала платформой, которая позволила бы способным детям, во-первых, встретиться друг с другом. Для человека талантливого очень важна среда, в которой он варится. Живя в маленьком городе, непросто свои способности взращивать, а в творческой профессии важно быть окруженным единомышленниками. Кроме того, таким детям бывает сложно заводить друзей, потому что часто футболу они предпочитают скрипку. Хотя, как показывает опыт наших ребят, и спорт им тоже интересен, у них даже своя футбольная команда сформировалась.

Во-вторых, главная особенность конкурса — наш финал-концерт. Это не просто программа, где выступают дети, а особый опыт, когда они выходят на сцену со взрослыми, состоявшимися артистами. А те, в свою очередь, не просто в первый раз видят ребенка на площадке, а вместе с ним готовят номер и наравне выступают. У нас были, пожалуй, все значительные артисты — от молодых Данилы Козловского, Саши Петрова, Лизы Боярской до уже ушедших от нас Евгения Павловича Крылатова, Евгения Александровича Евтушенко, Станислава Сергеевича Говорухина, не говоря, например, о Жераре Депардье. Для ребенка встречи с людьми такого масштаба задают планку, по которой можно уже измерять все, что делаешь в жизни. Получается такая связь поколений. Но, как оказалось, не только дети потом счастливы, но и сами звезды заряжаются от них невероятной энергией и не хотят расставаться. Дети играют в спектаклях, участвуют в концертах с теми, кого встретили на «Синей птице». Конкурс, можно сказать, изменил жизнь Дениса Мацуева.

Саксофонистка Софья Тюрина.
Саксофонистка Софья Тюрина.
Фото
Канал «Россия 1»
Денис Мацуев и Елисей Мысин.
Денис Мацуев и Елисей Мысин.
Фото
Канал «Россия 1»

– Каким образом?

– Он невероятно погрузился в работу с юными талантами, следит за их судьбой. Теперь ни один его концерт не обходится без детей. Денис стал привлекать ребят еще с начала проекта. Соню Тюрину, победительницу второго сезона, сразу перевез в Москву из города Балаково Саратовской области, стал брать ее на свои концерты во Франции, в России. Затем и Елисея Мысина (в «Синей птице» юный пианист впервые выступил в 5-летнем возрасте. — Прим. «Антенны») поставил на эти рельсы. Мальчик с мамой переехали из Ставрополя в столицу, сейчас учится в ЦМШ (Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. — Прим. «Антенны»), одной из лучших школ в мире. Недавно снялся в фильме Александра Адабашьяна по Михаилу Зощенко в роли Миньки. Из Елисея и участницы прошлого сезона Агафьи Корзун Денис сформировал дуэт, ребята вместе выступают с ним на концертах. Мацуев — не единственный член жюри «Синей птицы», кто помогает детям. Николай Цискаридзе, как ректор Академии русского балета им. Вагановой, тоже плотно этим занимается. Светлана Безродная каждый год собирает ребят на старый Новый год на концерт в Большом зале консерватории.

И таких ребят, судьбы которых изменились после программы, много. Лиза Бугулова принимает участие в постановке Большого театра, играет в Театре наций. Глеб Богданович играет маленького Гвидона в опере «Сказка о царе Салтане» в постановке Большого театра. Недавно я вела концерт Юрия Абрамовича Башмета и за кулисами встретила нашего мальчика Андрея Рязанцева, он играет на кларнете и теперь участник молодежного оркестра Башмета, объездил с ним всю страну. Конечно, Ваня Бессонов, победитель «Евровидения», сейчас востребованный молодой музыкант.

Для меня важно, чтобы дети вынесли из участия в нашей программе прежде всего добрые воспоминания, чтобы у них осталась эта радуга из детства. Мы стараемся, чтобы это чудо ничем не омрачилось, не превратилось в соревновательный процесс, не было нечестности.

Евгений Евтушенко и Лиза Бугулова читают стихи.
Евгений Евтушенко и Лиза Бугулова читают стихи.
Фото
Канал «Россия 1»

Статус нашего жюри — главный аргумент честности проекта

– Среди участников много ребят, которые сами хотели попасть на «Синюю птицу», рвались или часто это желание родительское?

– В принципе еще на отборе всегда видно, живет ли ребенок делом или его толкают. Другое дело, что редко кого можно дотолкать до действительно серьезных высот. Да, поддержка семьи необходима. Но успехи детей — колоссальное поле для родительского тщеславия, которое, к сожалению, слишком активно поддерживается. В этот огонь много подливается масла. Существует много форм эксплуатации этого тщеславия — всевозможных платных конкурсов, «академий», «школ». Хотя у нас еще со времен Советского Союза сохранилась уникальная государственная музыкальная школа. В каждом городе, даже самом маленьком, можно практически бесплатно учиться музыке. Другое дело, что родителей часто интересует не то, чтобы их ребенок учился этому профессионально, а чтобы его быстрее куда-то сфотографировали, взяли на какую-то сцену или передачу и потом можно было разместить снимок в «Инстаграме» (запрещенная в России экстремистская организация) или похвастаться перед знакомыми.

Я постоянно сталкиваюсь с тем, что нашим сотрудникам предлагаются деньги и родителями, и коммерческими организациями, которые за деньги занимаются «обучением» детей. Разумеется, не все платные образовательные организации не заслуживают доверия, многим необходимы взносы, чтобы оплачивать помещение, труд педагогов, но вряд ли может идти речь о тысячах долларов за обучение. Знаю семьи, которые закладывают квартиры, чтобы оплачивать, например, запись музыкального альбома или съемки портфолио детей. Поверьте, у нас в стране настолько развита система вылавливания талантов, что если у вашего ребенка выдающиеся способности, его бесплатно обучат, снимут, покажут. Конечно, родители имеют право развлекаться и тратить средства как хотят, просто грустно, когда дети становятся заложниками их тщеславия. Очень жалко таких детей! Часто с детства твердят ребенку, какой он гениальный, а когда он сталкивается с настоящим зрительским залом, где воспринимают только талант, горькое разочарование неминуемо, если афиши куплены. Инвестировать нужно, так и поступают продюсеры, но когда это разумно и необходимо. Поэтому важно научить детей любить музыку, а не награды.

– Вы часто встречаете в вашей программе родителей, которые умеют находить золотую середину — не ломать ребенку детство и в то же время не загубить способности?

– Мне кажется, родители тех детей, которых мы отбираем, — все наши единомышленники. Если изначально видим безумие со стороны родственников, сразу понимаем: возьмем такого ребенка, а потом начнутся звонки — почему моего задвигают, засуживают? У меня такое случалось. Но я всегда говорю, что статус нашего жюри — главный аргумент честности проекта. Понятно, что эти люди неподкупны. Гарантия — их многолетняя репутация.

Глеб Богданович читает басню.
Глеб Богданович читает басню.
Фото
Канал «Россия 1»
Играет скрипач Матвей Блюмин.
Играет скрипач Матвей Блюмин.
Фото
Канал «Россия 1»

Как быть с «не хочу»

– Должен ли хороший родитель, на ваш взгляд, давать возможность ребенку следовать за сиюминутными порывами: сегодня хочу в акробатику — иди, через три месяца — на рисование, пожалуйста, через некоторое время — футбол, выбор за тобой. Или стоит приучать быть последовательным, уметь завершать начатое?

– С одной стороны, думаю, ребенку нужно давать возможность попробовать как можно больше вещей. Потому что, за исключением случаев, когда видишь ярко выраженный талант, способности еще нужно поискать. Что срезонирует с самим ребенком, его интересами, душой. Другое дело, что многие сферы требуют труда. И здесь важно быть дипломатом. Я со своим ребенком, когда он заявляет: «Больше не хочу это делать», стараюсь все проговорить, не заставить, а разобраться в ситуации, что именно ему не нравится: объем домашнего задания, скучно, дело в педагоге или иных обстоятельствах. Обсуждая, понимаешь мотивацию. И главное — дать возможность выбора, сказать: «Если тебе действительно не нравится, можешь не заниматься, но подумай, хорошо ли просто так взять и оставить в жизни что-то не сложившимся, неуспешным. Может, стоит приложить немного труда, дать себе время чуть продлить это?»

Дарья Златопольская с сыном Левой на встрече читателями.
Дарья Златопольская с сыном Левой на встрече читателями.
Фото
Канал «Россия 1»

– Сын у вас в музыкальную школу ходил. Она ему наскучила?

– Нет, там он занимается с удовольствием. А вот с карате в какой-то момент у него возникло «не хочу». Спорт — это физически тяжело. И я сказала Леве: «Хорошо, ты можешь бросить или попробовать немножко потерпеть, может, у тебя откроется второе дыхание. Нет — откажемся, но дай время». Важно, чтобы у ребенка не было ощущения, что его не слышат. И тогда, как правило, он привыкает к нагрузке, и ему уже нравится, он гордится, что сделал усилие и справился. А еще важно отмечать достижения: «Какой ты молодец, как у тебя здорово получилось». И тогда ребенок не только не бросит что-то, у него будет опыт маленького жизненного успеха. И, возможно, это поможет ему в жизни даже больше, чем само карате или музыка. Карате Лева не бросил и уже получил какие-то нашивки. Теперь гордится, какой он сильный, ловкий.

Дарья Златопольская: «Не тороплюсь делать из ребенка вундеркинда»
Фото
Канал «Россия 1»

– Лева — редкий ребенок, часто дети неохотно систематически занимаются музыкой.

– Думаю, это потому, что он рано начал. С музыкальных сказок, песенок, с маленьких концертов, которые устраивала его педагог по музыке. Чем раньше и в более игровой форме ты открываешь ребенку какой-то мир, тем легче он приобщается и дольше в подростковом возрасте в нем остается. Я обратила внимание, что маленькие дети спокойно слушают классическую музыку, того же Моцарта. Когда они знакомятся с ней в юном возрасте, она становится для них чем-то понятным и знакомым. Если же впервые услышат ее лет в 10 лет, для них она может остаться закрытой страницей.

То же самое касается книг. Для меня было важно, чтобы Лева понимал чтение. Это было мое любимое занятие в детстве. Очень важно, чтобы первая толстая книга захватывала. Тогда труд (а чтение на первом этапе — всегда труд) будет под силу. Когда сын начал читать сам, я купила ему «Рассказы о маленьком Николя» — книжку о мальчике, очень похожем на Леву по характеру и интересам. И в свои 5–6 лет он с большим удовольствием сам ее прочел. С этого и начался его интерес к большим книгам. Я в принципе считаю важным не форсировать события. Не стоит твердить: ты должен прочитать это классическое произведение, начни читать рассказы Чехова.

Баланс — это тоже талант!
Баланс — это тоже талант!
Фото
Канал «Россия 1»

– «Каштанку»…

– Ее, кстати, я ему сама прочла. И Леве понравилось. Но дверь в мир больших толстых книжек ему открыл все же Николя. И теперь сын сам читает и о приключениях Карлсона Астрид Линдгрен, и книги про Гарри Поттера, не стоит недооценивать эту очень талантливую сказку Джоан Роулинг.

– В школу Лева уже пошел?

– Да, уже во втором классе, учится там же, где и я в свое время. Мне кажется, здорово, когда возникает такая преемственность. Это спецшкола с углубленным изучением английского, но обычная государственная. Мне кажется, качество часто зависит от того, кто стоит во главе учебного заведения. Если директор сильный, то государственная школа может дать лучшее образование, чем частная, где часто подстраиваются под интересы родителей, которые платят взносы. Директор моей школы не изменился с тех пор, как я там училась. Ирина Григорьевна гениальный педагог и, пожалуй, могла бы возглавлять хоть Министерство атомной промышленности. В свое время она была учителем английского, но сейчас не ведет предмет. Она умеет вселить ребенку… нет, не страх, потому что это бессмысленно детей ругать, запугать их тоже невозможно, они все знают свои права, а уважение, у нее такой авторитет среди учеников! Я окончила школу больше 20 лет назад, но каждый раз, когда вижу Ирину Григорьевну, испытываю внутренний трепет, хотя ей нравятся передачи, которые я веду, она меня хвалит. Она даже смеется надо мной: «Ну что ты, перестань!»

– Как отучились первый год? Это же важный этап…

– Замечательно. И в этом году Лева на свой день рождения пригласил уже весь класс. Хорошие ребята. Мне нравится, что у них в школе есть традиция театральной недели, когда каждый класс готовит серьезную театральную постановку. С костюмами, декорациями, с приглашенным режиссером.

Балерина Вера Шпаковская.
Балерина Вера Шпаковская.
Фото
Канал «Россия 1»
Музыкант Елисей Мысин.
Музыкант Елисей Мысин.
Фото
Канал «Россия 1»

Не торопиться делать из ребенка вундеркинда

– Сейчас становится правилом, когда ребенок приходит в школу, умея читать, считать и писать. Тут это тоже необходимо?

– Нет, здесь таких требований нет. Хотя сейчас некоторые школы такого высокого о себе мнения, которому дети должны соответствовать. Но, на мой взгляд, главное в школе — ребенок. И как «Синяя птица» должна стать счастливым воспоминанием в жизни наших участников, так и школа — добрым временем, вдохновляющими годами, а не теми, что ломают личность. Лева, когда пошел в школу, умел читать, считать, писать. Но мне не кажется это обязательным. Требовать быть подготовленным к первому классу, считаю, неверно. Не у всех родителей есть возможность заниматься. Я не сторонник раннего образования, чтобы из ребенка сразу делать вундеркинда. Детство — это не только приятные воспоминания, но и питательная среда, когда ребенок учится фантазировать. Играя, он не бездельничает, а учится быть человеком, взаимодействовать с другими людьми. Это время бесценно, и отнимать его, впихивая четыре языка к возрасту 7 лет, мне кажется бессмысленным.

Николай Цискаридзе показывает мастер-класс.
Николай Цискаридзе показывает мастер-класс.
Фото
Канал «Россия 1»

– Вы хотите, чтобы «Синяя птица» стала для ребят счастливым моментом, но, наверное, они хотят победить и расстраиваются, когда их не выбрали. Как помогаете им справиться с их маленькими трагедиями?

– Мы всегда стараемся этот момент максимально смягчить. У нас нет такого: ты — победитель, а вы — аутсайдеры. Как таковых проигравших нет. Все дети в финале готовят номера с артистами. Многих ребят, которые принимали участие в проекте и не дошли до финала, мы задействуем в других сезонах, и тому десятки примеров. Все дети становятся частью нашей семьи, движения «Синяя птица».

Дарья Златопольская: «Не тороплюсь делать из ребенка вундеркинда»
Фото
Канал «Россия 1»

– Знаю, в скором времени на творческом вечере к 90-летию Александры Пахмутовой тоже выступят воспитанники «Синей птицы».

– Александра Николаевна и Николай Николаевич Добронравов, а они всегда вместе, — большие друзья нашего конкурса с первого сезона. Для нас уже большая честь, что дети могут исполнять ее песни в программе. Но Александра Николаевна еще и аккомпанирует, и тесно общается с ребенком, с которым выступает, и готова поддержать во всем. Я очень рада, что 10 ноября на сцене Большого театра ее будут чествовать не просто как автора всем нам знакомых песен, а как выдающегося композитора. Легендарные песни и новую музыку Пахмутовой исполнят музыканты высочайшего класса Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Денис Мацуев. В концерте примут участие и наши мальчики Ваня Бессонов и Елисей Мысин. Ее песни наравне с первыми исполнителями ее произведений Александром Градским, Львом Лещенко по-новому исполнят, например, Хибла Герзмава, драматические артисты Евгений Миронов, Сергей Безруков. Это очень высокий класс. Александра Николаевна принимает самое активное участие в подготовке, очень волнуется, ей хочется, чтобы все прошло идеально, а я прошу ее: «Постарайтесь, пожалуйста, получить хотя бы чуть-чуть удовольствия от вечера».

Жерар Депардье: «Это великолепно!»
Жерар Депардье: «Это великолепно!»
Фото
Канал «Россия 1»

– Ваш сын постоянно бывает на съемках «Синей птицы». А смотрит ли он другую вашу программу — «Белую студию»? Возможно, придет время, и участники конкурса станут там вашими собеседниками, а затем и героями книги с выдержками из этих интервью. В прошлом году вы издали книгу «Важные вещи»; в этом, насколько я знаю, планируете продолжение.

– Участники «Синей птицы» растут, как и мой сын. Мне важно, чтобы все, что делаю, я могла показать Леве. Он действительно постоянный зритель конкурса, а «Белую студию» пока смотрит фрагментами. Но что касается книги, я называю сына своим соавтором, потому что на корешке первой книги «Важные вещи» им нарисовано сердечко, на корешке второй — часики. Она называется «Настоящее», а в моем представлении настоящее — это, с одной стороны, все истинное, с другой — время, в котором мы сейчас находимся. Лева был со мной, когда мы представляли в магазинах первую книгу, я писала пожелания, а он на правах соавтора рисовал сердечки. Надеюсь, поддержит меня и в этот раз. В «Белую студию» приходят такие люди, мир которых — целая вселенная. Многих из них — Марка Анатольевича Захарова, Олега Павловича Табакова, Леонида Сергеевича Броневого — уже нет с нами. А поскольку программа позволяет героям говорить о главном, это такой формат вневременной, мне хотелось, чтобы мысли их не испарились, не исчезли в нашем цифровом мире. Может, через несколько лет и Лева, и дети «Синей птицы» обратятся к ним и что-то для себя почерпнут. Знаю, наши старшие участники уже сейчас читают книгу. Мы что-то обсуждали, по поводу каких-то вещей у них свое мнение. И я уверена, что в будущем они смогут стать гостями программы. У меня была идея позвать в качестве гостя Ваню Бессонова, уже заявившего о себе яркого музыканта и очень глубокого молодого человека.

+3