История успеха: как научиться жить в радости

Центр «Умный ребенок», созданный 13 лет назад Еленой Шувариной, педагогом-психологом и мамой двоих детей, недавно сменил имя. Теперь это Центр развития для детей и родителей, который носит светлое и позитивное имя «Дом Радости». Однако это далеко не единственный проект, который реализует Елена…

Фото
личный архив Е. Шувариной

О «Доме Радости»

Название – это очень важно: как корабль назовете, так он и поплывет. Почему произошли такие изменения? Дело в том, что мы меняемся и меняются наши приоритеты. В центре «Умный ребенок» мы сумели создать методики, технологии, которые очень успешно работали. Но сейчас я абсолютно убеждена, что не только методики, технологии, программы имеют значение – определяющим является то, как все это дается. Сам посыл, сама энергетика, с которыми мы, педагоги, подходим к детям. Мое твердое убеждение состоит в том, что познание мира должно происходить с радостью и в радость. Только люди, которые занимаются любимым делом, которые способны радоваться сами, люди, воодушевленные тем, что они делают, и хотят поделиться всем этим с детьми, создают необыкновенную атмосферу, в которой хочется быть как можно дольше. Именно поэтому я дала своему проекту такое название – «Дом Радости». Давайте отправимся в небольшое «путешествие», чтобы вы смогли ощутить царящие в «Доме Радости» спокойствие, красоту, уверенность, гармонию.

О детстве

Я очень благодарна своим родителям за позволение быть собой, за доверие и веру в меня, за безусловную любовь. Я пронесла сквозь годы ощущение любви и защищенности. Они никогда ничего мне не навязывали, принимая и разделяя мой выбор – выбор профессии, увлечений. Я помню, что очень рано начала петь и танцевать, и все эти виды творчества со мной остались до сих пор. Сегодня это именно то, что является для меня самым любимым и значимым – тем, через что я выражаюсь. Именно это помогает мне поддерживать жизненные силы, творческий поток, желание созидать, не останавливаться и двигаться дальше.

О профессии

Все началось в детстве. Еще школьницей я начала понимать, что мои любимые предметы ведут необыкновенные люди. Учителя с большой буквы. К ним я испытывала особенную симпатию и интерес как к людям. И, что характерно, все они были большие жизнелюбы! Ничего удивительного, что я сделала такой выбор, пожалуй, судьба сама выбрала за меня эту профессию.

Фото
личный архив Е. Шувариной

О выборе пути

Будучи студенткой, я впервые попала на практику в школу. И… испытала разочарование. На деле все оказалось по-другому, совсем не так, как в моих представлениях, вынесенных из общения с лучшими и любимыми учителями. Где же педагогика для детей? О каком индивидуальном подходе идет речь, о каких методах и приемах, которые позволяли бы ребенку раскрыться, проявить индивидуальность? Эти банальные две клеточки справа, три клеточки вниз – разве это главное? Постоянное оценки, шаблоны, жесткие указание – все это наводит страх и неверие в свои силы. Хотя я понимаю, что, даже работая в системе, можно нести светлое, доброе, как это делают настоящие учителя – неравнодушные, думающие, желающие щедро делиться своим сердцем с детьми. Но система делает свое. И даже если ты хочешь что-то дать по-настоящему, от души, этому мешает все построение учебного процесса в школе. Вечная отчетность, педсоветы… Такое впечатление, что все это сделано для того, чтобы отвлечь учителей от самого главного – непосредственного общения с детьми. Я хотела создать совсем другой мир – мир, который существует и работает для ребенка и ради ребенка. Реальный, не на бумаге.

О воспитании в игре

Что может быть естественнее для ребенка, чем игра и движение? В этом сама жизнь ребенка! Ограничьте в этом ребенка – и это сразу скажется на его физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии. Когда ребенка усаживают за парту и дают учебники – для меня это показатель: первое – незнание природы ребенка, его потребностей; второе – нежелание либо непонимание и выстраивание процесса не под ребенка, а под себя; третье – экономия на предметном материале и четвертое – неумение увлечь ребенка. Порой даже самые опытные педагоги не в силах провести урок, если дети не сидят за партами, а располагаются в свободном пространстве. Существует даже мнение, что школьные парты являются тем сдерживающим фактором, барьером, который заставляет ребенка подчиняться принятым правилам. Уберите парты, и дети… просто уйдут! А все потому, что в такой непривычной, нетрадиционной форме невозможно провести неинтересный урок. Учителю нужно сделать процесс обучения настолько интересным, чтобы ребенок мог постигать знания в радости, чтобы его мотивировали не парты, а сами знания. Лучшая форма для таких увлекательных, интересных уроков – игровая.

Фото
личный архив Е. Шувариной

О передаче «ТВ-Радость» на телеканале «Экспресс»

Я всегда стремилась делиться своими идеями и знаниями с окружающими – с детьми и, конечно, с родителями. И делилась, но мне было недостаточного привычного круга единомышленников, и тогда возникла идея создавать свою передачу, посмотреть которую любой желающий мог в социальных сетях. Мы эту идею реализовали, о ней узнал Павел Прохоренков и пригласил меня на телеканал «Экспресс». Я очень благодарна Паше за удивительную возможность делиться своими мыслями, своей радостью и с тысячами телезрителей. Это очень ценно и для меня самой и, конечно же, для дела, которое мы делаем.

О народном творчестве

Это действительно необыкновенно важное и в то же время очень эффективное направление нашей работы. Я всегда любила все, что связано с народной песней, танцами, играми, это мне близко. Но постоянно сталкивалась с тем, что в повседневной жизни отношение к этой стороне творчества у нас несколько, пожалуй, поверхностное. И когда я познакомилась с Наташей Маркиной, артисткой всем известного ансамбля «Миряне», я испытала настоящее счастье. Наташа необыкновенно искренний человек, народное творчество, музыка, фольклор – у нее в крови. Не нужно даже костюмов надевать, она сама – русская песня! И не только песня. Наташа многие годы работает с детьми, кроме того, она по селам, в глубинке, собирает лучшие образцы народного творчества – песни, танцы, игры. И делится всем этим с нами. Это так важно и так ценно для сегодняшних деток! Раньше ведь игра включалась в повседневную жизнь семьи и никто специально не выучивал с детьми песен: в семьях просто пели, и дети запоминали эти песни, впитывали их. Мы стремимся это направление развивать, так в нашем Центре сложился фольклорный ансамбль «Ладушки», «артистами» которого стали и наши маленькие воспитанники и их родители. Мало того, наш певческий клуб, как я его называю, посещают все педагоги, работающие в центре, и не по какой-то «обязаловке», они сами этого хотят! Слушая и исполняя эти исконно русские песни, мы буквально погружаемся в атмосферу Древней Руси с ее традиционными ценностями – семейными, в первую очередь. Я уверена, что в ближайшее время все это вырастет в новое интермодальное арт-терапевтическое направление.

О новых проектах

Сейчас я приступаю к реализации нового проекта – большого и необычного. Сейчас уже он оформился, ко мне пришло его видение. Это будет Центр развития семьи, и форма его реализации будет инклюзивной. Это означает, что мы будем с детьми с ограниченными возможностями здоровья – их называют особенными, с детьми-аутистами. Работу будем вести в ключе арт-терапии, ведь именно арт-терапия является наиболее эффективным и мягким методом, который помогает помочь ребенку реабилитироваться. Этот центр не будет иметь ограничений по возрасту: мы будем заниматься сопровождением семьи на разных ее этапах, начиная от зачатия. Это работа с беременными женщинами, совместная работа мамы и ребенка, помогающая терапия для семей с особенными детьми. Работа с семьей – это самое главное, ибо только такая работа по-настоящему эффективна. Работа будет вестись через разные модальности: изотерапию, драмотерапию, танец, движение, музыкальную терапию. Дело в том, что человек проявляется в разных модальностях, и в той, которая человеку, ребенку наиболее близка, он себя лучше всего проявляет. Арт-терапия помогает разобраться с теми эмоциями человека, тем более ребенка, о которых он не может рассказать. С помощь арт-терапии можно наладить контакт, настроить эмоциональную сферу, сгладить ее, нормализовать, гармонизировать. Мультимодальное направление наиболее эффективно, поскольку задействуются все чувства, через которые человек может себя выражать. Активное творчество действует исцеляюще. Возможность пережить свой собственный внутренний мир через творчество. Это терапия, исцеляющая душу. Она возвращает утраченные в детстве краски жизни.

Об инклюзивном образовании

Мы включаем особенных детей в обычную среду, в общение с обычными детьми. Через это общение процессы обучения строятся более эффективно и для них, и в то же время и для здоровых детей: они учатся эмпатии – сочувствию, сопереживанию. Если мы хотим изменить отношение к этому в обществе, каждый должен вносить в это какой-то вклад. Это очень важно. И особенно это важно при работе с детьми-аутистами, ведь для них одна из самых главных проблем – это адаптация в обществе. Они, как правило, очень ранимы, их легко обидеть, они не знают, как выстроить контакт. Помочь в этом, включая таких детей в обычную среду, и есть наша задача.

О жизненном кредо

Ребенок, который чувствует, что его любят, вырастает во взрослого, который умеет любить. Поэтому все сводится к тому, чтобы мы сами открыли в себе и умели выражать эту любовь. «Я тебя люблю. Я в тебя верю. Я слышу тебя. Я уважаю твои желания и потребности», – это самое главное, что мы можем сказать нашим детям. А еще очень важно быть счастливыми самому, ведь только у счастливых родителей могут быть счастливые дети.

Комментарии

0
под именем