Как научить ребенка пересказывать текст: с чего начать
Речь и мышление – неотъемлемые вещи, которые дополняют друг друга. Средством мышления является внутренняя речь, которая формируется у ребенка задолго до того, как он начинает говорить. Сначала он познает мир посредством зрительного и тактильного контакта. У него складывается первоначальная картина мира. Затем, она дополняется речью взрослых.
От уровня развития речи ребенка зависит и уровень его мышления.
Взрослые должны помочь детям научиться четко излагать свои мысли, пока их головы еще не забиты большим количеством информации.
Даже учителя, принимая детей в школу, твердят, что первоклашки уже должны обладать связной речью. И в силах родителей помочь им в этом. Ребенок, который умеет правильно формулировать свои мысли и пересказывать тексты, не будет бояться учебного процесса в целом.
Как научить ребенка пересказывать текст: 7 обязательных пунктов
Научить ребенка пересказывать текст несложно. Главное, что должны родители: регулярно уделять для этого некоторое количество времени и быть последовательными в своих действиях.
7 шагов на пути к обучению правильному пересказу:
- Выбор текста. От этого зависит половина успеха. Чтобы ребенок научился ясно излагать свои мысли и пересказывать услышанное, нужно правильно выбрать произведение. Оптимальным будет небольшой рассказ, длиной в 8-15 предложений. В нем не должно быть незнакомых ребенку слов, большого количества событий и описаний. Педагоги рекомендуют начинать учить ребенка пересказу с «Рассказов для маленьких» Л. Толстого.
- Акцент на произведение. Важно медленно читать текст, намеренно выделяя интонацией наиболее важные для пересказа моменты. Это поможет ребенку вычленить главную мысль рассказа.
- Беседа. После прочтения у малыша нужно спросить: понравилось ли ему произведение и все ли он понял. Затем можно задать несколько вопросов по тексту. Так при помощи взрослого ребенок сам выстроит логическую цепочку событий произведения.
- Обобщение впечатлений от текста. Еще раз нужно уточнить у ребенка, понравился ли ему рассказ. Затем взрослый должен сам пояснить смысл произведения.
- Повторное прочтение текста. Первое воспроизведение необходимо было для того, чтобы из общей информации ребенок понял частные моменты. После анализа и повторного прослушивания у малыша должна сложиться общая картина рассказа.
- Совместный пересказ. Взрослый начинает воспроизводить текст, затем говорит ребенку, чтобы он продолжил пересказ. Разрешается помогать в трудных местах, но ни в коем случае нельзя поправлять ребенка пока он не закончит.
- Запоминание и самостоятельный пересказ. Чтобы понять, отложилось ли в голове у малыша произведение, нужно предложить ему пересказать текст еще кому-нибудь, например, папе, когда тот вернется с работы.
Для детей постарше тексты можно выбирать длиннее, но разбирать их нужно по частям. Каждый отрывок анализируется аналогично описанному выше алгоритму.
Взрослые не должны недооценивать роль пересказа в обучении ребенка. Этот навык существенно влияет на формирование его интеллектуальных и творческих способностей.
Комментарии
0