Вспомните, когда вы в последний раз бывали в музее? А первый? Вам было скучно? Наверняка. Потому что маленькому ребенку, попавшему в музей вроде Третьяковки и Эрмитажа, скорее всего, будет неинтересно слушать экскурсовода. Да и кататься по полу гораздо приятнее. Но как сделать так, чтобы ребенка заинтересовало искусство? Чтобы даже в огромном музее он не скучал? Нужно подготовиться. И очень заранее.

Искусствовед и основатель Школы популярного искусства OPPOPART Анастасия Постригай делится своим опытом, как изучать историю искусства со своими детьми.

— Ребенку нужен проводник, чтобы прийти в мир искусства. Лучше всего, если таким сопровождающим станете вы сами, а не няня или воспитатель в детском саду. В первые годы жизни связь матери с ребенком невероятно сильна – так пользуйтесь этим! Но начните с себя. В изучении истории искусства самое главное – это искренний интерес. Если вам интересны эти знания, то и ребенок со временем станет перенимать желание учиться новому.

А нужно ли это?

Фото №1 - 5 картин, которые научат ребенка любить искусство
Фото
архив Анастасии Постригай

Резонный вопрос: зачем изучать искусство с ребенком, когда он даже еще в школу не ходит? Кто-то ответит: «Чтобы развивать эстетическую сторону личности» – и в общем-то будет прав. Но давайте смотреть шире: искусство помогает в развитии ребенка в целом. Через искусство ребенок получает новые впечатления и познает новые формы, которые в обычной жизни ему могут и не встретиться. Например, пейзаж, которого больше и не существует. Или сказочный персонаж в уникальном видении художника – та же «Царевна-лебедь» Врубеля. А еще испытывает новые эмоции и значительно расширяет словарный запас, потому что говорит о том, что видит на картинах.

С какой стороны подойти

Как пробудить в ребенке художественный вкус
Фото
GettyImages

Когда лучше всего начинать прививать художественный вкус? У психологов есть ответ, но довольно размытый: чем раньше, тем лучше. Но будьте избирательными в подходах. «Грузить» ребенка терминами, датами и даже именами – дело пустое и неблагодарное. Вы рискуете напрочь отбить у ребенка тягу к изучению искусства. Может, со временем он и вызубрит, где Репин, а где Левитан, но только это будет результатом не приятной и полезной игры, а натуральной дрессировки.

Так с чего начать? Устройте дома мини-галерею. Развесьте по стенам распечатанные репродукции картин и рассматривайте их вместе с ребенком. Говорите с ним. Используйте метод описания, не бойтесь спрашивать малыша о его чувствах, переживаниях, мыслях. На примерах пяти картин объясним, как разговаривать с детьми об искусстве.

«Семья Моне в саду», Эдуар Мане

Как пробудить в ребенке художественный вкус
Фото
WikiArt.ru

Лучше всего начинать с бытовых сцен, где изображены дети. Так малышу будет легче воспринимать происходящее, потому что героя на полотне он легко может принять за своего. Покажите ребенку, например, картину Эдуарда Мане «Семья Моне в их саду в Аржантее». Здесь важно соблюсти порядок в рассказе: описывайте картину от общего к частному, от переднего плана – к заднему. Сначала обратите внимание ребенка на женщину, потом переведите взгляд на малыша, подчеркните, что это тоже мама с сыном – прямо как вы. Затем можно поговорить о мужчине на заднем плане (к слову, это Клод Моне за работой в саду). И не ленитесь задавать вопросы! «Как ты думаешь, чем занимался мальчик до этого? Во что он играл?», «Что он чувствует сейчас?», «А чем занимается мужчина в углу картины?» И так далее.

На первый взгляд такой подход не кажется серьезным. Но именно так, через игру «вопрос – ответ», вы и вовлекаете ребенка в изучение искусства, только делаете это ненавязчиво. И со временем, когда ребенок придет в большой настоящий музей, он и сам сможет описывать картины.

«Портрет Мики Морозова», Валентин Серов

Как пробудить в ребенке художественный вкус
Фото
wikipedia.org

Здесь все просто. Показываете ребенку картину и говорите: «Знакомься, это Мика!» Работает безотказно.

Снова предложите ребенку рассмотреть картину. Мика – очень эмоциональный мальчик, на его лице читаются трепет, восторг, интерес, смущение… Поэтому, описывая портрет, не стесняйтесь использовать яркие слова. «Мика встрепенулся!», «Мика смутился!», «Мика вдохновлен». Так через игру ребенок выучит новые и красивые слова. И со временем его словарный запас станет выгодно отличаться от ровесников.

Не забывайте и про игру «вопрос – ответ». Предложите ребенку подумать, что же именно так вдохновило Мику? Что увидел мальчик? Может быть, его кто-то позвал? Ведь Серову удалось запечатлеть всего мгновение, пока четырехлетний Мика остановился среди игры, забрался на стул и теперь замер. А художник за ним словно подсмотрел.

Натюрморты Сезанна

Как пробудить в ребенке художественный вкус
Фото
сезанн.рф

Произведение искусства – отличный материал для изучения счета, а еще форм и цветов. Долой скучные методички! Давайте учить детей считать на яблоках, грушах и персиках Сезанна.

Французский художник питал к натюрмортам с фруктами известную слабость. Выбирайте любое полотно и начинайте считать: сколько яблок? А сколько слив? А сколько груш? И какого они цвета – желтого или, может быть, зеленого?

Важный момент: объекты на картине должны быть действительно разными по форме, размерам и цвету. И пусть Сезанна никак нельзя отнести к реалистичным художникам, яблоки у него действительно выглядят как яблоки. В ситуации, когда у детей только начинают формироваться представления о предметах, это очень важно.

«Купчиха за чаем», Борис Кустодиев

Как пробудить в ребенке художественный вкус
Фото
WikiArt.ru

Могу поспорить, что кустодиевская «Купчиха» нравится всем детям без исключения. На то есть несколько причин. Например, яркие цвета или общее ощущение доброты, тепла и уюта, что исходит от полотна. Но главная: Кустодиев написал кошку! А где вы встретите ребенка, равнодушного к животным, пусть и нарисованным? Так что смело начинайте путешествие по картине именно с кошки.

Еще на примере «Купчихи за чаем» ребенку можно объяснить некоторые пространственные понятия. Например, «далеко – близко». Мол, кошка близко, а церковь – далеко. А купчиха?

Особый вид удовольствия – рассматривать «Купчиху» в большом формате. Просто распечатайте или купите картину в виде постера и наклейте на лист картона. В детской самодельная репродукция точно займет почетное место – как показывает личный опыт, изучать это полотно можно чуть меньше чем бесконечно.

Пейзажи

Как пробудить в ребенке художественный вкус
«Сказка о грустном художнике», Исаак Левитан
Фото
music-fantasy.ru

И напоследок – урок природоведения. Для этого вовсе не обязательно идти на улицу, а достаточно показать ребенку пейзажи. Помните, в школьных хрестоматиях по чтению рассказы о природе всегда иллюстрировали картинами Левитана, Репина, Шишкина? По картинам русских пейзажистов очень легко научить малыша различать времена года, да еще и описывать погодные явления.

Можно немного усложнить задачу: показать ребенку импрессионистов. Вот уж кто понимал, что время скоротечно! На кувшинках Моне можно объяснить, как меняется мир в течение дня: вот рассвет, вот полдень, а вот – сумерки. Кто знает, может быть, через много лет, ваш уже повзрослевший сын или дочь, глядя на предрассветное небо, будет сравнивать его с пейзажами Моне, а не с картинками из Интернета.