Мой ребенок гиперактивный. Что делать?

Такие детки – отчаянные непоседы. И причина тому не только их любознательность.

Как воспитывать гиперактивного ребенка?
Фото
Getty Images

Гиперактивность у детей: симптомы

Проявляться гиперактивность у детей может с младенческого возраста. Такие малыши очень чувствительны к внешним раздражителям. Это могут быть звуки, свет, поведение матери. Обычно в таких ситуациях они реагируют громким недовольством, отказываются спать или делают это с большим трудом. Еще один симптом и сигнал для родителей – отставание в двигательном развитии: все ключевые этапы – держать голову, переворачиваться, стоять, ползать, ходить – дети с гиперактивностью начинают делать позже на 1-2 месяца. При этом в первые годы жизни у детей с таким диагнозом проявляется чрезмерная и хаотичная подвижность и даже неуклюжесть.

В 2-3 года гиперактивные дети суетливы, беспокойны, эмоционально нестабильны – то улыбка, то слезы, и так может быть по несколько раз за короткий промежуток времени. Ярким признаком является задержка речевого развития, проблемы со сном.

Позже, после 4 лет становится понятно, что такому ребенку крайне сложно адаптироваться к правилам и нормам поведения. Он не может поддерживать устойчивый интерес к занятию, отвлекается на что-то другое и также не доделывает начатое. В беседе гиперактивный ребенок не умеет слушать и перебивает собеседника. Он импульсивен и даже агрессивен в коллективе, что вызывает сложности с социализацией. Такой ребенок громче других, пытается переключить внимание на себя, не воспринимает запреты, позже научится писать, читать и считать. При всем этом он может быть чутким, добрым, восприимчивым даже к маленькой похвале и развитым интеллектуально.

В старших группах сада или школе на лицо проблемы, когда ребенок не может долго контролировать свое внимание и усидеть на одном месте, и 40 минут занятий для него становятся сущим испытанием. Учитель, стараясь призвать такого ученика к дисциплине, акцентирует внимание на его недостатках перед классом, обостряя и усугубляя ситуацию с каждым разом. Тем более такие дети не принимают сравнений со сверстниками, которые спокойнее, усидчивее, чем они.

Причины заболевания и диагностика

Под часто встречающейся нами фразой «гиперактивность» скрывается заболевание «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» – СДВГ. Причинами гиперактивности у детей могут быть осложнения протекающей беременности (токсикоз, гипоксия – недостаток кислорода плода, повышенное давление), нарушения образа жизни будущей мамы (вредные привычки, тяжелый труд, стрессы), сложные роды (затяжные или, наоборот, стремительные), генетическая предрасположенность.

Чем раньше родители обратят внимание на симптомы, тем раньше начнется лечение и адаптация ребенка к социуму. Диагностика заболевания проходит в несколько этапов. Для начала врач составляет полную картину, опросив о течении беременности, заболеваниях малыша и его родителей, составляет ему характеристику на основе ответов мамы и папы. Далее, дети 5-летнего возраста выполняют психологические тесты. И самым последним этапом становится исследования энцефалографии и магнитно-резонансной томографии.

Адаптация ребенка с синдромом гиперактивности

Фото
Getty Images

Как облегчить жизнь детям с таким диагнозом и их родителям? Прежде всего, мамам и папам с гиперактивностью у детей необходимо понять, что то, что хорошо спокойным детям, совершенно не подходит их ребенку. Нужно обязательно научиться успокаивать свое чадо: перевозбужденному сыну или дочке постарайтесь сменить обстановку, дайте попить воды или даже предложите ванную, выйдете на свежий воздух из душного помещения, по возможности включите спокойную музыку, почитайте любимую сказку и обязательно обнимите! Тактильный контакт очень важен для детей с СДВГ.

Постарайтесь не использоваться в запретах отрицания, объясняя их причины, и старайтесь предлагать альтернативу. Ведь дети с СДВГ не восприимчивы к наказаниям и нотациям. Следите за своими эмоциями, им важно чувствовать вашу поддержку и осознавать, что вы – прежде всего их друг, который всегда поддержит и найдет нужные слова. Синдром гиперактивности – это прежде всего неумение сосредотачиваться, и, как следствие, неразвитые логическое и абстрактное мышление, изъясняйтесь с ребенком четко и лаконично. Не давайте инструкций в несколько этапов, а разбивайте их на отдельные части и контролируйте каждый. Для развития логики ребенка важно, чтобы все задания были последовательными.

Запомните, что ваш ребенок испытывает проблемы с чувством времени. Поэтому для него особенно важен режим. Не давайте ему длительных поручений. Старайтесь предупреждать его о смене действий за несколько минут. Не забывайте хвалить его даже за самые маленькие достижения. Так как дневной сон для ребенка с СДВГ – редкость, его отдых ночью должен длиться не менее 8 часов.

Не старайтесь сделать из своего ребенка такого же успешного, как старший брат или сестра, или отличница-соседка. У него свой график. Не говорите ему, что он плохой, а его одноклассник хороший. Рассказывайте, что он отличный парень, но его поступки нужно исправить потому-то и потому-то. Не переутомляйте его дополнительными заданиями, так это приведет к излишней возбудимости или агрессии. Объясняйте ему на доступном для его возраста языке причины, почему не стоит смотреть часами телевизор или играть в страшилки на планшете, меняя на другие увлекательные игры или занятия. Старайтесь привлекать к общению с ребенком детей спокойных, уравновешенных, в вашем случае лучше командных игр индивидуальные, в небольших группах.

При поступлении таких детей в сад или школу обязательна параллельная работа с психологом, который даст советы и «ключи» к общению с малышом, облегчит контакт учителя с ребенком, и поможет найти нужный курс в воспитании родителям. Стоит отметить, что поведенческий фон такого заболевания сглаживается к 14-18 годам, а сложности с дефицитом внимания будут сопровождать человека всю жизнь.

Комментарии

0
под именем