Названы последствия карантина для детского здоровья

Самоизоляция почти закончилась, но это время еще аукнется. Карантинные будни не могли пройти бесследно, после них придется восстанавливаться.

Лейла Намазова-Баранова

Лейла Намазова-Баранова

Профессор, академик РАН, президент Союза педиатров России

Фото №1 - Названы последствия карантина для детского здоровья
Фото
Compassionate Eye Foundation/Robert Daly/OJO Images / Stone / Getty Images

Трудный возраст

Ограничения, с которыми мы столкнулись во время карантина, в той или иной мере затронули детское здоровье.

Для младших школьников последствия могут стать заметными позже, в сентябре. Процесс обучения в конце этого учебного года стал виртуальным, поэтому прямого общения ребенка с педагогом не было. А для учеников начальных классов контакт с преподавателем важен, он для них безусловный лидер. В 1–3-м классах дети только привыкают к требованиям, поэтому нуждаются в постоянной коррекции со стороны учителя.

Ученики средней школы выходят из периода карантина с наименьшими психологическими потерями: у них уже привычные установки не успели разрушиться. Эти дети не так зависимы от классного руководителя, легко адаптируются к изменению ситуации (в данном случае — к переходу на дистанционное обучение). В то же время им пока еще рано думать об экзаменах.

Ученики 11-х классов — уязвимая группа. Для некоторых из них отмена экзаменов привела к изменению цели, если раньше большая часть выпускников стремилась попасть в институты, то сейчас многие снизили планку, ведь это позволило не сдавать ЕГЭ. Ситуация неопределенности, смены планов создает невротический и депрессивный фон. Однако эта проблема свойственна только для ответственной части 11-классников (которых примерно половина). Остальные ученики с энтузиазмом отнеслись к удаленному обучению, но и этим детям будет непросто выйти из режима самоизоляции, ведь про дисциплину многие забыли.

Фото №2 - Названы последствия карантина для детского здоровья
Фото
Thanasis Zovoilis / Moment / Getty Images

Большинство детей старше 5 лет столкнулись с проблемой усиления зависимости от экранных гаджетов, компьютерных игр и социальных сетей. Возникли и другие трудности, связанные с неспособностью некоторых родителей контролировать детей, усилились трудности с гиперактивными учениками, с теми, кто зависит от живого общения, с юными спортсменами, ведь они привыкли к повышенной нагрузке и раньше почти не имели свободного времени.

Плавный подход

Возвращение к обычному ритму жизни заключается в правильной организации режима дня. Если отложить это до сентября, то учеба будет сопровождаться стрессом. Не допускайте поздних ночных засыпаний уже сейчас. Введите дополнительную нагрузку — занятия с репетиторами. Это могут быть творческие занятия или уроки иностранного языка. Кому-то просто необходимо наверстать школьную программу. Не следует обольщаться: у многих детей успеваемость во время дистанционного обучения улучшилась, но это не всегда заслуга учащихся. Во многих случаях причина кроется в заниженных требованиях к успеваемости со стороны школы, осознанной или неосознанной помощи родителей.

Справиться с проблемой помогут летние лагеря. В них дети занимаются спортом, посещают творческие кружки, у школьников нет времени на гаджеты. Режим дня выстраивается автоматически, родителям не придется об этом беспокоиться, к тому же требования безопасности в детских учреждениях строгие, далеко не каждая мама сможет в течение лета следить за тем, как часто моет руки ребенок, пользуется ли он на улице защитной маской. Даже если это лагерь дневного пребывания, польза будет.

Фото №3 - Названы последствия карантина для детского здоровья
Фото
Rebecca Nelson / DigitalVision / Getty Images

Трудотерапия

Многие подростки во время каникул устраиваются на работу. Желание ребенка заработать надо поддержать, но следует помнить, что эпидемия коронавируса не прекратилась, COVID-19 переболели немногие, не более 10–15% жителей страны имеют противовирусные антитела, причем пока непонятно, защищают ли они от повторного заражения. А потому вопросами безопасности работающих детей пренебрегать не стоит.

Обсудите, кем, где и в каком режиме ребенок будет работать, как на предприятии соблюдают правила защиты от инфекции. Объясните подростку, что важно использовать средства защиты.

На заметку

Возвращение дошколят в детские сады тоже должно быть постепенным. В течение первых двух недель желательно оставлять ребенка в группе на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания. В этот период не стоит перегружать малыша новыми впечатлениями, дополнительными занятиями.

Комментарии

0
под именем