Особенности развития и воспитания детей с нарушением интеллекта

Дети с нарушением интеллекта требуют особого к себе отношения, ведь приспособится к этому миру им удается с трудом. Особенно это касается детей, болезнь которых имеет тяжелую форму из-за сильного поражения клеток головного мозга. Причин этому может быть много - от генетической предрасположенности до черепно-мозговых травм, неблагоприятной беременности и родов.

Особенности нарушений интеллекта

У 85% детей в дошкольном возрасте умственная отсталость не сильно проявляет себя, так как имеет слабую степень и может списываться на индивидуальные особенности. Диагноз ставится только после поступления в школу, когда нарушения становятся явными и ребенок сталкивается с проблемами в обучении.

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в специальном подходе и обучении профессионалами
Фото
Getty

Умственное отставание ребенка в развитии различается по степени интенсивности патологии:

  • Легкая умственная отсталость проявляется неспособностью ребенка в полном объеме усвоить информацию, для обучения чему-то новому или формированию навыка ему может потребоваться больше времени, чем обычному малышу. Но такие дети охотно общаются со сверстниками, а во взрослом возрасте становятся полноценными участниками социума.
  • Умеренная степень диагностируется в раннем возрасте, в период, когда должно происходить интенсивное формирование речевых и физических навыков. К 7 годам развитие таких детей соответствует уровню 2-3 лет у здорового ребенка. Такая степень часто бывает при диагнозе синдрома Дауна.
  • Тяжелая степень проявляется в первые месяцы жизни. Сидеть, ползать, держать в руках предмет - всему этому дети учатся гораздо позже нормы. Развитие речи происходит очень медленно, и только к 10 годам ребенок сможет формулировать из слов связные предложения.

Есть еще глубокая степень умственной отсталости, которую диагностируют в грудном возрасте. Такая патология проявляется внешне - ребенок слаб физически и имеет выраженную асимметрию лица.

Воспитание детей с умственной отсталостью

Оно зависит от степени выраженности отклонений. Дети с легкой формой патологии внешне ничем не отличаются от остальных, они могут общаться с ровесниками и взрослыми и сами за собой ухаживать. Такие ребята могут посещать обычную школу. Но с ними нужно дополнительно заниматься дома, так как они испытывают затруднения в усвоении нового материала.

Обучение детей с тяжелыми формами патологий лучше доверить профессионалам. Для них существуют специализированные школы с адаптированной программой. Ребенку с такими проблемами будет там спокойнее и комфортнее в группе с такими же детьми. Тогда как в обычной школе он рискует стать изгоем.

С глубокой степенью болезни все сложнее. Часто дети не могут адекватно оценивать происходящее, их невозможно приучить даже к личной гигиене, а некоторые ведут исключительно лежачий образ жизни. Здесь родителям предстоит сделать выбор. Один вариант - с их письменного согласия он отправляется в спецучреждение, где получает уход и медицинскую помощь. Не запрещено и домашнее содержание больного.

Комментарии

0
под именем