«В детском саду мой сын был всегда в числе лучших. На всех утренниках — в первых рядах, во всех конкурсах участвовал с удовольствием. Воспитатели хвалили его и ставили другим в пример.

«Отдала сына в школу в 6 лет. Через 2 месяца вернула в садик»
Фото
AaronAmat / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

К старшей группе мне казалось, что сын намного лучше развит, чем его сверстники, и в детском саду ему делать нечего. Я приняла, как мне казалось, самое правильное решение: записать его в первый класс. К 1 сентября ему как раз бы исполнилось 6,5 года, а значит, закон позволяет. К тому же был еще один аргумент.

«Отправишь в семь с половиной, потом издергаешься, там армия на носу, — подсказывали мне доброжелательные знакомые. — А так хоть какой-то запас времени будет, если не поступит в вуз».

Понимаю, смешно, отправляя ребенка в первый класс, думать о выпускном и армии. Но я привыкла просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. А здесь, простите за каламбур, просчиталась.

Не скажу, что сын горел желанием становиться школьником. Он уже мысленно был звездой выпускного, а я его лишала праздника. Да и все друзья оставались в саду. С моим решением его примирила моя уловка: мол, в школе больше возможностей проявить себя. Да и вообще, школьник — это новый этап, новый уровень. Что-что, а уговаривать я умею.

Кого было убедить сложнее, так это детсадовского психолога. С ней мы никак не могли найти общий язык. Она считала, что мой ребенок пока еще не готов к школе, показывала результаты тестов. Но решение уже было принято, и менять я его не собиралась.

«Не передумали?» — задумчиво спросила воспитатель в последний день перед летними каникулами.

Я отрицательно помотала головой и получила целую кучу советов и рекомендаций, как за три месяца подготовить ребенка к школе. Поблагодарила, конечно, но следовать им, честно говоря, не планировала: в конце концов, лето на то и есть, чтобы три месяца отдыхать.

«Отдала сына в школу в 6 лет. Через 2 месяца вернула в садик»
Фото
MaximFesenko / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Первый раз тревога накатила на меня прямо 1 сентября, когда я впервые увидела сына рядом с его одноклассниками. Он выглядел на их фоне таким маленьким, таким растерянным… Ему придется находить общий язык с ребятами на 1—1,5 года старше себя. Справится ли?

Не справился. Жалобы от учителя начались практически сразу. Неусидчивый, невнимательный, без желания учиться. Да и дома я видела, что нагрузка для него чрезмерна. Он стал вялым, капризным, рано ложился спать. Да еще и эти уроки… Формально их в первом классе не должно быть, но по факту-то они были. А я не могла их заставить делать — до истерики.

С ребятами тоже не заладилось. Все же полтора года разницы в таком возрасте — это очень много. Да и таланты пока что проявить не очень удалось. В общем, звезда потухла, не успев зажечься. Более того, такими темпами звезде грозил коррекционный класс, завуч начальной школы уже намекала.

«Отдала сына в школу в 6 лет. Через 2 месяца вернула в садик»
Фото
dragana991 / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Кое-как дотянули до осенних каникул и отправились к старому саду — прогуляться и, если получится, навестить старую группу. Как раз в это время ребята вышли на прогулку. Мы зашли поздороваться. У моего мальчика горели глаза, я не видела его таким счастливым уже почти два месяца.

20 секунд — и он уже носится по площадке со старыми друзьями, а я растерянно рассказываю воспитательнице, что все сложилось как-то не так…

«Ну а что вы хотите, — пожала та плечами. — Последний год в саду на самом деле очень много значит. Мы начинаем целенаправленно готовить детей к школе, приучаем их высиживать определенное время, поднимать руку, выполнять задания. Их тестирует психолог, дает родителям рекомендации, что нужно успеть скорректировать в течение года. Мы всегда говорим, даже если ребенок не ходил раньше в садик, он должен провести там хотя бы год перед школой. А вы сделали все наоборот».

Да, я уже понимала, что совершила ошибку. И меня интересовало, можно ли ее исправить.

«Даже не знаю, — растерянно сказала воспитатель, когда я с ней поделилась своими мыслями. — С одной стороны, это большой стресс для ребенка. По сути, вы показываете ему, что он не справился, формируете комплекс неудачника. Но в вашей ситуации он уже формируется, поэтому я даже не знаю, что лучше, а точнее, что хуже».

«Отдала сына в школу в 6 лет. Через 2 месяца вернула в садик»
Фото
nilimage / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

На этот раз у меня не было много времени, чтобы принять решение. Но я подошла к нему куда более взвешенно. Обсудила с классным руководителем, заведующей садом, школьным психологом. Оставался последний разговор — с сыном. Если бы я увидела у него хоть малейшие сомнения, то оставила бы свою идею. Но он воспринял ее на ура.

Не буду рассказывать, как удалось все это сделать. Город у нас маленький, живем по своим законам. Но сын после осенних каникул в школу уже не вернулся. Он снова пошел в сад, в свою же группу, к счастью, место еще было свободно. Стал местным «авторитетом» — как же, уже побывал в школе. И в течение этого года я видела, как постепенно взрослеет мой ребенок. Как он становится усидчивее, организованнее. И понимала, чего я его чуть не лишила по собственной дурости.

К счастью для нас, эта история закончилась без серьезных последствий для психики сына.  В мае сбылась его мечта — он отметил с друзьями выпускной. А 1 сентября пошел во второй раз в первый класс. Но уже не один, а с друзьями из группы. Не могу сказать, что он полюбил учиться. Но теперь он уже умел это делать. Всему свое время».

«Отдала сына в школу в 6 лет. Через 2 месяца вернула в садик»
Фото
Sean Justice / The Image Bank / Getty Images

Комментарий специалиста

«Некоторые родители, отдавая шестилеток в первый класс, надеются, что дети подтянутся в процессе обучения. Да, когда психические функции достаточно разовьются, успеваемость ребенка может значительно улучшиться, — объясняют психологи Wunderpark International School. — Но ощущение своей неуспешности, связанное с первыми неудачами — неспособностью справляться с поставленными задачами, позиционировать себя в классе, уже окажут негативное влияние на самооценку, отношение ребенка к обучению, взаимодействие с учителями и другими детьми.

Такой негативный опыт может наложить отпечаток не только на годы обучения, но и на всю жизнь».

Как проверить, готов ли ребенок к школе, читайте ЗДЕСЬ.