Буквально вчера на всю страну прогремела крайне нелицеприятная история: девочка из балета Todes решила раздеться на публике. И устроила в Periscope трансляцию, как принимает ванну. Девочке – на секунду – 10 (десять) лет. О том, что она вычудила, быстро узнали родители: нашлись доброжелатели, которые скинули им и трансляцию, и скриншоты. Посмотрев, как непринужденно их дочурка принимает перед камерой весьма откровенные позы, родители, разумеется, пришли в ужас.

Трансляцию удалили, беседу с девочкой провели. На вопрос: «Зачем???» дитя невинно ответило, что кто-то когда-то ей сказал, что публичное обнажение обязательно сделает ее популярной. Но слабо верится, что причина поступка – именно «кто-то» и «когда-то». Случайно брошенная фраза такого эффекта не вызовет.

Раздеться за лайки: на что готовы дети ради популярности
Фото
кадр из фильма «Несносный дед»

Зачем дети делают это?

Что на самом деле становится мотивом детей, совершающих эпатажные поступки славы ради? Этот вопрос мы задали нашему эксперту, психологу-консультанту Татьяне Огневой-Сальвони.

— Дети действительно копируют то, что видят во взрослом мире, впитывают как губка те приоритеты, которые транслирует общество. В 10 лет ребенок не способен самостоятельно и объективно оценивать поступающую информацию. Каждый ребенок просто хочет быть хорошим и ценным, это стремление встроено в любого человека. Но важно, какие критерии хорошего его окружают. Если демонстрация себя, популярность, достижение результата любой ценой является в окружении ребенка чем-то хорошим, то он будет стремиться к этому. Причем, что удивительно, именно наиболее чистые, наиболее наивные детские души будут воплощать то, что их окружает в жизни – в самом бесхитростном виде. Можно сказать, что ребенок просто зеркалит без прикрас то, что вливает в детскую душу социум. Отдельно о причинах детского тщеславия и стремления к славе можно выделить несколько версий. Во-первых, это может быть следствием нарциссического расстройства, нарциссической травмы. Такое происходит, когда в раннем детстве, до трех лет, ребенок на относительно долгое время (долгое в восприятии именно этого ребенка) оставался без родителей, а с бабушками, дедушками, нянями, в саду. Тогда у него формируется дефицит внимания и остро проявляется к началу полового созревания. И может послужить толчком к таким перформансам.

Вторая версия. Нездоровое желание быть в центре внимания появляется, когда формируется установка на славу. Если значимые взрослые в окружении ребенка поощряли его выступления на публику, осознанно или нет, но показывали, что будут больше им гордиться и любить, если ребенок станет популярен, станет звездой и так далее. Впрочем, надо всегда смотреть в личную историю ребенка, это могла быть и какая-то ключевая для детского восприятия житейская сцена, которая расставила приоритеты именно таким образом.

В-третьих, вполне возможно, что нет никаких расстройств и глубинных установок, а эта история с девочкой – просто результат способа заявить о себе в своем социуме. Возрастные психологи отмечают, что именно в 10 лет начинают первые глубокие изменения на всех уровнях – гормональном, физиологическом, психологическом. Интеллект и внимание у ребенка снижаются, зато появляется много тревоги и новых страхов. В 10−11 лет начинают формироваться взрослые негативные эмоции, нервная система перенапряжена. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети начинают дерзить, впадать в крайности, чувствуют себя непонятыми и несчастными. У них очень много страхов. Взрослые им больше не авторитеты. Идет поиск новых авторитетов и стремление самому стать авторитетом. Психологами зафиксировано, что в этом возрасте у человека самая низкая самооценка в течение жизни. Меняются его ценности. Недостаточно хорошо учиться, чтобы быть принятым. Начинается этап самоутверждения через поиски новых запредельных форм самовыражения, нередко связанных с риском. Ребенок поглощен своими переживаниями, познанием себя, оценкой самого себя.

Раздеться за лайки: на что готовы дети ради популярности
Фото
кадр из фильма «Несносный дед»

Все, что им нужно, – только любовь

– Как защитить чадо от крайностей, от подобных ошибок?

— Во-первых, не оценивать его критериями взрослого мира. Ребенком в 10−12 лет движут совсем иные мотивы, зачастую взрослому даже непонятные. Не судить и не обижать за проступки. Нужно много терпения, любви, принятия и выдержки. «Я люблю тебя любого», «Мне жаль, что ты выбрал такую форму самоутверждения», «Если у тебя есть вопросы, я с удовольствием расскажу». То есть постоянно присутствовать в жизни ребенка, но без паники. Это называется – выдерживать его взросление. Нечего сказать ребенку – просто выдыхайте. И будьте рядом.

Во-вторых, можно делиться своим опытом, своими чувствами, услышанными, прочитанными историями о других детях-подростках. «У меня тоже было нечто похожее, я чувствовал, делал то-то и то-то», «А в том фильме было так, помнишь этого героя…» и так далее.

В-третьих, хорошо бы внимательно выслушивать ребенка, беседовать с ним на любые житейские темы, чтобы он чувствовал вовлеченность, интерес к себе, свою ценность и значимость. «А ты что чувствуешь, а что ты думаешь по этому поводу, а это как тебе, а чего бы ты хотел, а почему это так, на твой взгляд, а что бы ты сделал в этом случае…»

И в-четвертых, конечно, мягко, без навязывания, рассказывать о базовых ценностях общества, на чем держится дружба, любовь, семья.

В общем, главное – не терять контакта с ребенком. А если он совершает ошибку, подобную приведенной в истории с девочкой, то фиксировать внимание не столько на ней и не в вину вгонять, а на том, какой же вывод сделал, понимает ли он, что это была ошибка, как себя чувствует, чему этот опыт его научил. И да, конечно, за большие проступки должно следовать какое-то наказание. Нет, не бить, не кричать ни в коем случае. Можно что-то запретить, либо забрать, либо отменить какой-то обещанный подарок и т. д. То есть безнаказанными страшные проступки оставлять нельзя. Только если ребенок очень раскаивается, осознает всю тяжесть своего проступка и готов к любому наказанию, то наказание полезнее отменить. И еще – родителю полезно подумать над тем, в чем его зона ответственности, где он не справился со своими обязанностями, и сделать выводы на будущее, провести работу и над своими ошибками тоже.