Стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет: за и против

Приход ребенка в школу — это выход в социальный мир, серьезный шаг к самостоятельности и ответственности. Поэтому важно, чтобы он был физически и психологически готов к вызовам этого мира.

«Боюсь, ей потом в школе будет просто скучно. Она и так всю программу первого класса  знает», — говорит мама шестилетней Наташи, записывая ее в школу. Не прогадала: учебная программа давалась девочке легко, училась она на твердые 4 и 5.

«Пожалуй, мы повременим со школой, — качает головой мама шестилетнего Марка. — Марк растет очень медленно, будет самым маленьким в классе. Вряд ли ему будет комфортно».

Фото
Nadezhda1906 / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Да, одни мамы и папы стремятся отдать малыша в школу как можно раньше, чтобы он побольше узнал и успел; боятся «передержать» дошкольника, чтобы ему не было скучно в первом классе. Другие, наоборот, хотят продлить детство своих сыновей и дочерей и беспокоятся, как бы школьная программа не оказалась для них слишком тяжелой, а общение со сверстниками — слишком стрессовым. В любом случае важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе и по своему собственному графику.

О том, как понять, стоит ли отдавать в первый класс вашего шестилетку, рассказывают психологи Wunderpark International School.

Играть по правилам

Готовность малыша к школе определяется психической и физиологической зрелостью. То есть у него должны быть достаточно развиты мозговые структуры, отвечающие за умение сознательно и самостоятельно следовать правилам.

Лучше всего этот навык формируется в играх с правилами — ребенок учится контролировать свои желания, внимание, память и поведение. Достаточно уделять таким играм по 20 минут в день, чтобы получить ощутимый результат.

Практические рекомендации для родителей

1. Предложите ребенку раскрасить рисунок, сделать графический диктант, поиграть в «Нет и Да», «Замри!» или любую игру, в которой необходимо четкое соблюдение правил.

2. Понаблюдайте, способен ли ваш малыш:

  • запомнить правила игры или задание;

  • помнить их и руководствоваться ими до конца;

  • самостоятельно планировать выполнение задания — это видно, когда ребенок собирает пазлы: понаблюдайте, берет ли он фрагменты наугад или целенаправленно ищет нужные фрагменты и собирает картинку;

  • не отвлекаясь, доиграть в игру или сделать задание;

  • самостоятельно оценить результат и исправить ошибки;

  • понять, нужна ли ему помощь, и обратиться за ней к взрослому.

3. Разберитесь, умеет ли ваш ребенок повторять по образцу. Вы можете собрать что-то простое из конструктора или выложить узор из мозаики и попросить его повторить. Обращайте внимание на то, верно ли он копирует размеры и цвета образца. Указывайте на различия, но не критикуйте.

Также навыки повторения действий хорошо развиваются в играх «Тень» и «Отражение», когда малыш копирует ваши движения, и в процессе разучивания танцев.

Фото
Getty Images

Психологическая готовность

Когда ребенок идет в первый класс, в его жизни происходит много кардинальных изменений. Родителям следует понимать:

  • может ли ребенок долгое время находиться без внимания и поддержки близкого взрослого;

  • быстро ли он знакомится и налаживает отношения с другими детьми — какие у него навыки социализации;

  • способен ли юный ученик соответствовать школьным требованиям, соблюдать правила и выполнять задания.

Умение следовать правилам зависит от высших психических функций (ВПФ), к которым относятся восприятие, внимание, мышление, воображение, память и речь. А развитие и произвольность ВПФ связаны со зрелостью мозговых структур. Это значит, что мозг должен «дорасти» до школьного обучения. В противном случае у ребенка будут возникать трудности не только с учебой, выполнением правил и соответствием требованиям, но и с отношениями в коллективе.

Некоторые родители, отдавая шестилеток в первый класс, надеются, что дети подтянутся в процессе обучения. Да, когда психические функции достаточно разовьются, успеваемость ребенка может значительно улучшиться.

Но ощущение своей неуспешности, связанное с первыми неудачами — неспособностью справляться с поставленными задачами, позиционировать себя в классе, уже окажут негативное влияние на самооценку, отношение ребенка к обучению, взаимодействие с учителями и другими детьми.

Такой негативный опыт может наложить отпечаток не только на годы обучения, но и на всю жизнь.

Фото
Artem Peretiatko / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Мотивация

Очень важный критерий готовности детей к школе. Желательно, чтобы ребенок искренне хотеть учиться, узнавать новое, знакомиться с другими людьми и заводить друзей.

Практические рекомендации для родителей

Начинать формировать мотивацию к школьному обучению следует лет с пяти: отвечая на вопросы маленьких почемучек, добавлять в конце: «А в школе ты узнаешь об этом гораздо больше».

Важно поощрять любознательность ребенка, поддерживать его стремление узнавать новое, уверенность в своих силах и в том, что вы всегда на его стороне.

Кто может помочь

Родители сами не всегда могут адекватно определить готовность малыша к первому классу. Помочь в этом вопросе могут:

  • воспитатели детского сада, наставники центра раннего развития и руководители кружков, в которые ходит ваш ребенок;

  • семейные врачи или участковые терапевты, которые помогут оценить физическую готовность к школе;

  • психологи, проводящие разнонаправленную диагностику.

Ученые-нейрофизиологи давно развенчали миф о пользе раннего развития. Так что не стоит ни с кем соревноваться и гнаться за недостижимыми идеалами. Гораздо важнее обеспечить своему ребенку максимально комфортное начало обучения и как можно дольше поддерживать в нем желание узнавать новое.

Комментарии

2
под именем
  • Все комментарии
  • это скорее про поколение рожденных в 60-70 годах. Я родилась в 74, всё так и было
  • Руку привязывали к спинке сидения Это было ужасно Весь урок так сидеть Сейчас пишу и правой и левой как курица лапой Зачем это делали не понятно Я ненавидела начальную школу