Уровни психологического воздействия на детей, оставляющего травмы на всю жизнь

Сколько раз за день мы предостерегаем детей от опасности, пусть даже мнимой? А потом ждем от ребенка самостоятельности и решительных действий, но в подсознании у него уже закрепилось убеждение, что мир опасен. Сформировалась психотравма. Как она рождается? И что влияет на психику ребенка?

Фото
DigitalVision/Getty Images

Все травмы, которые есть у взрослых, формируются до шестилетнего возраста. Дело в том, что до этого момента на ребенка просто оказывать воздействие, у него еще не сформирована картина мира и не выработано критическое мышление. Есть три уровня воздействия родителей на детей.

Ирина Маслова-Семенова

Ирина Маслова-Семенова

Психолог и женский коуч

Неудачный старт

Психотравмы случаются уже до рождения. Ребенок перенимает мамины слова, мысли, убеждения, установки до появления на свет, он делает это, чтобы выжить. Например, в период беременности женщина ругается, плачет. От этого ребенку плохо, ведь он в связке с мамой. Чтобы выжить, ему требуется включить механизм самозащиты. Единственное, что можно сделать, — это затаиться, переждать бурю. Подобная ситуация — основание для психотравмы. В дальнейшем ребенок, став взрослым, будет при первых признаках опасности (мнимой или настоящей) впадать в состояние зажатости, напряжения, желания убежать. Например, взрослый человек сидит на совещании, начальник делает ему замечание. Даже если критика безосновательна, ответить на нее сотрудник не может: еще до рождения он усвоил, что в сложной ситуации лучше затаиться.

Негативная установка


Следующий уровень воздействия — внушение. Ребенок родился, родители твердят ему, что некоторые действия могут привести к страшным последствиям. Малыш бессознательно впитывает в себя парадигму. Например, мама или папа часто говорят: «Не ходи туда, дядя заберет», «У тебя не выйдет», «Сиди тихо». В результате ребенок вырастает нерешительным тихоней. Или, к примеру, в семье постоянно твердят, что деньги — зло. С высокой долей вероятности можно считать, что ребенок не будет стремиться зарабатывать, убежденный, что надо довольствоваться малым.

Воспитание

Это третий уровень воздействия на ребенка до 6 лет. Воспитание — множественные, регулярные, ежедневные повторения: «Ешь с хлебом, доедай до конца, хлеб — всему голова». Формируется привычка — и человек уже с лишним весом. Есть не хочет, но все равно должен оставить после себя чистую тарелку. Или другой вариант. Мама говорила дочери: «Яркие женщины в жизни не реализовываются, красивой быть плохо. Учись, а не занимайся внешностью». И через воспитание родители вдалбливают, что главное — учиться. Девочка превращается в привлекательную женщину, но каждый раз, когда слышит, что красивая, начинает думать, что с ней что-то не так, чувствует себя неуверенно.

Что делать
Родители наносят детям психотравмы неосознанно. Чтобы избежать неприятных последствий, прислушайтесь к своим словам, замените некоторые фразы.

Например

 «Тебя не спрашивали» — «Спасибо, что подсказал, я подумаю».
«Хотеть не вредно» — «Давай наметим покупку на твой день рождения».

«Не трогай — сломаешь» — «Попробуем сделать это вместе».
«Ты мне мешаешь» — «Сейчас я закончу работу, и мы поиграем».
«Не ной!» — «Если хочешь, поплачь, а потом подумаем, что делать».

Комментарии

1
под именем
  • Все комментарии
  • Сделайте пожалуйста историю,что делать если мать не верит в сына