Если первоклашке будет неудобно делать уроки дома, вряд ли он будет охотно заниматься учебой. Приткнуться на диване или на кухне – нет, это никуда не годится. Малышу нужен свой кабинет, который будет уже не совсем детским и при этом принадлежащим только ему.
«Ребенку только предстоит привыкнуть проводить время за рабочим столом. И для этого ему должно нравиться его новое рабочее место. Постарайтесь учесть вкусы и предпочтения маленького школьника, но не забывайте, что пространство, посвященное учебе, должно быть сдержанным и не напоминать про игры», – советует Алена Подмаско, стилист компании «Леруа Мерлен».
Для начала решите, на что вы готовы по шкале от легкой перестановки мебели до полного переоборудования детской комнаты. Иногда достаточно простого зонирования: отгородить рабочее пространство от остальной комнаты стеллажом или ширмой. Этот прием поможет превратить атмосферу рабочего уголка в настоящий храм науки. Также это поможет ребенку сосредоточиться и не отвлекаться на игрушки и домашние события.
Если же вы затеяли серьезный переворот в интерьере детской, распланируйте пространство так, чтобы рабочая зона была закрыта нишей или иначе отделена от игрушек и кровати – желательно полностью исключить их из зоны видимости ребенка, сидящего за столом. Кстати, оборудовать рабочее место под кроватью-чердаком – практичный и интересный выход.
Ученье — свет
Освещение – едва ли не главное, о чем нужно позаботиться. Если места совсем немного, можно поставить стол прямо у окна или даже расширить подоконник до 60 см в глубину и 120 см в ширину. Но лучше не давать ребенку возможности считать ворон за стеклом. Классическое расположение рабочего места предполагает окно сбоку: слева для правшей и справа для левшей.
Конечно, полностью полагаться на естественное освещение не стоит. Лучше сразу предусмотреть несколько источников света на разных уровнях: мягкий потолочный свет с диммером для регулировки яркости, точечные потолочные светильники, светодиодные полоски для книжных полок, настенные бра и настольные лампы. Начав учиться, ваш ребенок столкнется со стрессом, и грамотное освещение – лучший способ создать уютную и успокаивающую, но в то же время рабочую обстановку.
Офтальмологи советуют оснастить ближайшие источники света лампочками мощностью 60 Вт. Мы же рекомендуем энергосберегающие матовые лампы с теплым светом, соответствующим такой мощности.
Наука расстановки
Когда пространство готово, дело за подбором мебели, аксессуаров и полезных мелочей. И тут не стоит полагаться только на себя и готовить будущему школьнику сюрпризы. Возьмите ребенка с собой и дайте ему определенную свободу выбора.
«В возрасте 6—7 лет ребенок уже готов к тому, чтобы осознать, что учеба – это его работа, его зона ответственности. В этом случае риск того, что вам придется заставлять ребенка делать уроки или постоянно ему помогать, будет гораздо меньше. Психологически подготовить ребенка к такому осознанию будет проще, если позволить ему самому выбирать себе стол, стул, настольную лампу, письменные принадлежности. Создавая свое рабочее место, он получит ценный опыт самостоятельности», – подсказывает семейный психолог Алина Шур.
Но и пускать процесс на самотек, потакая всем прихотям будущего школьника, не стоит. Соблюдение основных функциональных требований к рабочему месту позволит ученику сохранить работоспособность и здоровье.
Стол
Рабочая поверхность стола была не меньше 120×60 см. Тогда на нем поместится все необходимое, и ребенок не будет сидеть, прижав локти из-за тесноты. В идеале рабочая поверхность должна быть регулируемой по высоте и по углу наклона. На таком столе будет удобно рисовать, чертить и писать сочинения. Но в этом случае позаботьтесь о качественном настенном освещении или выберите настольную лампу, которую можно прикрутить к столешнице.
Цвет столешницы позвольте выбирать ребенку, но все-таки постарайтесь отговорить его от слишком яркой и глянцевой поверхности. Цвет будет отвлекать внимание, а блики – портить зрение.
Подберите мягкую матовую накладку на рабочую поверхность, под которой можно разместить расписание, список заданий, алфавит или формулы. Она безопаснее оргстекла и не уступает по функционалу.
Стул
Выбирайте регулирующийся по высоте, но не крутящийся стул. Первый момент важен для осанки, второй – для усидчивости. Обращайте внимание на глубину стула: спинка должна поддерживать спину ребенка, но без необходимости сильно откидываться назад.
Классические углы в 90 градусов в тазобедренных суставах, коленях и голеностопах при посадке – это идеал, но, насколько стоит к нему стремиться, решайте сами. Ребенок будет расти, и соблюдать этот показатель долго, не меняя стул, все равно не выйдет.
Места для хранения
Правил, говорящих о том, что лучше – художественный беспорядок стеллажей, библиотечная точность книжных шкафов, набор комодов и тумбочек, – нет и быть не может. Это дело вкуса и разнообразия увлечений вашего ребенка. Но специалисты все же дают один универсальный совет: организуйте открытую полку над рабочим столом. Пусть там лежит все самое необходимое – тетради, учебники, словари, блокноты для рисования. То есть то, что должно быть под рукой для работы, а не для красоты. Сюда же можно определить контейнеры или высокие устойчивые стаканы для карандашей и ручек, кисточек и линеек.
Место для компьютера
Да, он ребенку нужен, и с этим ничего не поделаешь. Главное, чтобы он не отвлекал на себя все внимание, занимая центральное место на рабочем столе. Поэтому постарайтесь сделать его максимально мобильным – например, отдайте предпочтение ноутбуку, который можно убрать на невысокую тумбу под столом. Или поставьте монитор сбоку от основного стола, а системный блок поместите на мобильную подставку.
Важные мелочи
Разделите с ребенком радость от выбора канцелярских принадлежностей и прочих мелочей. И позаботьтесь о важных дополнениях. Например, карта мира или глобус (что больше понравится вашему школьнику) – это эффективный способ развить в маленьком первооткрывателе любопытство к устройству нашей планеты и открытость к новым впечатлениям. А таймер или будильник – это не только простой способ наглядно следить за временем, но и важная основа будущего навыка тайм-менеджмента. Со временем научите ребенка концентрироваться на одном задании в течение 20 минут, а затем менять предмет. Это поможет сохранить свежий взгляд, любопытство и силы, когда нагрузка начнет нарастать.