В погоне за покупателями производители и магазины готовы на все! Яркие ценники, замысловатая упаковка, оригинальные названия – это еще не все. Есть хитрости, о которых вы даже не догадывались. Дело в том, что мы настолько привыкли к некоторым рекламным слоганам и надписям на этикетках, что даже не задумываемся над их истинным содержанием. Часто видим – легко верим. Wday.ru собрал самые популярные уловки, призванные заставить вас тратить деньги.

Фото №1 - Сплошной обман: глупые надписи на этикетках, которым мы верим
Фото
Getty Images

«Только сегодня»

Согласитесь, приятно приобрести товар по сниженной стоимости. Особенно если низкая цена действует «Только сегодня». Пусть даже товар не слишком-то нужен. Но вы только гляньте на зачеркнутую цену до и новую, демократичную, «Только сегодня». В сознании щелкает: конечно, нужно брать! Но знаете ли вы, сколько стоил этот товар вчера или месяц назад? Возможно, столько же, только вот внимания вы на него не обращали.

2 по цене 1

Часто в магазинах можно встретить акцию «Два по цене одного». Выглядит завлекательно: кто не захочет лишний раз сэкономить! Однако есть небольшой нюанс: такие уловки часто используют в том случае, если срок годности продукта на исходе. Об этом никто специально не пишет, но нужно иметь в виду и непременно посмотреть на упаковку. Впрочем, отказываться от выгодной покупки не обязательно, главное – не закупать потенциальную «просрочку» оптом.

Лидеры продаж или бестселлеры

Если с книгами-бестселлерами все понятно, то что такое товары-бестселлеры – большой вопрос. Кто сказал, что именно этот товар пользуется самым большим спросом? Мы-то с вами узнаем об этом только по надписи «Лидер продаж». Но привлекательное словосочетание – возможно, всего лишь придумка маркетологов.

«Живой» продукт

Такую надпись можно встретить на бутылках с пивом или квасом, упаковках молочных продуктов. И мы охотно верим, что живой – значит, натуральный, то есть полезный. А вот теперь изнанка фокуса: дело в том, что в российских нормативных документах критерии «живости» никак не закреплены. Там вообще не указано, какой продукт может считаться живым. Что это означает? Что производитель может написать, что йогурт живой, и ничем это не подтверждать. Поэтому не удивляйтесь, если клюнули на крупную надпись «Живой квас» на этикетке, а перевернув, прочитали на обратной стороне бутылки, что напиток пастеризованный. Кстати, именно на оборотную сторону и нужно смотреть. Внимательно прочитайте все данные: возможно, «Живой йогурт» или все тот же квас – просто зарегистрированное название продукта, не имеющее прямого отношения к его свойствам.

Фото №2 - Сплошной обман: глупые надписи на этикетках, которым мы верим
Фото
Getty Images

Фитнес и диета

Идете вы вдоль полок с товарами и видите: «Диетический». Конечно, это же то, что вам нужно! Вы как раз сидите на диете. А теперь минуточку, разберемся с терминологией. Что такое диета, по-вашему? На самом деле просто режим питания. У вас он один, у худощавой соседки, пытающейся поправиться, другой. А у шахтера, работающего в забое, вовсе третий. И продукты вам нужны разные. Получается, что диетическим можно назвать чуть ли не любой продукт. Только подходит он не для всех режимов питания. Чему же тогда верить? Правильно, подробным сведениям на обратной стороне упаковки. Если продукт диетический, там обязательно должны быть указаны его назначение, условия применения и хранения. А также пищевая ценность, способ приготовления и, что особенно важно, противопоказания. Если все эти сведения даны верно, вы сможете определить, подходит ли данный продукт именно вам, и понять, какого эффекта он поможет добиться. Обратите внимание: когда производители хитрят, они чаще размещают на упаковке не надпись «диетический», а ее версии: Fitness, Fit-Diet, диетпродукт, Dietic и другие.

Без холестерина

Согласитесь, такая надпись не редкость. И как-то сразу доверие вызывает такой продукт, как будто дает гарантию: его производитель точно заботится о нашем здоровье. Правда, и цена повыше, чем у «соседей» по полке… Это и понятно – вдруг именно там скрывается зловредный холестерин? Поэтому в корзинку супермаркета отправляется, скажем, бутылка растительного масла, но которой все четко и крупно написано. Но давайте-ка вспомним то, чему нас учили в школе: действительно, холестерин есть в жирах. Только не во всех! В жирах животного происхождения. А ваше маслице из чего? Подсолнечное, оливковое, кукурузное – да откуда там в принципе мог бы взяться холестерин? Правда в том, что его нет абсолютно в любом растительном масле. Так, глядишь, мы с вами начнем верить даже в надпись «Мед без консервантов».

Органично, «как у бабушки»

Словечки типа «био», «эко» или «органик» особенно любят размещать на ярлыках зеленого цвета. Еще и нежный пробивающийся листочек пририсован рядом. Люди охотно верят, что такая органическая еда – непременно натуральная, без вредной химии. В России и в самом деле действует специальный ГОСТ 56508/2015, который регламентирует требования к продуктам, которые могут называться «органическими». Значит, для того, чтобы разместить такую надпись на упаковке или этикетке, производитель должен иметь специальные подтверждающие документы. Считается, что сертификаты входящей продукции проверяет торговая сеть. Мы можем в это поверить, а можем и проверить: зайти на сайт производителя, где эти сертификаты должны быть размещены. Если же продукция ввезена из-за границы, для нее есть маркер Organic. А вот слово «Фермерский» может иметь очень разные значения. Возможно, это продукция небольшого фермерского хозяйства, которое дорожит своей репутацией и поставляет на прилавки все натуральное. Но не факт. Какое-нибудь предприятие пищепрома вполне может иметь в виду, что закупает сырье у селян, а о том, что происходит с ним в процессе производства, можно только догадываться. Надписи вроде «Вкусно, как у бабушки» и вовсе ничего не означают – просто образ, вызывающий добрые и положительные ассоциации.

Фото №3 - Сплошной обман: глупые надписи на этикетках, которым мы верим
Фото
Getty Images

Без ГМО

Генно-модифицированные продукты – действенная страшилка нашего времени. Кто знает, каким боком вылезут нам и нашим потомкам все эти эксперименты! Поэтому за надпись «Без ГМО» взгляд покупателя цепляется с радостью и благодарностью. Парадокс в том, что эту короткую фразу можно размещать на каждом первом товаре в супермаркетах. Производство генно-модифицированных продуктов в России запрещено законом с июля 2016 года. Так что, если ваши покупки – российского производства, скорей всего, все они без ГМО, даже если нет соответствующей надписи. Что касается импортных товаров, для них существует регламент, установленный Таможенным союзом: если продукт или любой его компонент содержит хотя бы 0,9% ГМО, это обязательно должно быть обозначено на этикетке, причем на видном месте. Сомневаетесь в составе? Внимательно читайте информацию от производителя, и если в ней ничего не говорится про ГМО, можете быть спокойны.