Реклама

Только для избранных: дефицитная косметика времен СССР

Chanel, Dior и Lancôme — за что советские девушки готовы были отдать всю свою зарплату и даже влезть в долги.

Сегодня при покупке косметики могут возникнуть две трудности — выбор и стоимость. Особенности экономики СССР, которая была плановой и не особо учитывала спрос, приводили к противоположной проблеме: даже при наличии финансовых возможностей купить что-то было крайне сложно. Было понятие «достать», потому что в обычных магазинах ничего не было, импортными вещами торговали спекулянты. Законным путем дефицитные товары и продукты питания можно было приобрести через спецраспределение или в «Березке» за валюту иностранцам и за сертификаты, позже чеки Внешторгбанка.

Фото
кадр из фильма «Служебный роман»/реж. Эльдар Рязанов

Кто же имел доступ в элитные советские магазины? В первую очередь чиновники, работавшие в советских учреждениях за границей — посольствах или в торговых представительствах. Представители культуры и спорта, ездившие на гастроли и соревнования. Научная интеллигенция, принимавшая участие в конференциях и получавшая гонорары за статьи в зарубежных изданиях, переводы их произведений на иностранные языки. Советские специалисты — врачи, инженеры, переводчики, строившие социализм в развивающихся странах. Ну и те группы граждан, которые получали валюту от иностранцев, сами за рубеж не выезжая. А вот люди, не имевшие чеков, попасть в «Березку» никак не могли.

Косметика в «Березке» стала появляться только к середине 1970-х. Это были лаки для ногтей, губная помада, тени и тушь французских фирм Christian Dior и Lancôme. Парфюмерия (шампуни, дезодоранты и кремы) с 1974 года закупалась для «Березки» в основном в Финляндии. В спецраспределители попадала продукция знаменитых косметических брендов Lancôme и Estée Lauder, но доступно все это было избранным.

Доступную зарубежную косметику продавали в московских магазинах «Лейпциг», «Будапешт», «Ванда». В последнюю ходили за болгарскими кремами и парфюмерией. Больше везло тем, кто мог приобрести косметику «Дзинтарс» — лидера советской парфюмерной и косметической промышленности. Ну и, конечно, выручали страны Восточного блока. Очень популярна была косметика польской фабрики POLENA, качественная и отличная по советским меркам. Настоящим бестселлером была помада Pupa.

Фото
кадр из фильма «Служебный роман»/реж. Эльдар Рязанов

Парфюмерия

Запах заграницы, роскошной жизни и свободы — вот что значили французские духи для советских женщин. Под французскими духами в первую очередь подразумевались Magie Noire и Climat от Lancôme. Последние, кстати, обрели бешеную популярность после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», где Ипполит дарит Наде заветный флакон. Но пределом мечтаний были ароматы, о которых слышали многие, но обладали ими только единицы — Opium от Yves Saint Laurent и, конечно, Chanel No. 5.

Аромат Opium Yves Saint Laurent 1977 год
Аромат Opium Yves Saint Laurent, 1977 год
Фото
архивы пресс-служб

Губная помада

Сине-голубые футляры с лаконичной подписью Dior попадали на туалетные столики и в косметички к настоящим баловням судьбы. С учетом того, что при средней зарплате стоимость коробочки доходила до 25 рублей при средней зарплате 120 рублей. Даже если у вас была возможность, купить помаду могли только избранные.

Более распространенной была помада Pupa, поражавшая воображение девушек необычным красным тюбиком с выдвижным зеркальцем. Вообще, это итальянская марка, но под ее видом с рук часто продавали польский контрафакт. Правда, на стоимость это не влияло. Впрочем, как и на радость обладания.

Помада Rouge Christian Dior
Помада Rouge Christian Dior
Фото
evemilla/ iStock Unreleased/ Getty Images

Румяна

Estée Lauder — одна из первых марок, которая пришла на советский рынок. Особым шиком были выпущенные ею румяна розового цвета. Оттенок подходил не всем, но это значения не имело. Вначале косметику можно было купить только в «Березке» и по спецраспределению, это были ограниченные ведомственные продажи. В 1989 году открылся первый специализированный магазин «Эсте Лаудер» на Тверской. Но попасть в него тоже было непросто — только по приглашениям. Поэтому простые граждане могли купить косметику только у фарцовщиков за бешеные деньги.

Пудра

Из-за логотипа марки Lancôme советские женщины называли пудру «золотой розочкой» и готовы были отдать за нее почти половину зарплаты: у фарцовщиков цена доходила до 50 рублей. Эту пудру берегли, пользовались ею только по особым случаям. На людях демонстративно пудрили носик; если нужно было произвести впечатление на окружающих, пустую коробочку не выбрасывали.

Ольга Дворяшина

Ольга Дворяшина

Действительный член Роcсийского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов

Комментарии

8
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • В "Ванде" продавали не болгарскую, а польскую косметику.
  • Духи ,,Лесной ветер,,от Дзинтерс..Где возможно вмтретить такой свежий травяной аромат? Только в поле после покоса...
  • Классно
  • На мой взгляд обязательно нужно пользоваться только профессиональной косметикой, так как она сделана из более качественных компонентов эффективность которых подтверждена лабораторными исследованиями. Я, например, все средства стараюсь заказывать в магазине Лазерхауз https://laserhousecosmetics.com.ua/ пробовали что-то от брендов которые там представлены?