Панье и фижмы, кринолины и турнюры, появление шелковых чулок и самые невероятные трансформации женских аксессуаров – с XVIII по начало XX века мода прошла несколько самых значительных этапов своей истории. В Европе иконами стиля в разные века были маркиза де Помпадур, Мария-Антуанетта и Королева Виктория, а в России тон задавали Императрицы. Рассмотрим гардеробные пристрастия государынь, которые внесли вклад в формирования моды своего времени и проследим общие тенденции развития женского платья от Рококо до Эдвардианской эпохи.

Елизавета Петровна

Платья императриц фото
Портрет Елизаветы Петровны, 1758 год
Фото
Getty Images

Самодержавно правила с 1741 по 1762 год.

Императрица Елизавета I Петровна, взойдя на престол в результате бескровного государственного переворота, правила Российской Империей в течение 21 года. И хотя она была не первой женщиной из династии Романовых, которая правила самодержавно, изучать историю моды XVIII века в России мы начнем именно с нее. Почему? Дело в том, что ее предшественниц – Екатерину I (Марта Скавронская, жена Петра I) и Анну Иоановну отличали очень скромные гардеробные привычки. В то время, как в Европе в начале XVIII века уже правил бал помпезный стиль рококо, в Российской Империи до Елизаветы Петровны царицы не утруждали ни себя, ни своих придворных скрупулезным соблюдением модных тенденций. Современники даже отмечали за Анной Иоановной непозволительную для императрицы небрежность и малую заботу о своей внешности – дескать, царица могла выйти к завтраку неубранная и не одетая подобающим образом.

Платья императриц фото
Модной иконой того времени была маркиза де Помпадур – официальная фаворитка Людовика XIV.
Фото
Getty Images

На контрасте со своей предшественницей Елизавета Петровна, правление которой пришлось на середину XVIII века, стала настоящим модным трендсеттером. Известно, что после смерти императрицы в ее гардеробной было обнаружено два сундука щелковых чулок и 15 тысяч платьев. Государыня обожала все французское, поэтому о каком-то своеобразии и русском колорите в отечественной моде того времени говорить не приходится. Елизавета с замиранием сердца ждала, когда в Санкт-Петербург прибудут французские корабли с образцами самых модных тканей, лент и фурнитуры. Также на этих судах привозились так называемые «пандоры» – куклы, наряженные по последней парижской моде. В то время они выполняли роль глянцевых журналов, по которым можно было проследить последние модные тенденции.

Платья императриц фото
Страстью Елизаветы Петровны были шелковые чулки с атласными подвязками (портрет девушки, 1760 год).
Фото
Getty Images

Женский наряд XVIII века чаще всего был составным и включал нижнее более простое и верхнее богато декорированное платье. Так как моде была тонкая талия, использовался корсет. Главной отличительной чертой стиля рококо стала пышная юбка, объемы которой достигались благодаря использованию панье или фижм – специальных каркасов, на которые крепилось верхнее платье. На протяжении столетия форма юбки все больше расширялась, делая силуэт похожим на перевернутую коньячную рюмку. Ширина юбки, длина шлейфа и богатство декора платьев при дворе было строго регламентировано. Разумеется, на вершине этой модной лестницы стояла сама Императрица, размах фижмы которой с трудом позволял ей проходить в двери. Фрейлины и приближенные ко двору обязаны были соблюдать все тенденции, но ни в коем случае не выглядеть роскошнее государыни. Особенно дерзких щеголих могла ждать суровая расправа.

Екатерина II Великая

Платья императриц фото
Портрет Екатерины II, 1977 год.
Фото
Getty Images

Самодержавно правила с 1762 по 1796 год.

После Елизаветы Петровны российсой империей стала править Екатерина II Великая. По тому, насколько много эта государыня сделала для страны, ее часто сравнивают с Петром I. Благодаря своему железному характеру Екатерина многого достигла как во внешней, так и во внутренней политике. Не трудно догадаться, что и в модной жизни России государыня совершила ряд стратегических преобразований, на которые не была способна ее предшественница. Если Елизавета Петровна слепо следовала веяниям французской моды, то Екатерина II поставила своей целью придать костюму национальное своеобразие. Конечно, переломить общие тенденции в то время было невозможно, но в деталях императрице удалось заложить основы того самого русского стиля.

Платья императриц фото
Королева Мария-Антуанетта в платье с панье, портрет 1780 года.
Фото
Getty Images

Правление Екатерина II приходится на вторую половину XVIII века. В модной истории это время, когда стиль рококо достиг в своем развитии апогея. Диктатором тенденций оставалась Франция, а главной иконой стиля была тогда королева Мария-Антуанетта. Платья по-прежнему снабжались фижмами, размеры которых увеличились до угрожающих размеров – бока юбок были настолько широкими, что передвигаться в таких нарядах становилось практически невозможно. Что-то невообразимое творилось и в области причесок – гигантские укладки густо пудрились и декорировались цветами, бантами и даже искусственными птицами. Обилие лент, кружева и драгоценностей – непременный атрибут образа времен Марии-Антуанетты.

Платья императриц фото
Эксперт моды Диана Вриланд с платьем времен Екатерины Великой в музее «Метрополитен», Нью-Йорк.
Фото
Getty Images

Екатерина II в своих гардеробных предпочтениях скромницей не была. Ее бальные и парадные платья отличались пышностью и торжественностью. Все они в рамках тенденций были снабжены фижмами и корсетом. Однако большинство платьев государыни отличались деталями, которые отсылали к допетровскому русскому стилю (подражание западу началось именно с Петра I). Например, она ввела в моду верхнее платье со сквозной застежкой спереди, напоминающее традиционный сарафан. Екатерина так же, как Елизавета, любила кружево, но в ее правление из Франции оно почти не завозилось. В моду вошло русское кружево, которое изготавливали кружевницы в монастырях. Самыми популярными цветами тогда были пастели – розовый, лиловый, голубой. Императрица также любила эти оттенки, но все ее наряды для особых случаев были белыми. Это был любимый цвет Екатерины Великой, который она считала традиционным для России. Государыня боролась с французскими излишествами, к числу которых относила слишком затейлевые прически и густой макияж, который был популярен в Европе.

Александра Федоровна

Платья императриц фото
Портрет Александры Федоровны.
Фото
Getty Images

Супруга императора Николая I, правившего с 1825 по 1855 год.

Шарлотта Прусская, получившая при крещении имя Александра, была одной из самых красивых императриц семьи Романовых. Она отличалась стройностью, имела длинную лебединую щею и неподражаемую грацию. Кстати, Шарлотта происходила не просто из знатного рода, а была самой настоящей принцессой – дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III. По свидетельствам современников, Александра Федоровна была кокеткой и модницей. При дворе за любовь к романтичным нарядам и балам ее звали Бабочкой или Белой розой. В одежде императрица предпочитала светлые оттенки, кружево и рюши. Неудивительно, что модные тенденции, которые в начале XIX века захлестнули Европу, пришлись ей очень по душе.

Платья императриц фото
Молодая Королева Виктория (на портрете – 1844 год) ввела в моду романтический стиль.
Фото
Getty Images

Во второй четверти XIX века в области моды произошли серьезные изменения, ведь теперь диктовать тенденции вместо Франции стала Англия. Связано это было с тем, что к власти в Великобритании пришла королева Виктория – властная и харизматичная женщина, которая долгие годы оказывала влияние на всю Европу. В области моды, разумеется, тон также задавала она. Именно поэтому стиль, главенствующий во время ее правления, называют сегодня Викторианским. На своем раннем этапе (с 1837 по 1855 год) он характеризовался подчеркнутой романтичностью.

Платья императриц фото
Платья ранней Викторианской эпохи отличали пышные рукава, которые делали дам похожими на бабочек.
Фото
Getty Images

В области платья на смену громоздким фижмам и объемным накрахмаленным юбкам пришел более легкий кринолин. В фаворе по-прежнему оставалась тонкая талия, поэтому корсеты не теряли своей актуальности. В моду вошли открытые плечи и объемные рукава-буфы. Чаще всего они делались из воздушной прозрачной ткани, благодаря чему дамы, кружась в танце, были похожи на бабочек. Возможно, именно поэтому императрица, охотна примерявшая все модные новинки, заслужила свое прозвище. Имея тончайшую талию и красивые плечи, Александра Федоровна могла примерять на себя все веяния викторианской моды. Надо сказать, что, сравнивая портреты императрицы с ранними портретами королевы Виктории, в образах можно уловить множесво общих черт – платье, прическа, головной убор и украшения.

Мария Федоровна

Платья императриц фото
Портрет Марии Федоровны.
Фото
Getty Images

Супруга Александра III, правившего с 1881 по 1894 год.

Мария Дагмар, после крещения ставшая Марией Федоровной, по свидетельствам современников, было чудо как хороша – имела невысокий рост, осиную талию в 65 сантиметров и ножку 35 размера. Она имела свой неповторимый стиль, а наряды для нее шил прославленный Чарльз Ворт – французский модельер, основатель дома моды House of Worth, родоночальник высокой моды. По свидетельствам очевидцев, между кутюрье и императрицей установилось удивительное взаимопонимание – императрица не имела возможности часто выезжать на примерки в Париж, поэтому о фасонах, цветах и других деталях они договаривались в основном по переписке. Началось это сотрудничество с пошива платья императрицы для коронации в 1883 году, после Мария Федоровна шила у Ворта даже домашние туалеты.

Платья императриц фото
Портрет императрицы Австрии Елизаветы Баварской, 1882 год.
Фото
Getty Images

В конце XIX века во всей Европе все еще главенствовала викторианская мода, но это был уже поздний ее этап. В это время платья от пышного кринолина пошло по пути сужения юбки, а весь объем переместился назад – появился турнюр. Теперь платья, по сравнению с ранними викторианскими, стали гораздо уже в подоле, но сзади благодаря тому, что под юбкой располагалось специальное приспособление с подушечкой, создавали эффект мнимого объема, иногда весьма гипертрофированного. Гардероб Марии Федоровны прекрасно демонстрирует эту тенденцию. Она соблюдала все веяния моды. Наряды императрицы были выполнены в шелке, бархате, имели богатый декор – вышивку бисером и стеклярусом. Большинство костюмов шились как составные – несколько юбок, лифов, корсажей. Так, поменяв одну деталь, государыня могла использовать один наряд для выхода в свет несколько раз.

м
Платье с турнюром от Чарльза Ворта, 1883 год.
Фото
Getty Images

Известно, что в молодости при жизни своего супруга Мария Федоровна предпочитала более светлые оттенки – розовый, белый, голубой. Ее платье для коронации было выполнено в бирюзовом цвете. Также любила государыня все оттенки лилового и лаванды. Все туалеты богато декорировались романтичными рюшами, некоторые домашние платья шились из тканей с флористическим орнаментом. После смерти супруга государыня изменила цвета в одежде. Вдовствующая императрица носила черный, коричневый и другие цвета в своих мрачно-приглушенных вариациях.

Платья императриц фото
Портрет Александры Федоровны.
Фото
Getty Images

Супруга Николая II, правившего с 1894 по 1917 год.

Последняя российская императрица была женщиной элегантной, обладала вкусом и собственным стилем. Она очень тщательно подходила к подбору гардероба, составляя график смены нарядов на неделю вперед. Обычно за день Александра Федоровна меняла платье несколько раз, причем к ужину она всегда надевала что-то шикарное, даже, если вечер она проводила не в свете, а наедине с супругом. Нельзя сказать, что государыня была жертвой моды и слепо следовала всем ее тенденциям. К выбору туалетов она подходила практично – например, когда в моду после 1900 года вошли зауженные юбки, супруга Николая II отказалась носить такие, поскольку в них было неудобно ходить. Однако общим тенденциям Александра Федоровна все-таки повиновалась.

Платья императриц фото
Александра Федоровна и Николай II.
Фото
Getty Images

Конец XIX и начало XX веков – это Эдвардианская эпоха (правление короля Эдуарда VII с 1901 по 1910 год). Для нее была характерна трансформация женского платья в сторону тех, что куда привычнее для нас сегодня. Корсет еще какое-то время сохранялся, но юбки стали прямыми и постепенно ушел и турнюр. В начале столетия платье пошло по пути гипертрофии верхней части – поверх него обычно надевалась блуза с напуском, которая создавала эффект ниспадающей объемной груди. При этом талия тонко затягивалась, а юбка плотно сидела на бедрах. Огромную популярность приобрели в эдвардианский период шляпы – было множество их форм и вариантов декора.

Платья императриц фото
Платье Эдвардианской эпохи, 1910 год.
Фото
Getty Images
5 императриц, которые повлияли на моду в России
Шляпка в эдвардианском стиле, 1903 год.
Фото
Getty Images

Известно, что над гардеробом супруги Николая II работало сразу несколько модельеров и портных. Пошив бальных и парадных платьев она доверяла братьям Ворт (сыновьям модельера Чарльза Ворта) и Альберу Бризаку, у которого одевалась и королева Александра – супруга Едуарда VII. Также роскошные платья с золотым шитьем для государыни изготавливали российские кутюрье Ольга Бульбенкова и Надежда Ломанова. Повседневную одежду Александра Федоровна предпочитала заказывать у английского модельера Джона Редферна. Из ювелирных украшений императрица предпочитала жемчуга. Чаще всего она носила браслеты и берстни, украшенные жемчугом.