Бонжур, Кутюр!

Вещи из осенних коллекций напоминают произведения высокой моды. Дизайнеры возрождают кутюрные традиции.

дизайнеры вещей

Ив Сен-Лоран в свое время предрек haute couture неминуемую гибель, объявив, что будущее моды за более демократичной и доступной одеждой, то есть за prêt-à-porter. Его слова оказались пророческими: большинство современных дизайнеров шьют готовую одежду на фабриках и лишь единицы параллельно с этим создают кутюрные вещи вручную, занимаясь, таким образом, искусством ради искусства и отчасти для пиара.

Неокутюр – это когда дизайнеры усложняют себе творческую задачу, обращаясь к классической кутюрной школе.

Однако в этом сезоне произошли большие изменения. Дизайнеры решили обратиться к корням, практически к старой кутюрной школе, вспомнив в своих коллекциях ее лучших представителей. На самом деле все начало происходить не сейчас, а гораздо раньше, просто именно в наступившем сезоне увлечение неокутюром приобрело массовый характер. Неокутюр — это когда дизайнеры сознательно усложняют себе творческую задачу, отказываясь от простых повседневных вещей в пользу более фантазийных и трудоемких. Это когда одежда сложно скроена, сшита из дорогих тканей и часто щедро украшена, но она входит в состав коллекций ready to wear. Формально ее полагается носить как обычную, но — положа руку на сердце — хочется хранить в стеклянном шкафу, словно произведение искусства. Многие знаковые вещи нового сезона вообще выглядят настолько театрально, что с трудом представляется, как их можно просто носить.

Givenchy haute couture
Кейт Хадсон в платье Dior by John Galliano из круизной коллекции-2008
Один из бывших модельеров Дома Lanvin Жюль-Франсуа Крахе с моделью, Lanvin haute couture, 1974 год
Многие вещи из осенних коллекций больше напоминают арт-объекты, которые хочется не носить, а хранить, как музейные экспонаты. Туфли Balenciaga by Nicolas Ghesquer.
John Galliano
На подиумах – абсолютно некоммерческие вещи. Мода вновь превращается в искусство.

Полностью размыта граница между театром и реальной жизнью у Джона Гальяно, который превратил свой последний показ в настоящий спектакль, а одежду — в реквизит для него. Правда, Гальяно традиционно славится приверженностью к театральности, и, в общем, он мало кого удивил, несмотря на то что его предыдущая коллекция в сравнении с последней выглядит гораздо более спокойной и нейтральной. Зато итальянец Джамбаттиста Валли, у которого, к счастью, никакого театра не было, удивил многих. Этот дизайнер славится потрясающе красивыми платьями, но на этот раз он превзошел себя. Последняя коллекция Валли, была признана, едва ли не лучшей за всю его карьеру. По сути, это настоящий кутюр: Валли работает с тканью по всем правилам высокой моды, добиваясь безупречных скульптурных форм, достойных самого Баленсиаги. Завершающий выход его парижского показа запомнился всем, кто на нем присутствовал. На подиуме появилась модель в гигантской накидке из ткани, имитирующей цветочные лепестки. На хит продаж она явно не тянет: трудно представить себе, что даже звезды рискнут выйти в таком наряде на красную дорожку, а об остальных и говорить не приходится.

Столь смелый, явно некоммерческий ход со стороны дизайнера говорит о том, что мода, как бы это громко ни звучало, переживает сегодня второе рождение. Модельеры устали от чрезмерной практичности в подходе к одежде, особенно со стороны представителей так называемой fast fashion — компаний типа Zara или H&M, которые занимаются копированием подиумных тенденций и их широким тиражированием. «Мода была и остается искусством», — словно напоминают они нам. Известный дизайнер Ролан Муре в недавнем интервью поднял эту тему, заявив о том, что крой его платьев заведомо очень сложен и что Zara никогда не сможет его скопировать.

Модель Одри Марне в винтажном платье Ива Сен-Лорана 1965 года.
Giles
Шляпка, Dior by John Galliano
Rodarte
Кутюрное платье можно легко надеть с простым кардиганом – это одна из особенностей неокутюра.

Помимо всего прочего, есть еще одна причина, по которой дизайнеры в наступившем сезоне увлеклись неокутюром. Это поворот в сторону ретро. Многие, к примеру, не смогли обойти стороной выставку в Метрополитен-музее, посвященную творчеству Поля Пуаре, и в своих коллекциях отдали дань уважения знаменитому кутюрье. Отсюда огромное количество меха, перьев и насыщенных орнаментов в духе ар деко, что вновь заставляет говорить о воскрешении кутюрных традиций в моде. Однако у неокутюра есть одна особенность — он, несмотря на свою поэтичность и возвышенность, прекрасно уживается с «прозой жизни». Лаура и Кейт Малливи из американского дуэта Rodarte доказывают это, предлагая носить золотое платье-абажур с простым серым кардиганом.

Неокутюр ни в коем случае нельзя воспринимать буквально, как руководство к действию. Относитесь к нему как к чему-то прекрасному и высокохудожественному — тому, что лучше рассматривать, а не постоянно носить. Купите себе сказочное платье и наденьте его один раз на бал. Этого будет вполне достаточно. Для всех остальных случаев сгодятся джинсы.

Emanuel Ungaro haute couture, 1987 год
Roksanda Ilincic
Платье-пальто, Moschino
Объемный скульптурный силуэт – тоже кутюрная традиция, которой охотно следуют дизайнеры. Юбка-баллон La Perla.

Комментарии

3
под именем
  • Все комментарии
  • Эти дизайнеры такие вещи напридумают, потом сами за голову хватаются. А нам на все это смотреть что ли?
  • хочу туфли
  • Отличная статья, спасибо!