Первая жена Высоцкого: «Уже 60 лет в моей душе – один Володя…»

80-летняя Иза Высоцкая живет в Нижнем Тагиле, где до сих пор играет в театре драмы. Но 25 января, в день рождения Владимира Высоцкого, она приехала в Екатеринбург, чтобы представить свою новую книгу воспоминаний о барде «С тобой… без тебя».

Первая встреча с Высоцким

Владимир Высоцкий, фото
Фото
Getty Images

— Я только перешла на третий курс школы-студии МХАТ в Москве, когда в сентябре нас отправили на целину – тогда это было очень почетно. Поэтому новый курс, который пришел, мы не видели. Вернулись с целины через полтора месяца, очень довольные: пели на улице, в недостроенных домах, в парках – где только можно. И разговаривали о театре. Атмосфера располагала: наша школа-студия изменилась: когда уезжали, она была немного чопорной, нам даже не разрешали краситься. Вернулись – а на лестничных площадках стоят парни с гитарами, курят, болтают, бегают…

Вот поднимаюсь я однажды по лестнице в школе-студии, выбегает румяный мальчик с пиджаком в «пупырышку» (я потом его штопала – очень удобно было, любая нитка подходила). Мы поздоровались – у нас было заведено, что младший курс обязательно здоровается со старшим, независимо от возраста.

Иза Высоцкая, фото
Фото
Фото из книги Изы Высоцкой «Короткое счастье на всю жизнь»

Позже для выпускного спектакля нам нужен был парень на роль солдата – роль практически без слов. И когда руководитель спросил, кого взять с младшего курса, все хором ответили: «Володечку!» Его все звали либо Володечкой, либо Высотой.

После спектакля мы праздновали – банкет закончился под утро. На рассвете стояли в очереди, чтобы заказать такси. Высоцкий сказал: «Подождите, не торопитесь уезжать. Сейчас поедем к моей тетушке». Она часто приглашала к себе в гости студентов, угощала кофе и пирожками, и студенты это очень любили, особенно те, кто жил в общежитии. И вдруг я поняла, что Высоцкий держит меня за мизинец. Так все уехали есть пирожки, а мы с ним пошли пешком на Трифоновскую. Спустя время он взял с меня слово, что я обязательно встречу с его курсом Новый год.

Так и получилось. Он ведь всегда добивался, чего хочет. А я поначалу не понимала, что происходит. Потом в один момент осознала, что без него мне очень плохо, что жду каждой встречи. Это произошло так. Однажды мы были на гастролях в Новомосковске с театром из Нижнего Тагила. В солнечный день я шла на репетицию, вдруг услышала володин голос, раздающийся с четвертого или пятого этажа. И застыла. Это был момент осознания не только того, какой Володя прекрасный, но и что он – большая величина с доброй душой и серьезным талантом.

Когда я уже начала работать в Киевском театре, Володя еще учился. Я была на два курса старше, а по возрасту – на год: он 1938 года рождения, а я – 1937-го. В Киев Володя ко мне часто приезжал…

Последняя встреча

Владимир Высоцкий, фото
Фото
Getty Images

— Последняя встреча у нас состоялась в 1976 году. Даже после расставания мы с Володей общались. Я отдыхала на даче у своей подружки Надежды Сталиной. Там же были и актеры Театра на Таганке – народу было много. Я позвонила отцу Высоцкого Семену Владимировичу, потому что с семьей Володи я была связана всю жизнь. Семен Владимирович точно таким же голосом, как у Володи (я их раньше постоянно путала по телефону), поинтересовался, где я. Сказал, что у Володи через день «Гамлет», спросил, поеду ли я. Конечно, поеду! Он дал инструкцию: приходишь на Таганку, стоишь у служебного входа, приезжает серебряный «мерседес» – это Володя.

Это было очень страшно! Все, кто были на даче, начали собирать меня. Кто-то ругал: «Что ты делаешь? Он такой знаменитый! А ты собираешься к нему в дачной одежде…» Несут мне костюмы, а я от всего отказываюсь. В итоге в запланированный день пошел дождик, и вдруг стало холодно. Мне вручают чье-то японское пальто и японский зонтик.

И вместе с Филей, который играл могильщика в «Гамлете» (Феликс Антипов, актер Театра на Таганке. — прим. WDay), мы на электричке поехали на Таганку. Феликс затаскивает меня в ресторанчик, убегает, приносит маленькую рюмочку водки и кусочек шоколада. Потом быстро возвращает меня к служебном входу. Я осталась одна. Накрапывал дождик, а я не могла открыть этот японский зонт. Около дверей начинает собираться народ, от которого я пыталась дистанцироваться, забиться в угол – мне хотелось убежать. Я даже не знала, как выглядит «мерседес» – до сих пор не разбираюсь в машинах. Приезжает какая-то машина и толпа начинает кричать: «Володя!», «Высоцкий!», «Владимир Семенович!» Я стою испуганная. Володя выпрыгивает из машины (он очень легкий и с быстрой реакцией), подлетает ко мне, берет за руку. И мы стали пробираться сквозь эту толпу. В театре посадил меня на скамеечку, сказал, что скоро вернется. Как только он ушел, пришла дежурная и грозно поинтересовалась, что я там делаю. «Я с Высоцким», – пролепетала я. «Ну, сидите», – тон дежурной стал более снисходительным. Так же быстро и легко прибегает Высоцкий. Мы бежим по закоулочкам театра, мое японское пальто куда-то вешают… Добегаем до какой-то двери, он говорит: «Вот твое место. Как только загорится зеленый огонечек, подходи сюда – я тебя встречу». Я вхожу в зрительный зал по краешку сцены, а она открыта. Никого на сцене нет, только у самого задника сидит Володя с гитарой. Мне страшно хочется плакать, но нельзя. Хорошо, что мое место было недалеко – в центре, у прохода.

Первый акт я приходила в себя. Во втором задумалась над тем, какой талантливый человек, как он близок мне. А я этого долго не замечала. Ты его любишь даже без стихов и творчества – он как человек прекрасен! Очень нежный, ранимый, но в то же время твердый, человек действия, готовый всегда прийти на помощь.

Тогда же я побывали на 60-летии Семена Владимировича. Почему-то мы с Володей ели из одной тарелки. Потом я приезжала смотреть его «Вишневый сад». А еще однажды съездили на концерт в Коломну. Пока ехали в маленьком автобусе, пили чай из термоса, ели апельсины. Володя без конца спрашивал, как сестренка, мама, бабушка – он всегда был чрезвычайно заботливым. В Коломне у «Дворца культуры» – опять огромная толпа. Подходит какая-то женщина, спрашивает меня: «Вы Бортник?» Высоцкий смеется: «Она еще и Иван». Оказывается, на афише были указаны Высоцкий и Бортник.

Пока Володя готовился, мы готовили бутерброды и чай, но он почти ничего не ел. Когда его спросили, что ему нужно, он попросил меня удобно посадить. А мест нет, у сцены даже дополнительный ряд поставили. Но мне нашли место в самом центре…

После концерта мы стали собираться обратно. Было очень много цветов. Меня поразило, что Володя подобрал с пола даже листики – все, что ему подарили, забрал с собой. Только открыточки с видами Коломны отдал мне. Я их храню до сих пор. У меня ощущение, что после расставания с Володей я всю жизнь бежала от самой себя, а ничего не получалось. Уже мне 80 лет, а в душе остается один человек…

Как родилась книга о Высоцком

— Я не писатель, и никогда не собиралась писать книгу. Просто в последние годы стало много выходить воспоминаний о Высоцком, простите за грубое слово, откровенного вранья и выдумки. Причем нехорошей, неприятной выдумки, которая не имеет никакого отношения к Володе и ко мне. Недавно я случайно увидела огромную книгу с портретом Высоцкого «Моя биография». Заглянула в нее, нашла и про себя: оказывается, я была страшно высокая, с острым носом, а в Киеве, на моем первом месте работы, жила в подвале и была никому не нужна. Кстати, там везде была ремарка «Иза говорит». А я не знаю автора, никогда в жизни его не видела, и он меня тоже. А люди покупают это сочинение!

Я уже не первый раз читаю байку, что Володя якобы отрывал каблуки с моих туфель, чтобы не казаться низким рядом со мной. Вы покажите мне мужа или просто любящего мужчину, который будет портить туфли своей женщины – как на них потом ходить? Каким нужно быть «умным» человеком, чтобы дойти до такого?

Еще из вранья было, что мне, якобы, непременно, нужно было поселиться в Москве. Очень много дури… Поэтому я решила заглянуть в свои дневники – то, что я писала для себя и для журнала «Вагант» при музее Высоцкого в Москве. Мои друзья помогли мне в осуществлении задуманного. И спасибо этому музею, что он принял мою книгу «С тобой… без тебя», выпустил ее.

Что мне в ней нравится, тут все документально. Приведены письма мамы Володи Нины Максимовны ко мне. Также представлено много фотографий, даже дедушки Высоцкого, тоже Владимира Семеновича, которого я знала лично.

Досье

Изольда Константиновна Высоцкая (в девичестве – Мешкова, по первому браку – Жукова) родилась 22 января 1937 года. В 1958-м закончила школу-студию МХАТ.

Иза и Володя познакомились в школе-студии МХАТ, когда ей было 19 лет, а ему – 18. После окончания вуза c отличием Иза уехала служить в Киевский театр. В это время Высоцкому оставалось еще два курса обучения. Они часто летали и ездили друг к другу. Иза экономила, копила с зарплаты, а Высоцкий тайно снимался в массовке, чего по правилам студии делать было нельзя. Он мечтал служить с возлюбленной в одном театре и договорился о пробах в Московский драматический театр им. Пушкина, на которых Иза на непристойную шуточку режиссера ответила: «Вы – хам!» – и ушла.

Пара узаконила отношения 25 апреля 1960 года. Какое-то время они жили у Нины Максимовны, матери Высоцкого, но Иза уехала, получив приглашение от Ростовского театра им. Ленинского комсомола. Именно в этот период ей позвонила сокурсница и сообщила, что ее супруг закрутил роман с Люсей Абрамовой, актрисой, и она ждет от него ребенка. В мае 1965 года брак Изы и Владимира был официально расторгнут, но она оставила себе фамилию супруга.

В разное время она служила в Киеве, Ростове, Перми, Владимире, Лиепае. С 1970 года Иза Высоцкая служит в Театре драмы в Нижнем Тагиле.

Есть сын Глеб, внуки.

Комментарии

0
под именем