Так бывает

как говорить нет
как говорить нет

Вы сидите с детьми Оли, которая ушла на свидание с очередным мужчиной своей мечты, ищете врача для мамы Наташи, подвозите в аэропорт Катю. При этом вам надо не забыть про Марину – она привезла для вашей свекрови чудо-пластыри – и про саму свекровь, отдыхающую где-то на водах и беспокоящуюся о цветах, оставшихся без полива. Безусловно, вам приходила в голову мысль, что кому-то из них: цветам или чужому кавалеру – надо было сказать «нет». Но как обидеть человека? Он же на вас рассчитывал...

Что с этим делать

Вы привыкли отвечать согласием на все просьбы? Приучите себя думать, прежде чем давать ответ. Это позволит вам принять правильное решение.

Очень часто люди просят других сделать то, что им самим делать неприятно или просто лень. Ведь гораздо легче предложить подруге приехать за вами в пять утра в аэропорт, чем заранее позаботиться о такси. Не бойтесь говорить «нет». Вменяемые люди не обидятся, услышав от вас четкий вежливый отказ. А невменяемые? Останутся недовольными, даже если вы посвятите им лучшие годы своей жизни.

Я все беру на себя

Так бывает

Вы приходите на работу одной из первых, берете бумаги домой на выходные и все равно еле-еле успеваете сделать все в срок. И дело не в том, что на своем рабочем месте вы предпочитаете писать посты в ЖЖ или работаете со скоростью черепахи. Просто кажется, что в офисе вы делаете буквально все – от выполнения своих прямых обязанностей до обучения ассистентов отдела, подстраховки беременной коллеги и покупок подарков девочкам из бухгалтерии. Вот и сейчас, пока вы пытаетесь читать этот текст, вам уже позвонили с работы и попросили взять на себя внезапно появившегося и очень важного клиента, «ведь только такой профессионал, как вы, сумеет решить эту проблему». Вы прекрасно понимаете, что вами манипулируют, но ничего с этим поделать не можете.

Что с этим делать

Сядьте и составьте список всех дел, которые вам предстоит сделать завтра. Разделите их на три группы. В группу А пойдут самые важные, неотложные и обязательные дела. Не забудьте внести туда полноценный обед (творожки и салатики в пластиковых коробочках – не в счет) и восьмичасовой сон. В группу Б – все то, что сделать желательно. К группе В отнесите обучение младших коллег и прочие вещи, которые стоит выполнять только в том случае, если вам совершенно нечем заняться. Если к концу дня вы обнаружили, что сделали все дела из первого списка, значит, со своей работой вы справились на пять. Все остальное – лишь штрихи к портрету вашего совершенства.

Вспомните о том, что с людьми надо делиться. В том числе и своими обязанностями. Например, поиск подарка на день рождения коллеги можно кому-нибудь перепоручить. Конечно, не со словами: «Вам заняться нечем, пока я тут…» – а напомнив о том, что она прекрасный эксперт в области бытовой техники, постоянная клиентка сети «Парфюм-престиж» или мама двоих детей, прекрасно понимающая нужды юбилярши.

Бывает и так, что начальник требует перебрать все отчеты за год, составить перспективные планы вашей деятельности на неделю, месяц и год, обзвонить партнеров и выяснить точное время (желательно по минутам) выполнения их части работы. И это все в один день, не отменяя текущих дел. Не успеете – лишат квартального бонуса. Против лома нет приема, вздыхаете вы и идете выполнять порученное. А зря. Составьте полный список требуемых дел и обратитесь за помощью прямо к руководству. Пусть подскажет вам, в какой именно очередности стоит их выполнять. Так вы переложите на начальника ответственность за невыполненные дела. Ведь именно он расставил приоритеты.

Так бывает

Вы уже усвоили, что информация – это власть. Больше знаешь – лучше (в собственном загородном доме, на дизайнерской кровати и льняных простынях) спишь. И поэтому вы не пропускаете мимо ушей ни одной новости, ни одной сплетни. Котировки на бирже в Токио, карьерные продвижения бывшей коллеги и амурные похождения нынешней – все удостаивается вашего пристального внимания. Вы, возможно, и не догадываетесь, что психологи придумали для такого состояния специальный термин – «синдром информационной усталости» и назвали его бичом XXI века. Исследования показывают, что у 61% людей синдром информационной усталости вызывает трудности в общении, у 43% – серьезно сказывается на здоровье. Вы уверены, что ваши мечты о хорошей жизни включают и эти опции?

Что с этим делать

Я все беру на себя

Попробуйте относиться к информации так же, как к пище. Вы же не глотаете все подряд. А наоборот, тщательно выбираете блюда и продукты согласно рекомендациям Монтиньяка или доктора Волкова. Сядьте на информационную диету. Удалите из своей жизни вредные источники информации – телевизор, например. Ведь если подумать, рассказ Марьи Ивановны в передаче «А что он, а она», от которой ушел муж-алкоголик, совершенно не поможет вам решить свою проблему с сыном, который не желает учиться читать.

Приучите себя уходить с плохих фильмов и спектаклей, как только поняли, что это развлечение не доставит вам удовольствия. Деньги вы уже потеряли, зачем терять еще и время?

Устройте себе разгрузочные дни. Уик-энд без мобильного, телевизора и ноутбука способен решить не одну проблему. Например, он помогает без особых усилий разделить все дела на существенные и нет.

Так бывает

Вы не можете заснуть от одной лишь мысли, что проведенная вами презентация не вызовет восторга у начальства, новая прическа – одобрения подруги, а затеянные перемены в интерьере – поддержки мужа. Подобные страхи психологи называют никчемными: они не содержат конкретных планов или решений. Но вам от этого не легче.

Что с этим делать

Никто и не спорит, что волевым усилием прогнать такие мысли невозможно. Гораздо проще затолкнуть их в некоторые временные рамки. Например, ежедневно выделять по 15 минут (только не перед сном!), когда вы будете во всех подробностях смаковать свои страхи.

Научитесь жить здесь и сейчас. Один из основателей гештальттерапии Перлз не зря вывел формулу тревоги – «брешь между тогда и сейчас». При первых появлениях внепланового беспокойства переключитесь на что-то приятное. Посмотрите на красивый вид за окном, обнимите любимого человека, позвоните подруге. Когда вы проживаете каждую минуту в настоящем, тревоге не за что зацепиться.

Вы уже наверняка знаете, что в каждом человеке сидит как минимум три персонажа: ребенок, взрослый и родитель. И вот этот внутренний родитель может быть очень вредным. Именно он укоряет вас за журнал, который вы читаете, вместо того чтобы готовить обед из пяти блюд. Научитесь любить себя, дарите себе маленькие подарочки за каждое хорошо выполненное дело, говорите себе приятные слова. И тогда эта внутренняя мегера превратится в заботливую мамочку. Ведь всем же приятно, когда их любят.

Выше крыши

Очень часто мы взваливаем на себя кучу дел по причине… собственной лени. Не позаботившись о том, чтобы придумать себе интересную работу или развлечение, мы довольствуемся чужим выбором. И в результате делаем то, что не хочется, ходим туда, где неинтересно, и едим, что дают. Многие так живут просто потому, что боятся быть не как все. Но это лишний страх – лучше идти туда, куда хочется, не боясь риска и непонимания окружающих. Не обязательно сразу начинать с радикальных шагов. Искать себя лучше спокойно. Скажем, можно что-то изменить в одежде или прическе, чего раньше вы не осмеливались сделать, хотя подумывали об этом. Или заговорить с человеком, с которым вы никогда не решались заговорить. Каждый новый маленький шаг в неизвестность – он же шаг к своей мечте, шаг к себе самой, к жизни без ненужного.