«Поначалу многие сомневались, но картина имела огромный успех. Когда фильм получил «Оскар», сразу появилась популярная шутка: «Москва в слезах! Не верит!», - рассказывает вдова сценариста Валентина Черных, кинодраматург Людмила Кожинова. - В чем, на мой взгляд, причина такой удачи? Настоящие врачи, когда их благодаришь за точный диагноз, говорят: «Это я попал». И здесь так же. Фильм «попал». У Валентина было органическое чутье на то, что волнует людей, он сам был зритель. Конечно, когда «Москву…» показывали по телевизору, мы всегда смотрели. До сих пор в нашей семье разговаривают фразами из этого фильма. Например, ходовая с иронией – «Людмила аккуратная!» (когда дядя с женой уезжают, Катерина спрашивает: «А можно Людмила со мной поживет?» Двери лифта почти закрылись, и Люда на вопрос «Она аккуратная?» отвечает: «Очень аккуратная!» – Прим. «Антенны»).

Алексей Баталов: из-за Гоши пришлось и в больнице полежать

Вы часто вспоминаете свою работу в фильме «Москва слезам не верит»?

Это моя самая любимая работа в кино, – вспоминает Алексей Баталов. – Все эпизоды фильма рождались на глазах. Например, роль вахтерши общежития в сценарии была не прописана. А Володя Меньшов пригласил великолепную Зою Федорову и придумал, как она смешно говорит по телефону «хэллоу», встречает Катерину из роддома. Это была ее последняя роль. Или Володя сочинил, что герой Владимира Басова все время бегает в туалет. Это очень характерная деталь: человек в годах, которому нужно уже о здоровье подумать, а он все с девушками знакомится. Такие яркие штрихи и сделали фильм популярным.
«Москва слезам не верит»: последнее интервью Баталова
Фото
кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Что на съемках казалось самым сложным?

Не то чтобы сложной, но имеющей последствия была сцена драки. Тогда актеры не любили брать дублеров и хотели все делать сами. Володя Меньшов пригласил настоящих самбистов, которые никогда не снимались в кино. На очередном дубле спортсмен не рассчитал удар и со всей силы перешиб мне кадык. Я на несколько недель оказался в больнице, лечил горло, восстанавливал голос.

За вами числится еще один подвиг. Это же вы порекомендовали на роль дочки главной героини Наталью Вавилову?

Мы все делали вместе с Меньшовым. Наташа до этого уже снималась у него в фильме «Розыгрыш». Она очень подходила на роль Александры, но в то время училась на курсах в МИДе, и ее мама хотела, чтобы она стала дипломатом. Володя на переговоры с ее родителями взял с собой меня. Это на них подействовало, и они отпустили Наташу на съемки. У нас были такие «победы», но случались и поражения.
кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Фото
кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Какие?

Чиновники заставили некоторые сцены сократить, а некоторые вообще вырезать. Убрали прекрасную сцену Алентовой и Табакова, посчитав ее слишком откровенной, разговор Гоши и Николая, во время которого я был одет в плащ на голое тело. Партийные начальники были уверены, что знают лучше, чем режиссер.

Благодаря чему в фильме чувствуется дух того времени?

Меньшов молодец, у него Москва похожа на Москву. Кстати, снимать на улицах намного сложнее, чем в декорациях. Тут же останавливаются десятки людей, мешают. В фильме много живых сцен, поэтому и дух чувствуется.

Кинопробы

Гоша, он же Гога, он же Жора...

Вячеслав Тихонов
Вячеслав Тихонов
Фото
kino-teatr.ru
Олег Ефремов
Олег Ефремов
Фото
kino-teatr.ru

Выбирая главного героя, режиссер Владимир Меньшов перебрал многих артистов в возрасте около 40 лет. С кандидатурой не могли определиться практически до начала съемок.

Вячеслав Тихонов

Прочитав сценарий, актер сам захотел сыграть эту роль. Но Меньшов предлагал ему другую – Владимира, женатого любовника Катерины (в итоге ее исполнил Олег Табаков). Тихонов пригласил режиссера в гости и отказался со словами: «Мне зрители до сих пор не могут простить, что я Наташу Ростову бросаю!» По словам Меньшова, лишь спустя год его осенило: он ждал предложения сыграть Гошу! На показе «для своих» актер подошел к режиссеру, пожал руку и сказал: «А все-таки у вас была для меня роль!»

Олег Ефремов

В какой-то момент Меньшов решил, что Гоша должен быть постарше, лет 50. В памяти всплыли имена актеров того поколения, самый желанный кандидат – Олег Ефремов. Но до проб дело не дошло. А спустя 15 лет Меньшов все-таки снял его в своем фильме «Ширли-мырли».

Виталий Соломин
Виталий Соломин
Фото
kino-teatr.ru
Владимир Меньшов
Владимир Меньшов
Фото
kino-teatr.ru

Виталий Соломин

С актером прошла кинопроба. Он играл сцену в электричке – знакомство Гоши с Катериной. Кандидатура Соломина нравилась худсовету, но Меньшов был недоволен.

Владимир Меньшов

После безуспешных поисков Владимир Валентинович в отчаянии решил, что сыграет сам. Но худсовет был против, мол, Гоша тогда будет слишком похож на персонажей Меньшова в предыдущих фильмах.

Кинопробы

Наталья Сайко
Наталья Сайко
Фото
киноконцерн «Мосфильм»
Валентина Теличкина
Валентина Теличкина
Фото
киноконцерн «Мосфильм»

Актрису на роль Катерины нашли не сразу. На пробы приглашали многих. Но далеко не все убедительно смотрелись в двух образах: юной лимитчицы и зрелой директрисы завода.

Наталья Сайко

Больше всех кандидаток Меньшову нравилась Наталья Сайко, актриса Театра на Таганке. Пробы с Виталием Соломиным она прошла удачно. Но когда на роль Гоши был утвержден Баталов, оказалось, что вместе с Натальей они в кадре не смотрятся. Режиссер решил предложить роль своей жене, актрисе Вере Алентовой (которая, к слову, поначалу относилась к будущему фильму скептически).

Валентина Теличкина

В архивах «Мосфильма» сохранились пробы актрисы. Долгое время думали, что Валентина пробовалась на роль Кати Тихомировой.

– Это ошибка, – рассказала «Антенне» актриса. – Мне предлагали роль Тоси. Но она показалась не несущей никакой нагрузки, кроме знака положительности. Но фотопробы я прошла. Должна была это сделать, потому что служила в Театре киноактера, который был прикреплен к «Мосфильму».

Тамара Семина
Тамара Семина
Фото
kino-teatr.ru
Маргарита Терехова
Маргарита Терехова
Фото
kino-teatr.ru

Тамара Семина

Именно ее рекомендовали режиссеру на «Мосфильме».

– Мне предложили роль Катерины, я поблагодарила, но отказалась, поскольку уже была занята в другой картине, – рассказывает актриса. – Но сценарий прочитала, любопытно было. Он мне, кстати, понравился. Радуюсь за девчонок, за Володю. Фильм получился великолепный. Там все на своих ролях.

Маргарита Терехова

Актриса не смогла сыграть Катерину, потому чтов тот момент она снималась в роли Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера».

Ирина Купченко

Имя Ирины фигурировало среди обсуждаемых кандидатур. «Но если честно, я даже не помню, чтобы мне предлагали эту роль», – говорит актриса сегодня.

Как создавалась картина

Секретами создания картины поделилась вдова сценариста Валентина Черных, кинодраматург Людмила Кожинова.

«Идея фильма появилась в начале 1970-х, – рассказывает Людмила Александровна. – У Валентина был замысел написать пьесу «Дважды солгавшая» – о женщине, которая сначала соврала одному мужчине, выдав себя за богатую москвичку, а потом, когда сделала карьеру, обманула другого, побоявшись сказать, что она директор фабрики. Незадолго до этого Валентин переехал в столицу и непросто адаптировался. Когда мы познакомились, я была аспиранткой ВГИКа с отдельной квартирой, с пропиской, а он – студентом, жил в общежитии. Комплекс немосквича, человека, который с трудом вписывается в столичную жизнь, оставался у него довольно долго. История Катерины – это история самого Валентина Константиновича. Но как драматургу ему было ясно, что именно женская фигура наиболее ярко выражает драму судьбы».

Москва слезам не верит
Фото
киноконцерн «Мосфильм»

О названии фильма

«В 1977 году (за три года до первого показа фильма по телевидению. – Прим. «Антенны») Центральная сценарная студия, которой руководил известный драматург Василий Соловьев, предложила Валентину участвовать в конкурсе на лучший сценарий к юбилею Москвы. И он предоставил сценарий, в котором отразил все, что знал про жизнь, про женщин, про столицу и про возможность человеческого счастья. Первая премия не досталась никому, вторую дали «Москве…». Когда придумывалось название, перебирались самые разные пословицы о столице. Его любимая была такая: «Москва – что доска: спать хорошо, да кругом метет». Но ясно, что она не подходила. Остановились на «слезах».

О прототипах

«Прямой прототип был только у Людмилы. Ее судьба – это история домработницы наших друзей. Хозяином дома, где она трудилась, был заместитель главного редактора одной из крупных газет. Она выдавала его за своего дядю. И когда ей звонили, он подходил к телефону и отвечал: «Да, это дядя». У нее был возлюбленный футболист, в фильме он стал хоккеистом. Имена главных героинь – это имена теток Валентина Константиновича, сестер его матери. Он их очень любил. Кстати, одну из них звали именно Катерина, а не Екатерина, у нее так и в паспорте написано. Тихомиров – фамилия его крестного отца, мужа одной из его теток. А что касается Гоши, Валентин в интервью говорил: «Гоша – это моя мечта и мои комплексы. Я хотел бы, чтобы таким меня воспринимали женщины!»

О знакомствах в библиотеке

«Когда Валентин Константинович и режиссер Владимир Меньшов писали сценарий уже двухсерийной картины, возникла необходимость новых эпизодов, которых не было в литературном сценарии. Они спросили меня: «Где могла женщина познакомиться с интеллигентным человеком?» Я вспомнила, что много времени проводила в третьем научном зале Ленинской библиотеки. И когда заходила там в курительную комнату, мужчины вскакивали и наперебой подносили зажигалки. В библиотеке у меня завязалась масса знакомств. Еще одним местом новых встреч было метро. Эти моменты есть и в сценарии, и в фильме».

О римейках и сиквелах

«Уже в 1990-е Валентин Константинович написал книгу «Москва слезам не верит». До сих пор время от времени и к Володе Меньшову, и теперь уже ко мне обращаются с предложениями сделать сериал, - также делится с нами кинодраматург Людмила Кожинова. - На что я отвечаю: «Попробуйте». Но никто так и не сделал. К Валентину обращались из Голливуда с просьбой о ремейке, он говорил: «Неинтересно. Я это сделал, я в это сыграл». Никогда ремейк или сиквел не повторят успеха картины».

Пара фраз: ваша любимая цитата из фильма?

кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Фото
кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Лариса Лужина, актриса:

– «Полюбить – так королеву! Проиграть – так миллион!»

Карен Шахназаров, режиссер, директор «Мосфильма»:

– «Не будет ни книг, ни газет, ни театра, ни кино, а будет одно сплошное телевидение», с чем, кстати, они угадали.

Ирина Медведева, актриса:

– «Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить».

Александр Лазарев-мл., актер:

– «Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, здесь проживает?»

Мария Пирогова, актриса:

– «И ляпай! Но ляпай уверенно! Это называется точкой зрения».