Надежда Бабкина: «Скопила тысячу рублей и уехала в Москву»
Фото
из архива программы «Модный приговор»

Как будете отмечать 45-летие вашего ансамбля?

— Юбилей планируем праздновать весело и громко, как умеют только в «Русской песне»! Конечно, мы готовим концертную программу, покажем ее 4 и 5 декабря. Постановкой занимается режиссер Максим Лахно, а костюмы шьет дизайнер Игорь Гуляев. От традиционных дуэтов с другими исполнителями я отказалась сразу. Их было более чем достаточно в прошлом году на моем юбилейном концерте. Новая программа будет называться «Голоса Вселенной». Она особенно актуальна в сегодняшних реалиях в связи с небывалым интересом к космической теме. Мы тоже часть космического пространства. И если во всем мире говорят об экологии вселенной, то мы говорим об экологии души. Русской песней, национальными традициями и культурой можно и нужно чистить экологию души, чтобы человек радовался и был счастлив. Это моя пожизненная миссия.

Вы столько лет управляете многочисленным коллективом. Насколько строгий вы начальник?

— Я руковожу ансамблем и театром, в котором работает большая труппа, и это обстоятельство говорит о многом. Требуется держать все под контролем, не раскисать самой и не давать раскиснуть своим артистам, ведь чтобы дело шло, нужна дисциплина, особенно это касается творческих коллективов. Мы с моими артистами дышим одним воздухом, смотрим в одну сторону… «Русская песня» — моя вторая семья. Бываю ли я строга? Спросите их, они ответят, что да, бываю, но зато порядок хороший. Было бы плохо — никого бы не было рядом.

Как сочетается вся ваша концертная и телевизионная деятельность с семьей, воспитанием внуков?

— Конечно, из-за большой занятости я редко вижу внуков (Георгию 11 лет, Вере 8 лет, Марфе 6 лет. — Прим. «Антенны»). Но когда выпадает минутка побыть с ними, то мы вместе рисуем, читаем сказки, зимой катаемся на санках с горы, лепим снеговиков, летом гуляем и купаемся… Я их безумно люблю, они же маленькие, хотя старший Георгий уже выше меня ростом. Как все бабушки, я, конечно, балую их, и, может быть, позволяю внукам иногда чуточку больше, чем родители, но в воспитательный процесс ни в коем случае не вмешиваюсь.

Построить свое дело — это практически как ребенка вырастить. Чем вам пришлось пожертвовать ради этого?

— Ничем. Женщина, которая достигает в жизни каких-то высот, не обязательно должна чем-то жертвовать. При правильной организации своей деятельности можно избежать рисков и неприятностей. Конечно, из-за плотного гастрольного графика я не имела возможности уделять достаточно внимания своему сыну. Однако он вырос хорошим парнем, который сам сейчас воспитывает троих прекрасных детей. Так что ничем я не жертвовала. Просто шла к своей цели, проходя через определенные этапы. В итоге театр построен, труппа собрана, фестиваль-марафон «Песни России» успешно функционирует на протяжении 15 лет… Поэтому жаловаться на какие-то лишения я просто не имею права.

Какие самые ценные советы вы получили в начале карьеры от уже прославленных звезд эстрады?

— Первые советы я получила от Иосифа Кобзона. Он наблюдал за коллективом «Русская песня» с самых первых наших шагов на сцене. Ему очень импонировало, что молодые и энергичные девчонки так увлечены глубинным народным творчеством. Вторым человеком, от которого я получила поддержку, был великий Махмуд Эсамбаев. После совместного концерта на сцене Ялтинского драматического театра имени Чехова в 1978 году он во всеуслышание заявил: «Смотрите на эту девочку и запоминайте, у нее большое будущее!» Пророчество Махмуда Алисултановича сбылось. Позднее к этим двум глыбам, Кобзону и Эсамбаеву, присоединилась третья — Людмила Георгиевна Зыкина. К тому времени мы были уже успешным действующим коллективом. Она не обращала внимания на тех, кто только появился, ее интересовали состоявшиеся артисты. Но, надо сказать, отношения у меня с Людмилой Георгиевной в разное время складывались непросто. Время все расставило по местам. Однажды нас соединили в нескольких совместных концертах. Мы с «Русской песней» работали первое отделение, а она — второе, потому что более звездные артисты всегда завершают программу. Я и представить не могла, что за нашим выступлением из зала следила Людмила Георгиевна. В антракте она подошла ко мне за кулисами и сказала: «Надя, давай так — следующий концерт мое отделение первое, а твое — второе». «Людмила Георгиевна, как скажете, так и сделаю», — ответила я. У нее уже была совсем другая интонация. Какая-то очень доброжелательная. Мы никогда не были подругами. Но поддержку Людмилы Георгиевны я ощущала в самые трудные дни невзгод и испытаний. Например, в 1988 году, когда выпускала премьеру нашего самого первого спектакля под названием «Когда взойдет песок». Получилось грандиозное действо, которое начиналось с язычества, а заканчивалось православием. Разговоры были всякие… На спектакль, никого не предупредив, пришла Зыкина. Когда Людмила Георгиевна зашла после концерта за кулисы, я не поверила своим глазам. «Надя, не важно, что будут говорить — плохо или хорошо. Важно, что ты это уже сделала», — сказала она, повернулась и ушла, оставив меня размышлять: хорошо или плохо? Однако где-то в глубине души я почувствовала, что Зыкина меня поддержала. Хотя бы за смелость.

Кто придумывает ваши сценические костюмы?

— Я считаю костюм важнейшим элементом образа, особенно если речь идет о народном жанре, в котором внешний вид — это половина успеха. Кощунство над народным костюмом недопустимо, потому я работаю исключительно с профессиональными художниками. Для самого первого нашего театрального спектакля «Когда взойдет песок» художница Галина Колманок в конце 1970-х годов создала коллекцию «Царская». Костюмы были выполнены из рогожи и бархата и являлись историческими репликами. Большой подарок для меня — знакомство с заслуженным художником России Марией Федоровой, наше сотрудничество с которой продолжалось не один десяток лет. Ее творчество отличается невероятной глубиной, духовностью и внутренней культурой. Именно по ее эскизам были созданы великолепные костюмы для многих концертных программ, в частности, к программе «Народные песни областей России». Вдохновляясь то красотой дымковской игрушки, то росписью храмов, Мария Федорова создавала для ансамбля уникальные по красоте и самобытности наряды. Невероятное множество великолепных костюмов «Русской песни» принадлежит авторству легендарного кутюрье с мировым именем — Вячеславу Михайловичу Зайцеву, за что ему низкий поклон и сердечная благодарность. Каждое творение Зайцева — шедевр, образец высокого вкуса и безупречного качества. В разные годы над костюмами для «Русской песни» работали удивительные художники, настоящие мастера своего дела: Валентин Юдашкин, Аркадий Мамаев, Людмила Доброхотова, Дарья Разумихина, Мария Шароева, Игорь Чапурин, Яна и Анастасия Шевченко… Сегодня главным художником театра является Роман Ватолкин.

Не страшно ли вам было из Астраханской области отправиться покорять Москву? Как родители отнеслись к такому выбору жизненного пути?

— Родителям я записку написала, чтобы меня не разыскивали: «Уехала поступать в Москву». Куда поступать — никто не знал. И денег на поездку я ни у кого не просила, потому что работала и своими силами скопила тысячу рублей. На эти деньги в Москву и приехала, чтобы начинать здесь новую жизнь, поступив в высшее учебное заведение. Увидев свою фамилию в списке зачисленных в институт Гнесиных, я первым делом пошла в деканат со словами: «Дайте мне студенческий билет и зачетную книжку». «Да ты чего? Мы тебе осенью дадим», — ответили мне. «Нет, дайте сейчас — под расписку, как хотите. Меня отец просто прибьет без документов, ни в жизнь не поверит», — сказала я. А родители-то мои хотели уже во всесоюзный розыск подавать. Надька исчезла! Нет ее, и все. Мало ли в какую Москву она поехала. Короче, вышло так, что получила я документы под расписку. Прилетела домой самолетом. Выхожу из него, а у нас в аэропорту огромный забор железный. Смотрю — за забором отец. Думаю: «Все, небось, с кнутом стоит». Я сразу из сумочки документы достала и вытянутой рукой машу: «Папа, смотри!» Отец увидел студенческий билет и расплылся в улыбке. А вечером у нас собрались гости. Праздновали мое поступление на дирижерско-хоровой факультет Гнесинского института.

На вашу долю как руководителя выпали практически все возможные кризисы, которые случались в нашей стране, включая дефолт и пандемию. Вывели ли свою бизнес-формулу, как удержаться на плаву?

— Я не задумывалась об этом специально. Думаю, надо просто честно делать свое дело. Конечно, 45 лет — срок большой. У нас мало таких творческих единиц, которые держат руку на пульсе и были бы так долго востребованы. Но у меня никогда не было цели, чтобы построить некую пирамиду, взобраться на вершину и сидеть там, поглядывая вниз. Мне вообще кажется, что вершина этой пирамиды еще ого-го как далека. Поэтому мы потихоньку по ступенькам поднимаемся и держим свою планку.