10 лучших фильмов-пеплумов за всю историю кинематографа

Это один из самых зрелищных жанров, но есть у него и минусы. Чтобы не потратить время впустую, ловите проверенный список.

Кстати, эта подборка точно придется по душе тем, кто тоскует по «Игре престолов». И не только потому, что в конце для них припасен бонус: Джон Сноу в набедренной повязке!

Вы спросите, при чем тут «Игра престолов», ведь это сериал, а не полнометражный фильм, к тому же не исторический, а жанр пеплум отличает эпический сюжет, основанный на более или менее реальных событиях. На это мы ответим так: при желании классические полнометражные пеплумы вполне можно разбить на три-пять серий. Кстати, это один из лайфхаков, который поможет просмотреть ленту до конца. Пеплумы бесчеловечно длинные!

Одна из черты пеплума — наличие массовки и панорамных кадров. «Бен-Гур», 1959 год.
Одна из черт пеплума — наличие массовки и панорамных кадров. «Бен-Гур», 1959 год
Фото
Legion-media

Что же касается историчности, тут отсылки к творению Джорджа Мартина тоже не лишены оснований. Его «Песнь льда и пламени» — это некое альтернативное Средневековье, равно как и сюжеты канонических голливудских пеплумов: это всегда определенный компромисс между реальными историческими событиями и жаждой их приукрасить для пущей зрелищности. Именно поэтому в фильмах очень часто возникают проблемы с правдоподобностью сюжета и реалистичностью костюмов. По пеплумам не стоит изучать историю моды, да и историю в принципе. Зато они эпичные, масштабные и нереально красивые. Есть, конечно, совсем несъедобные, но мы вам такие рекомендовать не будем.

Когда использование приемов пеплума бросается в глаза: закос под античность, панорамные кадры, массовка. Ну, и баснословный бюджет!
Когда использование приемов пеплума бросается в глаза: закос под античность, панорамные кадры, массовка. Ну и баснословный бюджет!
Фото
кадр из сериала «Игра престолов»

Кстати, если вы думаете, что пеплум — это всегда античный сюжет, то спешим разубедить. Сегодня к данному жанру относят все исторические драмы, претендующие на эпичность. Даже ленту «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Важно, чтобы была задействована массовка и читались панорамные кадры. Но по большому счету вы правы: чистый жанр преимущественно связан с историей Греции и Рима. Чтобы не запутаться, в свой список мы тоже включили лишь те фильмы, в которых наиболее отчетливо читаются признаки чистого жанра.

«Бен-Гур», 1959 год

Режиссер: Уильям Уайлер.

В ролях: Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайя Харарит.

Продолжительность: 3 часа 32 минуты (легко можно разбить на четыре части).

Вообще, первым пеплумом считается итальянская «Кабирия» 1914 года. Но даже если вы каким-то чудом найдете этот фильм в Интернете, посмотреть его сможете едва ли. Чтобы данный жанр перестал наводить на зрителя нереальную скуку, Голливуду потребовалось много лет оттачивания мастерства. Пиком расцвета жанра считаются 1950–1960-е годы. Именно тогда был снят легендарный «Бен-Гур», получивший 11 «Оскаров»! Потягаться с ним позже смогли лишь «Титаник» и «Властелин колец». Действие фильма разворачивается в 26-м году от Рождества Христова. Начинается все в Палестине, а затем переносится в Римскую империю. Сюжет крутится вокруг противостояния бывших друзей: иудея Бена-Гура и римлянина Мессалы. Разборки, разумеется, проходят на фоне зрелищных битв, гонок на колесницах и т. п.

Кстати

Современную версию «Бен-Гура» снял в 2016 году Тимур Бекмамбетов. Публика восприняла ее не слишком восторженно. Как и положено пеплуму, фильм вышел баснословно дорогим. Критики назвали его «одним из самых дорогостоящих кинопровалов 2016 года».

«Последние дни Помпеи», 1959 год

Режиссер: Марио Боннар.

В ролях: Стив Ривз, Кристин Кауфманн, Фернандо Рей.

Продолжительность: 1 час 40 минут (весьма гуманно для пеплума 1950-х).

Этот фильм — прекрасный вариант для тех, кто хочет насладиться именно классическим пеплумом (а не современными облегченными версиями) и не потратить на это слишком много времени. В данной исторической драме все лаконично. На фоне гибели легендарного города рассказывается история центуриона Главка, который вынужден сражаться против несправедливости и за свою любовь. Кстати, Стив Ривз, исполнивший роль, во время съемок получил серьезную травму, что поставило крест на его дальнейшей карьере. Сначала красавцу-мужчине пришлось отказаться от культуризма, а затем и от кино. Так что этот фильм — отличная возможность увидеть обладателя роскошной по меркам того времени фигуры в зените его славы.

«Спартак», 1960 год

Режиссер: Стэнли Кубрик.

В ролях: Кирк Дуглас, Лоуренс Оливье, Джин Симмонс.

Продолжительность: 3 часа 17 минут.

К этому фильму у историков много вопросов. Начинать нужно хотя бы с того, что Стэнли Кубрик очень вольно обошелся с биографией героя. В его версии Спартак — раб с рождения, хотя, если верить официальной истории, родился он свободным человеком, а в рабство попал после дезертирства. Вероятно, режиссер посчитал, что такой поступок для героя совсем не героичен, поэтому решил своего Спартака приукрасить. Но разве это повод не смотреть один из самых кассовых пеплумов 1960-х? Малая историчность — один из признаков жанра, который важно принимать во внимание, но не слишком осуждать. Иначе вы ни один пеплум так и не посмотрите до конца. Гладиатор из Кирка Дугласа вышел эффектный. Его возлюбленная Вариния в исполнении Джин Симмонс тоже хороша. Сюжет довольно динамичен, и даже три часа вполне можно осилить зараз.

«Клеопатра», 1963 год

Режиссер: Джозеф Манкевич.

В ролях: Ричард Бертон, Элизабет Тейлор, Рекс Хэррисон.

Продолжительность: 4 часа 42 минуты (даже не пытаемся посмотреть зараз).

Хотя этот фильм принято считать образцовым пеплумом эпохи расцвета жанра, на деле он ознаменовал его закат. Размах в ленте была настолько велик, что прокат не смог окупить затраты. В итоге «Клеопатра» оказалась убыточной. Это сейчас мы понимаем, что Элизабет Тейлор можно было и не платить таких денег, а количество ее костюмов легко сократилось бы раз в десять, знай продюсеры фильма о грядущих последствиях своей расточительности. С другой стороны, на что бы мы тогда в этом фильме смотрели…

Кстати, критиками картина все-таки была признана. Ей отдали целых четыре «Оскара». Один ушел художнику по костюмам. Здесь нужно понимать, что наряды Клеопатры в этой версии ее биографии на 100% не историчны. Их главная задача — подчеркнуть прелести Тейлор. Однако фильм вполне можно посмотреть и оценить за размах, масштаб и популяризацию истории Египта.

«Гладиатор», 2000 год

Режиссер: Ридли Скотт.

В ролях: Рассел Кроу, Хоакин Феникс, Конни Нильсен.

Продолжительность: 2 часа 35 минут.

Кинокритики до сих пор не сошлись во мнении относительно того, можно ли считать пеплумом что-то достаточно эпичное, но не достаточно продолжительное. Так или иначе, между историческими драмами 1960-х и новым поколением героических лент 2000-х есть определенная взаимосвязь. Когда Ридли Скотт снял своего «Гладиатора» с Расселом Кроу в главной роли, в прессе сразу же заговорили о возрождении давно забытого жанра. Разумеется, с поправкой на время. Современные пеплумы уже не были такими длинными, угрожающе масштабными и дорогостоящими. Но это не помешало «Гладиатору» получить пять «Оскаров». Вполне заслуженно.

После «Гладиатора» произошел настоящий взрыв популярности античных неопеплумов, продолжавшийся вплоть до 2014 года. За это время был снят добрый десяток фильмов, содержащих в той или иной мере черты жанра.

«Троя», 2004 год

Режиссер: Вольфганг Петерсен.

В ролях: Брэд Питт, Эрик Банна, Орландо Блум.

Продолжительность: 2 часа 43 минуты.

Вслед за Ридли Скоттом эстафету возрождения пеплумов подхватил немецкий режиссер Вольфганг Петерсен. Его эпическая история охватила еще одну грань жанра. Многие фильмы-пеплумы 1950-х базировались не столько на исторических, сколько на мифологических сюжетах. В «Трое» мы видим схожий реверанс. Ахиллес, Парис, Елена, троянский конь. В общем, мотивы «Илиады» Гомера.

«Александр», 2004 год

Режиссер: Оливер Стоун.

В ролях: Коллин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вел Килмер.

Продолжительность: 2 часа 55 минут.

Режиссер Оливер Стоун, решивший продолжить тему пеплумов в версии «лайт», взялся за биографию Александра Македонского, которую, безусловно, безбожно переврал. Однако мы уже знаем, что для данного жанра — это норма. Зато его Македонский получился весьма симпатичным и драматичным персонажем. Также всеобщее восхищение вызвала мать главного героя. Ее, кажется, прописывали специально под исполнительницу главной роли — Анджелину Джоли.

«Агора», 2009 год

Режиссер: Алехандро Аменабар.

В ролях: Рэйчел Вайс, Макс Мингелла, Оскар Айзек.

Продолжительность: 2 часа 6 минут.

Это, пожалуй, самый нетипичный неопеплум. Во-первых, его продолжительность всего два часа. Заскучать точно не успеешь. Во-вторых, он весьма историчен. Режиссер Алехандро Аменабар в деталях воссоздал Александрию IV века н. э., где происходит действие фильма. Вопросы у историков возникли лишь относительно достоверности образа главной героини. Все-таки Рэйчел Вайс уж очень молодо выглядит для 50-летней женщины. Именно такого возраста на тот момент была Гипатия Александрийская — первая женщина-ученый, судьбе которой и посвящен фильм.

«Центурион», 2010 год

Режиссер: Нил Маршалл.

В ролях: Майкл Фассбендер, Ольга Куриленко, Доминик Уэст.

Продолжительность: 1 час 34 минуты.

Если вы думаете, что этот малоизвестный фильм мы включили в список из патриотизма, то сильно ошибаетесь. Да, в нем снимается наша соотечественница Ольга Куриленко. Но разве до патриотизма, когда видишь Майкла Фассбендера в набедренной повязке и римских сандалиях? Если серьезно, то фильм оказался не слишком популярен совершенно незаслуженно. В нем есть и признаки классического пеплума, и довольно динамичный сюжет. Если вкратце, то рассказывает он о о легендарном IX испанском легионе, который отправился на север, чтобы разбить пиктов. Фассбендер играет центуриона Квинта Дия, а Куриленко — девушку-следопыта по имени Этайн.

«Помпеи», 2014 год

Режиссер: Пол Уильям Скотт Андерсон.

В ролях: Кит Харингтон, Эмили Браунинг, Кифер Сазерленд.

Продолжительность: 1 час 40 минут.

Интересный подвид пеплумов — это исторический фильм-катастрофа. Из непременных атрибутов жанра — эпичность, трагичность, античность и обилие батальных сцен. Чтобы максимально заинтересовать зрителя, режиссер решил пригласить на главную роль звезду «Игры престолов» Кита Харингтона, который тогда (в 2014 году) был в самом зените своей славы. Это сейчас он лежит по клиникам, пытаясь излечиться от стресса после завершения проекта жизни… А тогда думал, что «Игра престолов» — это только начало, и с удовольствием пробовал другие образы. Кстати, облачение римского легионера ему оказалось к лицу не хуже черного плаща Джона Сноу.

Комментарии

2
  • Все комментарии
  • Надо посмотреть😉
  • спасибо .обязательно посмотрю .освежу память Красивое кино !