Стасс Бабицкий
Писатель, литературовед, кинокритик

Автор бестселлеров "Пиковый туз", "Гремучий студень" и еще более 20 исторических детективов. Читает лекции по истории мирового кино, проводит семинары по журналистскому и писательскому мастерству.

www.litres.ru/stass-babickiy/
20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

С чего начинается «Матрица»

В 1926 году немецкий режиссер Фриц Ланг снял уникальный научно-фантастический проект «Метрополис». Там нет компьютеров (рановато еще), но все остальное присутствует в полный рост. Два мира. Один на поверхности, он прекрасен и здесь живут счастливые богатые люди. Другой – подземелья, где безымянные рабочие круглые сутки следят за тем, чтобы работали машины. Что за машины и почему они так важны, не объясняется. Кино-то немое. Но идея того, что люди − всего лишь придаток адских механизмов, прослеживается очень явно.

Юноша из верхнего мира, этакий золотой мальчик, попадает в подземелье. Видит страшную правду. Влюбляется в местную девушку Марию. И в нижнем мире его провозглашают Избранным (в оригинальной версии – Посредником-между-руками-и-разумом). Тем, кто сможет освободить рабочих от служения машинам и вообще сделает сказку былью.

1/3
Фото:
кадр из фильма «Метрополис»

Злые люди из верхнего мира строят козни. Присылают – ВНИМАНИЕ! − женщину-робота, которая умеет менять внешность. Эта железная дева становится копией Марии и хочет привести народ к гибели. Но влюбленный юноша разгадывает коварный план! Грандиозный хеппи-энд.

Понятно, что все зло здесь идет от человека. Капиталиста и хозяина верхнего города. А также от традиционного для начала прошлого века персонажа – сумасшедшего ученого, который создает робота, ну и адские машины, видимо, тоже его рук дело. Но как предтеча Матрицы этот мир вполне годится. К тому же весь фильм нашпигован библейскими аллюзиями, в этом Вачовски тоже не смогли себе отказать.

Декорации и спецэффекты для того времени были настолько впечатляющими, что кино сразу попало во все хрестоматии Европы и США. Вторую жизнь проекту подарила группа Queen в 1984 году – Фредди Меркьюри так понравился «Метрополис», что он выкупил часть авторских прав у ГДР и использовал кадры в клипе на песню Radio Ga Ga.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Винтовая лестница»

Еще один немецкий режиссер Роберт Сиодмак прославился своими триллерами и фильмами ужасов. В 1945 году, уже переехав в Голливуд, он снял «Винтовую лестницу» − мрачный ужастик про маньяка. В одной из ключевых сцен главная героиня смотрит в зеркало и вдруг понимает, что у нее нет рта. И она даже не может закричать от ужаса. Именно этот прием использовали Вачовски в своем фильме: на допросе агенты Матрицы забирают у Нео голос таким же замысловатым способом.

Первый злодейский компьютер

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Альфавиль»

Понятно, что французский режиссер Жан-Люк Годар никогда не снимает в своих фильмах какой-то определенный сюжет. Ему важнее настроение. В лучшей своей картине «Альфавиль» 1965 года он показал главное настроение общества − гиперактивную паранойю. Страх перед будущим, которое может лишить нас всех человеческих качеств.

В фильме нет спецэффектов. Вообще. Действие происходит на другой планете, так нам сообщают. Но главный герой приехал в Альфавиль на машине. Правильно, зачем показывать космический корабль, тратиться на съемки. Пусть герой сидит, включает и выключает лампочку в гостиничном номере. И попутно рассказывает, как долетел. А зритель своей фантазией все дополнит.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Альфавиль»

То же самое со злодейским компьютером, который представлен на экране как непонятный набор кнопок и лампочек. Все особенности его работы проговариваются словами. Никаких чудес в кадре не ждите. Зато это первый фильм, где появился компьютер, поработивший мир.

Правда, опять не самостоятельно. За ним стоит сумасшедший профессор Носферату, который создал адскую машину Альфа-60 и заставил все общество ей подчиняться. Отказаться от эмоций и чувств, стать по сути живыми механизмами. Даже круче: частью компьютерной программы (добро пожаловать в Матрицу, сынок!) в которой все жители связаны друг с другом. И то, что говорит один, уже знает другой, третий − далее по цепочке. Дедушки агента Смита явно жили в Альфавиле. И, кстати, тоже носили темные очки.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

Когда в самом начале полицейские в «Матрице» гонятся за Тринити, она перепрыгивает с крыши на крышу. За ней прыгают копы − один удачно, другой нет. Это явно сделано под влиянием сцены из фильма «Головокружение» (1958) Альфреда Хичкока. Там также один из полицейских перепрыгивает вслед за преступником. А второй врезается в край крыши, и камера показывает, что он вот-вот упадет вниз. Но потом Вачовски продляют эту сцену еще одним прыжком − через нереальную пропасть между зданиями. Хичкок себе такого позволить не мог, у него же не фантастика какая. А эти могут, да.

Моменты в стиле кунг-фу

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Суматоха в стиле кунг-фу»

Кунгфуистическая тема «Матрицы» – заслуга старого мастера Юэнь Ву-Пина (на фото). Он снимал в Гонконге боевики про мордобой, еще когда братья Вачовски в младших классах от хулиганов прятались. Большинство фильмов, понятное дело, «категория бэ». А иногда даже «гэ». Но кучу новаторских приемов при этом Ву-Пин в кинематограф внедрил.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

Например, в фильме «Змея в тени орла» (1978) есть сцена, где сэнсэй тренирует молодого Джеки Чана. Настолько зеленого, что в титрах он значится еще под псевдонимом Лунь Чен. И во время учебного махача отрабатывает с ним половину тех приемов, которыми Морфеус тестировал Нео. Даже его знаменитый подзывающий жест рукой (на фото) – типа, «давай, нападай, покажи все, что ты можешь, щенок» – это как раз оттуда.

А в фильме «Дредноут» (1981) актер и кунгфуист Йен Бяо впервые в истории кино делает пробежку по стене вверх, перепрыгивает через соперника и тут же получает от него по сусалам. Один в один то же самое сделано в «Матрице». Только по сусалам получает Нео от Морфеуса. И заодно ломает деревянный столб. Это ровно посредине битвы – пересмотрите видео, оно того стоит.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Пьяный мастер»

Следующий блокбастер Ву-Пина «Пьяный мастер» (1978) подарил нам знаменитый прогиб назад – как уклоняться от копья, удара соперника или брошенной чашки (в оригинале), а также от летящих пуль (если ты Нео).

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

Кстати, в фильме «Железная обезьяна» (1993) на экране впервые появляется мастер кунг-фу, одетый в длинный черный плащ. Он там тоже супергерой. И этот костюмчик также является режиссерской находкой Ву-Пина. Очень стильно смотрится, как развеваются полы плаща во время драки.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Железная обезьяна»

Но интереснее здесь то, что главный мститель в этом фильме − собственно, который дерется как обезьяна, умеет зависать в воздухе перед решающим ударом. Совсем как Тринити в боевых сценах.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

Уже позднее, в 1994 году, Джеки Чан снимется в сиквеле «Пьяный мастер – 2». И хотя Юэнь Ву-Пин там уже не режиссировал, а был одним из продюсеров... Но именно он придумал сцену массовой драки, когда куча народу нападает на одного бойца, а тот их раскидывает направо-налево. Ничего не напоминает? Правда, это уже в продолжении «Матрицы» было. Но все равно считается.

Окунись в иллюзию. Добровольно!

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Солярис»

Безусловно, Андрей Тарковский снимал фильм «Солярис» (1972) совсем про другое. Но он сумел показать столкновение человека с некой огромной силой, которая умеет делать мечты и воспоминания реальностью. В фильме (как и в книге Станислава Лема) так до конца и не объясняется, что это за сила. Разумный океан. Дальше понимайте, как хотите.

Он может вернуть тебе любимую девушку. Может подарить любые вещи, какие только сумеешь вообразить. Все, что нужно – раствориться в этом океане. Не сопротивляться ему. Да, это будет уже не реальный мир, а иллюзия. Но ответь, человек, где тебе лучше и интереснее...

То есть матричная тема все равно тут прослеживается. Но с неожиданной стороны. Если бы Нео выбрал в конце фильма другую сторону и вернулся в иллюзию. Братья Вачовски наверняка видели финальную сцену «Соляриса» – кино в США было вполне доступно, любимо и почитаемо. На противовесе с ней построены все сцены искушения Нео агентами. Ну и Тарковский дал подсказку, как снять, где кончается граница иллюзии и начинается реальность. Причем это было сделано без компьютерной графики, а все равно гениально.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Бразилия»

В фильме Терри Гиллиама «Бразилия» (1985) показан как бы Нео до попадания к Морфеусу. Мелкий винтик в бюрократической системе. Человечек, поглощенный и раздавленный корпорацией. Все, что у него есть, – сны. Кошмарные, где его побеждают монстры и держат кирпичные стены (привет Pink Floyd!). И сон про прекрасную девушку, который снится каждую ночь. И в конечном итоге он предпочитает сойти с ума, но задержаться навсегда в этой иллюзии. Ради девушки.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Бразилия»

Приборы, которые используют Тринити и Нео, чтобы нырнуть в Матрицу, такие кресла с прибамбасами, подключенными прямо к мозгу, появились как раз в «Бразилии». Только там с их помощью злобные полицейские выкачивали из человека все самое дорогое и важное. Превращали его обратно в бездушного «человека в футляре».

Враги среди нас: попробуй отличи

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

В фильме «Бегущий по лезвию» режиссер Ридли Скотт придумал новаторский (для 1982 года) ход. Применил подсветку. Глаза всех биороботов светятся особым образом и время от времени сверкают красным. Чтобы зрителям сразу было понятно, кто бездушная машина, а кто нет. При этом для главного героя сей факт остается загадкой. Потому что очень уж похожи киборги на обычных людей.

У Вачовски все сцены тоже подсвечены. Те, что происходят в Матрице, имеют зеленый оттенок, в реальном мире – голубой. А сцена тренировочного боя Нео и Морфеуса сделана с желтой подсветкой, так как происходит в отдельном пространстве: симуляторе кунг-фу.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Метрополис»

Городской пейзаж – это настоящее сокровище. Ридли Скотт впервые показал город будущего угрюмым и безнадежно противным. Вглядитесь в декорацию: режиссер спроектировал ее как точную (но более навороченную) версию «Метрополиса» – в центре города мрачная круглая башня, вокруг недружелюбные небоскребы... Конечно, это были еще цветочки, а в «Матрице» буйным цветом заколосился ландшафтный киберпанк. Но эту поляну подготовили и взрыхлили предшественники Вачовски: шаг за шагом.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Еще одна матричная особенность, которая здесь не является стержневой, но упомянута вскользь – имплантация воспоминаний и снов. Репликантам в сознание внедряют нужные образы. Причем всем одинаковые. Главный герой тоже находится под впечатлением этих иллюзий. И в какой-то момент начинает задаваться вопросом: а сам-то он кто? Охотник на роботов или киборг? Кстати, в режиссерской версии (она менее попсовая, без хеппи-энда) ответ на этот вопрос зритель так и не получает.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Братья-режиссеры не скрывали, что черпали идеи из «Бегущего по лезвию». Наоборот, даже вступили с этим фильмом в диалог. Главный робот-злодей образца 1982 года (который потом, как выясняется, скорее страдалец) выпускает в ключевой сцене белого голубя. Понятный символ: ребята, давайте жить дружно и мир во всем мире. А агент Смит, главный злодей из 1999 года, наоборот, гоняет ворон. Типа, примирение невозможно, все люди будут уничтожены. Вот такие параллели.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
постер фильма «Матрица. Перезугрузка»

Основная идея Матрицы – контроль за людьми со стороны машин – здесь вывернута наизнанку. С точностью до наоборот. Правительство создает роботов, чтобы те делали всю грязную работу для общества. А потом устраняет киборгов, особенно тех, кто наиболее развит и хочет жить как человек. Но принцип тот же.

Люди – это всего лишь вирус

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Терминатор-2: судный день»

Давайте признаем очевидное: идея господства компьютеров как самостоятельной и враждебной людям силы закалялась именно здесь. Фильмы «Терминатор» (1984) и «Терминатор-2: судный день» (1991) сняли урожай с этой грядки чуть раньше. Правда, здесь в будущем компьютер не создает для несчастного человечества никаких иллюзий – там жестокие роботы тупо истребляют людей. Мысль о том, что человечество – всего лишь сборище досадных микробов, педалируется здесь не менее часто, чем в «Матрице».

Партизанские отряды Сопротивления из 2029 года очень похожи на команду Морфеуса. И среди них тоже присутствует Избранный (только Джон Коннор), которого агенты компьютерной сети «Скайнет» стремятся вычислить и уничтожить всеми силами. Прически, кстати, у обоих очень модные.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Терминатор-2: судный день»

Примечательно, что во второй части Терминатор модели Т-1000 уже умеет менять облик. Превращается в кого хочешь, говорит чужим голосом. В огне не горит, в воде не тонет. Постоянно возрождается. Это уже не дедушка агента Смита, а двоюродный брат!

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Терминатор-2: судный день»

Режиссер Джеймс Кэмерон применил интересную тактику – в сценах перевоплощения Т-1000 он снимал близнецов. Чтобы не тратиться на спецэффекты. Братья Вачовски использовали тот же прием: в сцене про девушку в красном платье массовку составляют десятки близняшек. Но их там особо никто не замечает, все смотрят на красотку в красном, разумеется.

Прости, но твоя жизнь – всего лишь сон

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Вспомнить все»

«Вспомнить все» из 1990 года. И здесь к главному герою (Шварценеггер) каждую ночь приходят сны. Про Марс. Хотя на других планетах он не был. Все понятно: у дядьки тоже искусственные воспоминания. А настоящие прорываются по ночам – как раз в сны. Тут как раз открылась новая фирма «Воспоминание», которая занимается вживлением образов в головы клиентов. Туда и отправляется Железный Арни, чтобы вспомнить все.

Женщина в лаборатории говорит ассистенту: «Эрни, включай участок МАТРИЦЫ 62-вэ». То есть вживление воспоминаний происходит через некую матрицу, а, по словам агента компании, человеческий мозг просто не способен отличить подделку от настоящих воспоминаний. Иначе вернем деньги.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Вспомнить все»

Дальше стрельба, погони, драки. И в самый разгар приключений появляется новый доктор, который объясняет Шварценеггеру, что на самом деле он продолжает лежать в лабораторном кресле. А все вокруг – трехмерная иллюзия. И предлагает красную пилюлю: выпей, вернешься к реальности. На самом деле это была ловушка и пилюля ничего не значила.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

Но восемь лет спустя в «Матрице» тоже появляется красная таблетка. И еще синяя. Морфеус предлагает Нео выбрать. Конечно, он выбирает красную и становится суперменом, который умеет различать иллюзию и реальность. А взял бы другую, вернулся бы в скучную рутину под управлением Матрицы. И никакого кино бы не было.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Вспомнить все»

Сцена, в которой Шварценеггер, кривляясь и рыча, вытаскивает из головы капсулу с радиомаяком – одна из сильнейших во всей голливудской фантастике. При этом сделана за копейки.

В «Матрице» внутри у Нео сидит куда более сложный жучок. Жучище! Достает он его вызывающе натуралистично. Да и тело, подключенное к кабелям для высасывания энергии, смотрится так, что сразу фу-фу-фу. Кликните на следующую страницу, узнаете, у кого Вачовски срисовали эти кабели.

Погоня за взломщиками мозга

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из аниме «Призрак в доспехах»

«Призрак в доспехах» – полнометражный мультик, снятый японцами в 1995 году в их любимой манере аниме. Экранизация комикса про город будущего и гениального хакера Кукловода, который взламывает мозги людей. За это его объявили террористом и пустили на поимку негодяя целый отдел суперсыщиков (здесь они выглядят положительными, но это и неудивительно: именно так смотрят на агентов Смитов затурканные обитатели Матрицы, для них ведь Нео – возмутитель спокойствия).

Впрочем, Кукловод утверждает, что это правительство делает из людей марионеток, а он их освобождает. Если помните, изначально в «Матрице» Морфеуса тоже ловят как террориста – репортажи об этом показывают в новостях.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из аниме «Призрак в доспехах»

Братья Вачовски не скрывали своего восхищения этим мультиком. И позаимствовали оттуда много визуальных идей. Скажем, пресловутые кабели, которые торчат из спины у объектов «промывания мозгов», перешли по наследству к Нео. И другим несчастным людям-батарейкам.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

Механические чудовища, которые служат интересам Матрицы, тоже позаимствованы в японском мультфильме. Но их сделали более агрессивными и устрашающими. Что вполне понятно: кино сразу снималось для категории 16+. В итоге и вовсе получило прокатный рейтинг R, что значит детям до 17 смотреть такое можно только в сопровождении кого-то из взрослых. А «Призрак в доспехах» рисовали для более юной аудитории – школьников младших классов. Поэтому японские механические пауки куда мимимишнее.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из аниме «Призрак в доспехах»

И самое главное: в фильме-аниме и одноименной серии комиксов много философии. В частности, очень подробно рассказывается про симулякры. Это такая форма измененной реальности, которой вообще не существует. Но все в нее верят. И, действуя в рамках этой веры, рискуют ее создать... Сложно, да? Если проще: когда люди верят, что будет дефицит гречки и кидаются массово скупать крупу – сразу приходит дефицит гречки. Вот предчувствие дефицита – это как раз симулякр.

Как и страх перед будущим. Или перед несуществующей Матрицей. Или существующей? Во-о-о-от, начинаете понимать. Так вот, в фильме Вачовски есть сцена в самом начале, где Нео достает компьютерные диски из тайника, который находится в книге «Симулякры и симуляция». Круг замкнулся.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

Уникальные дети и взрослые

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из аниме «Акира»

Еще один мегапопулярный японский мультфильм – «Акира» (1988). Там тоже далекое будущее. Тоже мрачный мегаполис. Молодежные банды байкеров и другие не самые приятные местные жители. И вдруг один из байкеров случайно попадает в тайную лабораторию то ли безумных ученых, то ли Минобороны. А там ставят эксперименты над детьми-мутантами – заставляют их поднимать кубики силой мысли. Или оживлять игрушки (что не всегда весело, игрушки ведь могут быть и злыми). Сверхспособности их настолько сильны, что однажды мальчик Акира уничтожил целый город...

В «Матрице» Нео встречает таких же маленьких уникумов в квартире Оракула. Она же Пифия. Обратите внимание: подросток-азиат читает книгу с иероглифами. И девочки с кубиками тоже присутствуют.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

По телевизору в это время показывают фильм ужасов «Ночь зайца» (1972). Это кино с шедевром Вачовски никаких явных параллелей не имеет. Разве что слово «мутанты» роднит их с окружающими детьми. И как бы намекают, что способности малышни – врожденные. А не загруженные навыки, как в случае с кунг-фу у Нео или с управлением вертолетом у Тринити.

Ну и символ Белого Кролика. Там ведь мотив «Алисы в стране чудес» в полный рост эксплуатируется. Даже целый диалог про то, как чувствует себя человек, падающий в кроличью нору, присутствует. Но это скорее отсыл к классическому произведению Льюиса Кэрролла, а не к какому-то конкретному фильму. А зайцы-убийцы на экране телевизора в доме Пифии должны дать зрителю понять, что не всем так везет, как Алисе: сказка, в которую попал Нео, полна жестокости и ужаса.

Сцена в квартире у Пифии очень многослойная. Есть там лысый малец, который гнет ложки. Одет он как буддистский монах и задвигает абсолютно дзенскую философию: ложки не существует. Для победы над Матрицей – самая удобная тема. Ведь буддизм призывает воспринимать окружающий мир как иллюзию, а потом разрушать ее посредством медитаций и самосовершенствования. Только очистившись от власти иллюзий, можно достичь нирваны.

Пацан с ложками – это прямая отсылка к фильму Бертолуччи «Маленький Будда» (1993). Будете смеяться, но главного героя в той постановке тоже играл Киану Ривз.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Открой глаза»

В испанском фильме «Открой глаза» (1997) главный герой живет в плену иллюзий, уже не понимая, где реальность, а где нет. Он бродит по городу, в котором вдруг исчезают все люди, – как будто их стирают из программы. Убивает незнакомую девушку, а та вдруг превращается в его невесту. В какой-то момент возникает неожиданный выбор – для того чтобы спастись из этого адского клубка, надо спрыгнуть с крыши небоскреба. Смысл простой: поверь в то, что все вокруг нереально. И станешь избранным.

Перед подобным выбором оказывается и Нео, который еще не стал супергероем: он убегает от агентов и вылезает через окно на карниз высоченного этажа. Морфеус дает указание по телефону: спасайся через крышу. Но Нео еще не верит в себя и не готов рискнуть жизнью на высоте. Он возвращается в иллюзию, где его и арестовывают злодеи. Здесь Вачовски используют чужой сюжетный прием, не копируя его, а развивая в форме диалога с испанским режиссером Алехандро Аменабаром.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

Также параллель прослеживается в моменте с пробуждением Нео. Компьютер говорит ему: «Проснись, открой глаза». В испанском кино героя постоянно будила эта же фраза, которую произносил женский голос в его голове.

Иконы киберпанка

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Джонни-мнемоник»

Еще одно кино, где уже играл Ривз: «Джонни-мнемоник» (1995). Тут связь сложнее отследить. Но мы смогли. И вы сейчас ее увидите.

Фильм снят по одноименному рассказу Уильяма Гибсона, крестного отца киберпанка. У этого рассказа есть продолжение – «Нейромант». В обеих книгах действует яркий персонаж, девушка-убийца по имени Молли. Она носит обтягивающий костюм из черной кожи, темные очки и умеет как бы из ниоткуда доставать огромные пистолеты (из которых стреляет без промаха, разумеется).

Узнали? Конечно, это Тринити. Дело в том, что писателю крайне не понравилось, какой его героиню сделали в «Джонни-мнемонике». И он даже потребовал, чтобы в фильме изменили ее имя на Джейн. А потом Гибсон посоветовал братьям Вачовски сделать Тринити точной копией Молли. Но только когда она носится по виртуальному миру. А в реальности совсем другая: застираная маечка, уставший взгляд...

Почему режиссеры прислушались к пожеланию писателя? Потому что именно в «Нейроманте» впервые киберпространство величают обобщенным названием Матрица. Так что и тут – глубокое уважение со стороны Вачовски.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Темный город»

«Темный город» (1998) – фильм, который подарил свои декорации «Матрице». Снимался он тоже в Австралии, только на год раньше блокбастера Вачовски. Здесь речь идет о борьбе героя-одиночки против инопланетян. Причем все они умеют создавать виртуальную реальность вокруг себя и немножко владеют телекинезом. Пришельцы контролируют коллективное сознание горожан и перезагружают всех людей ровно в полночь.

С этим иноземным муравейником борется главный герой. И к середине фильма он вдруг понимает, что тоже способен управлять виртуальной реальностью и изменять окружающую действительность. Как говорится, найдите десять отличий.

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Темный город»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: на следующей странице вас ждет уникальный тест. Но если вы не готовы идти до конца, то лучше не заходите туда!

Блиц-тест на избранность

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»
Фото
кадр из фильма «Матрица»

Смотрите на эту картинку не менее трех минут и сможете разгадать код Матрицы. После чего измените окружающий мир к лучшему.

Если вы Избранный, конечно.