Реклама

40 фильмов, которые круче голливудских

Принято считать, что самое лучшее, самое успешное и кассовое кино делают в Голливуде. А больше нигде. Но это сами американцы такой слух распускают. На самом деле крутые проекты снимают в Европе, Азии, Австралии, даже в Африке.

Десятки актеров стали легендами и без всякой фабрики грез: Софи Лорен, Ален Делон, Тиль Швайгер, Моника Беллуччи… А уж по части культовых режиссеров Старый Свет давно догнал и перегнал Америку – Феллини и Кустурица, Бергман и Трюффо, Тарковский опять-таки.

Предлагаем вашему вниманию список фильмов, которые были не менее крутыми, чем американские блокбастеры. Постараемся без спойлеров!

«Фантомас разбушевался»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1965

Производство: Франция – Италия

История злодея в маске снималась как комедия, поэтому на роль комиссара полиции пригласили самого смешного француза – Луи де Фюнеса. Но в результате получился добротный боевик, который взорвал мировое кино.

Шутка ли, в одном этом фильме супергаджетов напихано больше, чем у культового Джеймса Бонда в трех вышедших к тому времени блокбастерах. Летающая машина Фантомаса. Сигара-пистолет. Телепатическое оружие, которое подавляет волю и разум. А если кому мало, еще третья рука для обмана противника.

Фото:
кадр из фильма

Жан Маре сыграл сразу две роли – журналиста Фандора и самого Фантомаса. Хотя гонорар за съемки получил один. Но самое интересное, что в свои тогдашние 52 года большинство трюков актер выполнял без каскадеров. Только самый рискованный оставил профессионалам.

Это одна из самых ярких сцен: сыщик выпадает из самолета без парашюта, его напарник прыгает следом, а потом они на одном парашюте приземляются живехоньки-здоровехоньки. Потом голливудские режиссеры позаимствовали эту идею и наштамповали кучу подобных эпизодов на полном серьезе. «Звездный путь», «На гребне волны», «Зона высадки» и еще десяток фильмов.

А Роберт Родригес, насмотревшись «Фантомаса», сделал целое кино «Планета страха». Там у главной героини стреляющий протез. Точно такой же был у комиссара Жюва. Он переоделся в одноногого пирата и залихватски стрелял по негодяям из фальшивой ноги.

В СССР фильм был настолько популярен, что в 1973 году сняли детектив «Анискин и Фантомас». Здесь грабители, прежде чем напасть на кассира, надевают чулки на голову. Под впечатлением от французского кино. Кстати, в реальной жизни некоторые преступники в те годы действительно ходили на дело с чулками на лице, чтобы их было труднее опознать.

А школьники всего Союза подбрасывали друг другу записки со страшилкой: «Мне нужен труп, я выбрал вас. До скорой встречи! Фантомас».

«Горец»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1986

Производство: Великобритания

Как раз тот случай, когда никто не ждал особого успеха. Малобюджетка – всего 16 миллионов долларов (причем 10 из них ушли на гонорар Шону Коннери). Куча сюжетных нестыковок. Песни группы Queen – прекрасные сами по себе, но дико звучащие среди гор и холмов средневековой Шотландии. Критики ополчились на кино еще до премьеры. Но зрителям неожиданно понравилось. В результате никому доселе не известный Кристофер Ламберт стал звездой, фильм получил два культовых продолжения. Плюс телесериал на семь лет.

А главную фразу «В живых должен остаться только один из нас!» потом пародировали все, кому не лень.

Американцы пытались наложить свою алчную лапу на проект еще после успеха первой картины. Но британские киношники предпочли принять помощь Франции и Канады, лишь бы не отдавать Голливуду. Собрали кучу денег и рейтингов.

Только в 2000 году фабрика грез получила шанс. Сняли боевик «Горец: конец игры». Но он как раз провалился в прокате. Сейчас вынашивают мысль о ремейке, на одну из главных ролей пригласили Тома Круза. Но он пока думает.

«Звонок»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1998

Производство: Япония

Такой мрачный и безысходный фильм, конечно, мог появиться только в стране, где сотни лет культивировался стойкий самурайский дух. Нереально крутой ужастик. После его просмотра психиатры зафиксировали новую массовую фобию – боязнь телефонного звонка. А страшненькая девочка, которая вылезает из голубого экрана, чтобы убивать? Это ж кого хочешь карачун хватит. После такого особенно впечатлительные люди просто не отваживались включить телевизор.

На простейшем рефлексе: когда телефон звонит – это всегда неожиданно, поэтому любой вздрогнет. А если в телефоне неприятный голос предупреждает, что скоро ты умрешь, – вот где волосы дыбом. Режиссер Хидео Наката нащупал путь, как совместить дремучую мистику и мстительных мертвецов со вполне современными гаджетами. Хотя это совершенно нелогично. Но страшно.

«Звонок» – самый кассовый японский фильм ужасов за всю историю. Бюджет в 1,2 миллиона долларов отбили в первый же день проката. А потом еще миллион заплатили американцы за право переснять кино со своими актерами. Но голливудская версия – это просто дешевое мясо и вскрики (как обычно). В японском фильме напряжение создается за счет правильной атмосферы. И гениальной игры актеров, особенно Нанако Мацусимы. Ей бы и Станиславский поверил.

«Байкеры-2: настоящие чувства»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2006

Производство: Индия

Прекрасный актерский ансамбль песни и пляски – а что еще нужно индийскому фильму для головокружительного успеха?! Сюжет вообще не важен. Вот здесь, к примеру, классическая история: полицейские и воры. Но разве кто следит за сюжетом, когда ТАКАЯ ЛЮБОВЬ!

Ну серьезно. Драматургия отношений всегда была для Болливуда важнее, чем логика повествования. А красивые люди в кадре важнее спецэффектов. Хотя в этом фильме много трюков, погонь и красивых пейзажей Рио-де-Жанейро (режиссер решил, что если он перенесет историю в Бразилию, то это будет круто. И получилось круто).

Процент сексуальности в этом фильме зашкаливает. Хотя по закону они и не имеют права показывать ничего ТАКОГО. Была даже сцена, где Айшвария Рай целует Ритика Рошана. Не по-настоящему, конечно. Так, баловство несерьезное. Но для индийской публики и это было чересчур. На актрису даже подавали в суд, потому что своим примером она учит разврату.

Самое смешное, что больше всех негодовали родители мужа Айшварии – Абхишека Баччана. Он тоже снимался в этом кино. Играл хорошего полицейского. Образец мужественности. И с ним, значит, не поцеловалась. А с негодяем (хоть и красавчиком) так сразу! Полгода свекровь не разговаривала с невесткой. Да, такие вот нравы у них в Индии.

В итоге фильм собрал в мировом прокате в десять раз больше, чем первые «Байкеры»: около 33 миллионов долларов. Из них только в США за первый уик-энд почти миллион. Для индийского кино цифра неслыханная.

«Данди по прозвищу Крокодил»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1986

Производство: Австралия

Этот фильм стал визитной карточкой далекого континента: крокодилы, кенгуру, буйволы и забавные туземцы. Где бы мы еще такое увидели? Массовый зритель воспринял это как «Непутевые заметки» или «Клуб путешественников». Только с драматическим сюжетом.

И это второй плюс фильма: абсолютная искренность и наивная простота Данди. А также его кожаная жилетка и черная шляпа с крокодильими зубами. Сыграл главную роль никому не известный Пол Хоган, который после этого стал известен, как у нас Сергей Безруков. Даже еще больше. Потому что получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».

Коммерческий успех комедии вообще ошеломляет: при бюджете около 9 миллионов долларов фильм собрал в мировом прокате больше 330 миллионов долларов. Красота!

Любимая сцена всех зрителей (вы удивитесь, но и такие голосования проводят в Австралии) – разборка с хулиганами в Нью-Йорке. Когда Данди говорит: «Разве ж это нож? Вот нож!» и достает тесак, с которым охотится на рептилий.

А финал в метро – смотрите на видео – это настоящая жемчужина. Сам Вуди Аллен однажды сказал, что не смог за всю свою жизнь снять ничего настолько смешного и одновременно настолько пронзительно-романтического. И поставил этому фильму наивысшую оценку – 11 по десятибалльной системе.

«Укрощение строптивого»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1980

Производство: Италия

Что делать, если Адриано Челентано не хочет жениться? Конечно же, пытаться его соблазнить (если ты прекрасна, как Орнелла Мути). Только помни, он может за это ударить тебя ведром. Или вывезти практически голую на площадь прямо в кровати. И там бросить. Такие вот брутальные дикари живут на фермах в итальянской глубинке. Реалити-шоу «Холостяк» нервно курит в темном углу.

Понятное дело, что в конце все наладится: это же комедия. Причем музыкальная: сцена, в которой главный герой давит виноград и поет песню, давно стала классикой и визитной карточкой итальянского кино.

Для проката в кинотеатрах СССР были вырезаны все эротические моменты. Включая обнаженную грудь Орнеллы Мути. Только совсем недавно эти кадры стали доступны в интернете, и россияне еще больше зауважали Челентано. Он увидел это и продолжал говорить «нет». Не мужчина, кремень!

Успеху фильма во всем мире очень поспособствовал Шекспир. Примерно 400 лет люди читали его версию данной истории. Про то, как мужчина укрощал женщину. Здесь же сюжет вывернули наизнанку, и многие шли на сеанс посмотреть, как же оно получится. В результате сотни миллионов зрителей в 42 странах.

«Брак по-итальянски»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1964

Производство: Италия

Еще один способ выйти замуж за убежденного холостяка. Главная героиня притворяется умирающей и просит любимого исполнить ее последнюю волю: свадьбу бы. А как только колечко надела, чудесным образом выздоровела. И сразу к холодильнику: праздничный ужин готовить, ага.

Один из лучших дуэтов в мировом кино – Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Они к тому времени уже десять лет снимались вместе в разных комедиях и мелодрамах. Были настолько близки друг другу, что многие мужья и жены такого взаимопонимания не достигают. Поэтому и нежность во взгляде, и ссоры с бросанием тарелок – все выглядело гармонично. Не зря же фильм входит в десятку лучших мелодрам мирового кино.

«Карты, деньги, два ствола»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1998

Производство: Великобритания

В этом фильме дебютировали сразу два крутых перца – Джейсон Стэтхем и Винни Джонс. Первый пришел из прыжков с вышки, но через модельный бизнес. Второй – из большого футбола. Харизматичные донельзя. И именно данное кино определило их актерские амплуа: Стэтхем с тех пор играет все больше хороших костоломов, а Джонс – негодяев. А ведь могло случиться наоборот.

Гай Ричи до этого снимал только клипы и короткометражки. В этой черной комедии он сформировал собственный стиль, который привел в восхищение критиков. Режиссера сразу нарекли британским Тарантино. А после заметила певица Мадонна и вышла за него замуж, родила сына. И вот на имя для наследника фантазии уже не хватило – назвали его Рокко.

Фильм заработал не так много – всего 25 миллионов долларов. Но это в 25 раз больше бюджета картины. Да и потом, в большинстве стран ему поставили рейтинг «Дети до 16 не допускаются». А во Франции, Канаде и Новой Зеландии даже до 18 лет! Поэтому многих зрителей недосчитались. Но ничего, они потом выросли и посмотрели. «Карты, деньги, два ствола» – один из самых скачиваемых фильмов в интернете. Особенно в переводе Гоблина.

«Город Бога»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2002

Производство: Бразилия

А этот жесткач по числу бессмысленных убийств переплюнул все четыре фильма про Терминатора. Будни и праздники уличной банды с окраин Рио-де-Жанейро. Камера как бы наблюдает за ними с детских лет и до кризиса среднего возраста. А поскольку в ролях много непрофессиональных артистов, просто жителей бандитских районов, от просмотра иногда реально мороз по коже.

Главный герой – Ракета (прозвище такое) очень похож на шпану из «Вестсайдской истории». Там, кстати, тоже банда Ракет была. Он не жестокий, просто запутался. Любит петь и красивых девушек. В такой ситуации любой режиссер обозначил бы проблему: сможет ли парень стать хорошим? Здесь так вопрос не стоит – выжить бы...

Фильм стал самым кассовым в Бразилии в третьем тысячелетии. Министерство туризма страны официально прокляло режиссера за такую вот антирекламу города-курорта. Но всех туристов при въезде в страну теперь извещают: в Город Бога (название района трущоб) ходить опасно. От греха.

«Люси»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2014

Производство: Франция

А вот это уже Люк Бессон. И полмиллиарда долларов заработанных денег. Фильм-анекдот про блондинку (Скарлетт Йоханссон), которая вдруг начинает использовать свой мозг на сто процентов. Она меняет реальность и творит всякие чудеса. В том числе путешествует во времени. Дальше не расскажу, ведь мы обещали вначале: без спойлеров.

Наворотов и спецэффектов здесь предостаточно. Съемки шикарные, сразу видно руку мастера. Фантастику Бессон снимать любит и умеет.

Есть две версии, почему главная героиня получила именно такое имя Люси.

1. Бессон очень любит «Битлз», а у них есть песня: Lucy in the Sky with Diamonds. Если бы режиссер слушал в детстве Родиона Газманова, то и у него тоже можно тезку найти.

2. Первый австралопитек, которого обнаружили археологи, получил кодовое имя Люси. Потому что был женской особью. Нашла его французская экспедиция. Так что, возможно, это дань уважения родной науке.

Ну и сам создатель фильма – Люк. Это мужская версия того же имени. Если что.

Но как бы ни звали главную героиню, кино бы от этого хуже не стало. Смотрите смело, вам понравится.

«Пятый элемент»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1997

Производство: Франция

Несмотря на присутствие Брюса Уиллиса – это чисто европейское кино. Ответ всем голливудским «Звездным войнам» и прочей космофантастике. Французы использовали все, что мог дать кино в те годы компьютер. Летающие машины. Многозарядные бластеры. Космические пейзажи. Инопланетяне всех мастей. Песню дивы Плавалагуны тоже обработали на компе: не может человек взять такие ноты. Не мо-жет! Так что спасибо высоким технологиям.

Сюжет вполне предсказуем: раз в титрах есть Брюс Уиллис, значит, он будет спасать мир. Раз в кино играет Милла Йовович, будет любовь. А все остальное – ненужные подробности…

Фильм впервые показали на Каннском фестивале, а потом в течение двух недель на билетах было собрано больше 250 миллионов долларов. Рекорд года в Европе.

«Хороший, плохой, злой»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1966

Производство: Италия, Испания, ФРГ

Европейские фильмы про Дикий Запад с презрением называли «спагетти-вестернами». Но именно этот стал вершиной жанра «про ковбоев» и считается теперь образцово-показательным. А Клинту Иствуду и вовсе дал путевку в жизнь.

Он щурил глаза. Он жевал травинку. Был небрит и молчалив. Вообще в этом кино мало разговоров. Потому что молчание – золото.

Именно золото ищет весь фильм троица, упомянутая в названии. Иствуд вроде как хороший, но только на фоне остальных двух отморозков. А так-то сам по себе вовсе не сахарный. Просто меньшее из зол. Режиссер Серджио Леоне задумал снять историю, в которой не будет положительных героев, исключительно под влиянием Достоевского. Это такие братья Карамазовы, только в ковбойских шляпах.

«Лоуренс Аравийский»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1962

Производство: Великобритания

Нет, ребятушки, без эпиков мы точно не обойдемся. Три с половиной часа экранного времени. И ни одной женщины в кадре. Есть только танцовщица, которую показывают на несколько секунд, но ее лицо закрыто чадрой. Так что не в счет. В остальном – сплошные мужики, по большей части бедуины.

Кино про то, как британский разведчик Лоуренс (его играет Питер О'Тул, голубоглазый и утонченный аристократ) поднимает арабских кочевников на восстание против турок. Много битв на кривых саблях, скачки на верблюдах по пустыне и семь премий «Оскар» за все за это.

Самый успешный из фильмов такого масштаба. Потому что в те годы большие американские картины про древние времена, «Клеопатра» например, не окупались. Из-за этого разорялись целые киностудии. А «Лоуренс Аравийский» собрал денег в три раза больше, чем было затрачено на производство. И стал одной из легенд мирового кино.

«Беги, Лола, беги»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1998

Производство: Германия

Очень скоростной фильм, действие все время происходит на бегу, много новаторских съемок и красивая девушка. С красными волосами. Актриса не мыла голову месяц, чтобы сохранить цвет в одной гамме.

Это было важно. Режиссер Том Тыквер не просто рассказал историю (про то, как Лоле нужно за 20 минут найти 100 тысяч марок, иначе ее любимого убьют бандиты), он хотел снять шедевр. Просчитывал все сцены с секундомером, снимал их в реальном времени. Чтобы у зрителя создавался полный эффект присутствия.

Надо сказать, у него это получилось. Кино смотрели на одном дыхании во всех странах мира. Даже без перевода ощущения феноменальные. Пульс всего зрительного зала учащался: как за бегунов на Олимпиаде, болели за девушку.

В результате сборы пятикратно окупили бюджет фильма. А в США долго завидовали новаторскому фильму. Хотели сделать что-то похожее, но не получалось. Только в 2006-м на экраны вышел американский «Адреналин» с похожим сюжетом. И тоже собрал неплохую кассу.

«Возвращение»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2006

Производство: Испания

Это не то «Возвращение», за которое Звягинцев взял гран-при в Венеции в 2003 году. Там кино не для всех и сборы копеечные. А это самый доходный фильм режиссера Педро Альмодовара. Про испанскую девушку, которая уехала в большой город, пожила там – в стиле «Мадрид слезам не верит». И вдруг пришла надобность вернуться в родную деревню. Столкновение двух миров, на грани которого она найдет свое счастье. Или, допустим, нет.

Главную роль сыграла Пенелопа Крус, уже известная к тому времени во всем мире. Это стало одной из причин успеха кино. По сути история про нее саму: пожив в Голливуде, актриса приехала в родную Испанию... Так что играла она очень проникновенно, на разрыв. В американских фильмах зрители ее такой никогда не видели. Это стало второй причиной успеха кино.

А Пенелопа доказала, что возвращаться – не всегда плохая примета.

«Эммануэль»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1974

Производство: Франция

Эротическое кино номер один. Фильм про секс, снятый только ради секса. Лидер подпольного проката, запрещенный во многих странах, в том числе в США и даже в родной Франции. За обладание видеокассетой «Эммануэль» можно было сесть в тюрьму (статья 242 УК СССР, распространение порнографии). Но наши люди все равно смотрели. И ведь было на что посмотреть!

Кино по сюжету очень напоминает «50 оттенков серого». Юная дева под руководством опытного извращенца пускается во все тяжкие. Все это происходит в Таиланде, среди тропических садов. Местами это даже красиво. Но аморально от первого до последнего кадра. Сцена секса с незнакомцем в самолете произвела настолько сильное впечатление на публику, что «Эйр Франс» вынуждена была ввести солидный денежный штраф для тех, кто пытался такое повторить в реальной жизни.

Несмотря на все гонения, титульная песня из фильма стала мировым хитом. Кино выдержало два коммерчески успешных продолжения (и еще около двадцати неофициальных сиквелов проехались на волне успеха, эксплуатируя имя героини). А Сильвия Кристель, актриса невеликих талантов, сделала то, что прежде удавалось лишь Мерилин Монро. Стала любовницей президента. Пресса смаковала подробности ее романа с Валери Жискар д’Эстеном в 1975 году.

«Нимфоманка»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2013

Производство: Дания, Бельгия, Германия

А тут как раз наоборот. Фильм про секс, снятый вообще не ради секса. Режиссер Ларс фон Триер постоянно экспериментирует с кинематографом. И вот в данном конкретном проекте решил показать историю жизни одной женщины – с младых ногтей и до пенсионного возраста. В двух частях (каждая – по два часа) главная героиня делится воспоминаниями о своем эротическом опыте. Даже опытах.

Но датский гений показывает все это с таким скучающим видом, как будто бы кулинарную программу снимает. В 15 лет героиня жарила только яичницу, а к 32 годам научилась готовить ирландское рагу. Вот и мы для иллюстрации выбрали самый несексуальный кадр из фильма...

Этот обман Ларсу все, конечно, простили. Однако первая часть заработала в прокате в пять раз больше денег, чем вторая. Значит, 80 процентов зрителей все-таки купились на название и шли смотреть совсем другое кино. Где будет больше клубнички. Со сливками!

«Безумный Макс – 2: воин дороги»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1981

Производство: Австралия

Один из немногих случаев в мировом кино, когда продолжение «выстрелило» сильнее оригинала. Первый фильм про борьбу полицейского с бандой байкеров зрители недооценили. Плосковат он был, скажем прямо. Без изюма. Зато во второй части действие перенесли в будущее, где после глобальной катастрофы не осталось нефти. И битва идет за каждый литр бензина...

Представить сложно, но в те годы Мел Гибсон был еще настолько неизвестен, что в трейлерах фильма его практически не показывали. Только гонки на машинах, стрельбу и мордобой. А все его фразы переозвучивали для показа в США, ибо акцент у голубоглазого австралийца был изрядный. Мало кто понимал, что он там вообще говорит. Зато костюм ему там сварганили крутейший. Все хотели такой носить. В сериале «Рыцарь дорог» (первый сезон сняли в 1982 году) главный герой ходил как раз в подобном. И название случайно очень похожее. Тоже передрали, проклятые...

Главная сцена погони за бензовозом и неожиданный финал фильма (не будем даже намекать, какой) давно стали классикой мирового кино.

«Анжелика, маркиза ангелов»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1964

Производство: Франция, Италия, ФРГ

Один из тех фильмов, которые реально смотрели все. Коко Шанель на премьере долго аплодировала стоя и потом рассыпалась в комплиментах. «Битлз» написали знаменитый хит «Мишель» под впечатлением от красоты Мишель Мерсье, сыгравшей главную роль. Сама актриса была замужем четыре раза, не считая мелких романов, и все благодаря шарму ее героини. Ну и главное: да, бюстгальтер с косточками назвали «Анжеликой» тоже под влиянием данного фильма.

Успех фильма был предрешен, ведь незадолго до него вышла серия романов Анны и Сержа Голон о приключениях молодой аристократки. Ими зачитывались женщины Европы и Америки. Так что экранизации очень ждали; почва была подготовлена литераторами, киношникам осталось только собрать урожай. Поэтому снимали, не жалея денег, заранее рассчитывая на хорошую кассу: шпаги, дворцы, дорогущие платья. Впоследствии Мишель Мерсье выкупила весь гардероб своей героини у кинокомпании, чтобы никто другой не смел появляться на экране с таким же шиком.

Фильм пережил четыре мегакассовых продолжения. Но всякие попытки реанимировать эту сагу – сериалы 80-х или недавний ремейк – закончились провалом. Магия того наивно-авантюрного кино осталась в прошлом. Сейчас все жестче и откровеннее: «Игры престолов» рулят. И всякие «Тюдоры». Даже немного жаль...

«Достучаться до небес»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1997

Производство: Германия

Два друга едут к морю. Казалось бы, что тут интересного. Но! Едут они на угнанной машине, с крадеными деньгами и чемоданчиком босса мафии. Причем один из них неизлечимо болен, и это последний шанс увидеть море...

Бывают черные комедии, а это абсурдистская мелодрама. Такая пронзительная, прямо до слез. Особенно финальная сцена на побережье, под песню Боба Дилана.

После этого фильма Тиль Швайгер стал суперзвездой и кумиром миллионов (особенно женщин). На Московском кинофестивале ему дали приз за лучшую мужскую роль. А в Америке прокатили с призами, но стали предлагать роли в Голливуде – тоже форма признания.

По старой доброй традиции десять лет спустя в США сняли такую же мелодраму «Пока не сыграл в ящик» по мотивам немецкого шедевра. Ну ничего своего придумать не могут.

Еще 20 фильмов смотрите на второй странице!

«Такси»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1998

Производство: Франция

Все думают, что и это кино снял Люк Бессон. На самом деле он был только автором сценария. И благодарить за успех фильма – 200 миллионов долларов в мировом прокате – надо режиссера Жерара Пиреса. Он постарался и сделал хорошее кино. А деятели Голливуда этот же сценарий откровенно запороли: их версия «Такси Нью-Йорка» (2004) провалилась в прокате.

Сюжет о дружбе таксиста-лихача и полицейского-недотепы потом эксплуатировался французами еще трижды. С переменным успехом, но все фильмы окупились. А белая «Пежо», которая с легкостью обгоняет «Мерседесы», стала символом французского автопрома – будете смеяться, но их продажи выросли на 35 процентов. Так что успех по всем направлениям. Пристегните ремни, поехали!

«Есения»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1971

Производство: Мексика

Это чемпион мира среди мелодрам. Создатели фильма поставили задачу не просто выжать слезу из зрительниц. Нет, надо, чтоб весь зал рыдал. Причем уже с первых кадров. Поэтому собрали все поводы порыдать в один чемодан. Безответная любовь – одна штука. Измена и предательство – в ассортименте. Ребенок-подкидыш – обязательно. Неизлечимая болезнь – да куда же без нее. И так далее со всеми остановками.

Главная героиня цыганка Есения также вобрала в себя все лучшее от Кармен, Эсмеральды и девушек из романов сестер Бронте. Любой голливудский деятель остановился бы на полдороге, их там учат видеть края и не переливать. А мексиканцы рискнули. Забыли про чувство меры и одержали убедительную победу.

Фильм не снискал большого успеха в США. Но его с восторгом приняли в СССР, Индии, Китае и Южной Америке. Когда посчитали доходы, оказалось что «Есению» посмотрели миллиарды зрителей. Мегахит на все времена. Последующие мексиканские сериалы («Богатые тоже плачут», «Просто Мария», «Дикая Роза» – да-да, припоминаем) выросли из этого фильма. Однозначно рекомендуется к просмотру.

«Амели»

Фото:
кадр из фильма

Год выпуска: 2001

Производство: Франция

Простая французская девушка с Монмартра научила мир простой истине: ищите радости в мелочах. И почаще помогайте людям. Тогда счастье само найдет вас. Сказка с глубоким подтекстом, аккуратно и гармонично вписанная в реалии нового тысячелетия.

Амели моментально стала кумиром миллионов. В ее честь называли детей, парки, корабли, даже редкий вид экваториальных лягушек. Больше всего по ней фанатеют не в родной стране, а в Японии – здесь про Амели рисуют аниме, а эротоманы заказывают за баснословные деньги кукол с лицом Одри Тоту.

А в интернете пролетел флешмоб: садовых гномиков фотографировали на фоне мировых достопримечательностей и выкладывали в соцсети ну просто пачками. Энтузиасты таскали их даже на Эверест и в Антарктиду.

Французские киношники на волне успеха продали еще один фильм с актрисой как «Амели-2». Хотя снят он был на год раньше (под названием «Мотылек машет крылышками») и не имеет никакого отношения к первому блокбастеру. Просто хотели заработать еще больше денег, хитрецы какие. И ведь заработали!

Американцы реально кусали локти от зависти. В списке лучших фильмов мира на иностранном языке (в смысле не английском) «Амели» занимает второе место, обойдя даже привычно великий «Броненосец Потемкин». А кто там у них на первом месте? Переверни страницу – узнаешь.

«Пираты ХХ века»

Год выхода: 1979

Производство: СССР

А вот и самый кассовый фильм за всю историю нашего кино. Более 90 миллионов зрителей – и зто только по билетам, в кинотеатрах. А сколько раз его показывали по центральному телевидению, и не сосчитаешь. Причем министр образования СССР лично просил не ставить фильм на утренние сеансы и не показывать в первой половине дня по ТВ: школьники целыми классами сбегали смотреть блокбастер. Уроки срывали, понимаешь.

Легендарное кино. Шикарные съемки в Крыму. Впервые на большом экране показали карате. Николай Еременко – младший, который и так был кумиром всех женщин, стал просто суперзвездой.

А всего этого могло не быть. Боевик поначалу хотели запретить: много мордобоя и прочего насилия на погонный метр пленки. Но хитрые киношники показали «Пиратов» лично Брежневу. И дорогой Леонид Ильич сказал: можно!

«Семь самураев»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1954

Производство: Япония

Режиссер Акира Куросава снял это кино в режиме «вопреки всему». Кинокомпания постоянно урезала бюджет. Продюсеры требовали сократить кино в два раза, чтобы зритель не заскучал. Чиновники дважды останавливали съемки и требовали изменить сценарий: видите ли, их возмутило, что самураи нанимаются охранять крестьян за еду. Негоже порочить светлые образы рыцарей меча! А мастер назло им всем сделал по-своему. И победил.

Фильм смотрели взахлеб. В нем Куросава впервые применил сценарный ход, изменивший мировое кино. Он не стал делать всех самураев однотипными героями. Отряд состоит из семи различных типажей: мудрый вожак, его старый однополчанин, его юный ученик, силач, мастер меча, весельчак и сомнительный тип. И за такой командой смотреть интереснее, разумеется. Подобный прием использовали потом все – от «Звездных войн» до «Одиннадцати друзей Оушена».

Фильм пережил максимальное число ремейков. Самый известный – американская «Великолепная семерка» (1960). Все то же самое, но с ковбоями. Была еще «Великолепная семерка гладиаторов» (Италия, 1983) про Древний Рим. А в СССР сняли фильм «Шестой» (1981), где действие происходит в Гражданскую войну, а отряд уменьшился на одного героя по политическим моментам: ну откуда в Красной армии взяться сомнительному типу.

Для детей тоже существует своя версия – мультфильм «Приключения Флика» (1998), где муравьи приглашают отряд различных жуков, чтобы отбиться от набегов саранчи. Но при всем богатстве выбора все-таки лучше смотреть оригинал. Хотя приготовьте носовые платки: не все из семерки доживут до финальных титров. Ой, простите за спойлер.

«Видок»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2001

Производство: Франция

Исторический факт: это первое кино в мире, снятое целиком на цифровую камеру. И ровно половина сцен была доделана с помощью компьютера. Поэтому спецэффекты тут колоссальные, конечно. Да и сюжет закручен лихо: революция в Париже, улицы в огне, а великий сыщик Видок (Жерар Депардье) ловит колдуна, который ворует души детей, чтобы обрести бессмертие. Бред, конечно. Но снято так, что смотришь во все глаза и не можешь оторваться. Особенно завораживает маска колдуна из живого металла – кто в нее посмотрит, тому кирдык (привет Медузе Горгоне).

Многих критиков во Франции возмутило, что реального исторического деятеля, шефа отдела безопасности Эжена-Франсуа Видока втиснули в рамки дурацкого комикса. Это все равно что отправить товарища Дзержинского охотиться на вампиров или инопланетян. Хотя мы точно знаем, что Железный Феликс победит. Но смотреться будет дико...

«8 женщин»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2002

Производство: Франция

Детективная история, которая решена в жанре мюзикла. Восемь женщин отрезаны от мира в запорошенной снегом избушке. Одна из них точно убийца. Но кто?

Во-первых, это красиво. В фильме сыграли самые прекрасные французские актрисы разных возрастов: Катрин Денев, Фанни Ардан, Эммануэль Беар и Людивин Санье. Несмотря на наличие убийства, фильм очень смешной, милый и легкий.

Режиссер Франсуа Озон каждой героине придумал свои танец и песню. Чтобы выразить все их затаенные чувства. И если внимательно смотреть на музыкальные эпизоды, проще догадаться, кто же преступница.

Фильм прошел с большим успехом не только в Европе и США, но даже в таких экзотических странах, как Кувейт и Конго. Прекрасное кино, смотрите на здоровье.

«Андерграунд»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1995

Производство: Югославия – Франция

Самый точный вариант перевода названия – подполье. Там, где партизаны. Но режиссер Эмир Кустурица заранее был уверен в мировом признании, поэтому и назвал кино на западный манер. Получилось похоже на метро. И немножко на альтернативный стиль музыки.

Но это и вправду так: фильм совершенно сумасшедший. Про то, как отряд партизан прячется в подземелье от фашистов, не зная, что война кончилась. А все потому, что их связной наверху влюбился в жену главного партизана и не хочет выпускать его из подполья. Отдает безумием, да. Но снято шикарно: с непередаваемым колоритом, который бывает только в фильмах балканского гения. С обязательными летающими людьми (и прочими аллегориями).

Кустурица применил очень вкусный монтажный прием: в кадры кинохроники вклеил актеров, играющих главных героев. И тем самым окончательно размыл границы между выдумкой и реальностью.

Главный приз Каннского фестиваля открыл для кино широченные горизонты. Его посмотрели в 130 странах, а в Германии и Франции прошел еще и сериал, который сам Кустурица нарезал для телевидения. Он ведь снял хороших кадров на пять часов, в фильм все запихнуть не удалось – не пропадать же добру. Эта телеверсия вышла под названием «Жила-была одна страна».

«Ва-банк»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1981

Производство: Польша

Авантюрная комедия, в которой красиво высмеивают гангстерские фильмы Голливуда. С обязательной для такого жанра джазовой мелодией и бандитом приятной наружности (актер Ян Махульский, на фото). Грабить банк ведь можно и весело, с шутками-прибаутками.

Фильм тепло приняли в СССР и, как ни странно, в США. Хотя почему странно? Там только-только отгремела «Афера» с Ньюманом и Редфордом. Вот и «Ва-банк» на этой волне прокатился. К тому же его с азартом смотрели все эмигранты из Восточной Европы.

Да и юмор там был разный. Американские зрители смеялись от шуток злодея-банкира: «Тот, у кого есть миллион, всегда богаче того, у кого только полмиллиона». А социалистический лагерь смаковал новую идиому: «ухо от селедки» (польский вариант «дырки от бублика») – то, что осталось у этого проклятого капиталиста в финале.

«Доспехи Бога»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1986

Производство: Гонконг

Самый успешный фильм Джеки Чана, именно благодаря ему он стал легендой видеосалонов и прорвался на западный кинорынок.

А ведь могло сложиться по-другому: актер чуть не погиб на съемках. Упал с высоты на камни, разбил голову. Месяц в больнице и пластина в черепе на память. Кстати, по настоянию самого актера страшные кадры (как молодого Джеки Чана несут с пробитой головой) вклеили в финальные титры. Чтобы зрители убедились: все прыжки и падения он выполняет сам, без каскадеров.

Сюжет фильма ничем не отличается от сотен других кунгфуистских боевиков: надо победить злодеев, освободить любимую девушку и найти сокровище. Но уникальные трюки-погони-драки выгодно оттеняют этот восточный бриллиант. Один прыжок со скалы на воздушный шар чего стоит!

А еще Джеки Чан там поет песни, без фонограммы. Он же в детстве учился в музыкальной школе и хотел стать оперным певцом. Но пошел по другой дорожке.

Фильм выдержал два успешных продолжения. По доброй традиции продюсеров из Голливуда в них не пустили. Поэтому смогли сохранить свой особый стиль.

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2000

Производство: Тайвань

А вот режиссер Энг Ли был заклеймен как предатель интересов родного кино. В Азии его раскритиковали за то, что снял кино в голливудской манере. Вместо традиционной сказки в жанре уся сделал комикс какой-то, понимаешь ли.

Но американцам понравилось именно такое кино. Они даже «Оскар» дали. Даже сразу четыре. В Европе тоже были аншлаги. И в России хорошо приняли. Мы-то не разбираемся в особенностях жанра уся. Нам красоту подавай и магию, а ее в фильме с избытком.

Энг Ли после волны критических статей окончательно переехал в США и пошел по наклонной: снял «Горбатую гору».

Актрису Чжан Цзыйи тоже потом позвали в голливудскую картину «Мемуары гейши» (2005). И ей досталось от родных критиков за то, что негоже играть проституток за кучу долларов! Потом ругали в прессе за роман с миллиардером из Израиля. А совсем недавно обвинили в оказании интимных услуг за деньги крупным китайским чиновникам... Несчастливый фильм, да. Но очень красивый.

«Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2001

Производство: Франция, Германия

В киносаге про веселых галлов самым успешным был именно этот проект. При бюджете 50 миллионов долларов он собрал почти 120 в прокате. И это не считая мегаприбыльного издания на DVD (потому что там были удаленные сцены с Моникой Беллуччи).

Комедия уровня «чуть выше плинтуса» не понравилась интеллектуалам, но пришлась по душе простому зрителю. А их всегда больше. Потому и становятся успешными вот такие кинокомиксы. Или, скажем, «Шоу Бенни Хилла».

Жерар Депардье, который в 1975 году был строен, брутален и даже считался секс-символом, в нашем веке стал гораздо объемнее. Но согласился на роль смешного толстяка Обеликса, поскольку к лишнему весу относится с изрядной долей самоиронии. Как и все россияне, собственно.

А Моника – лучшая Клеопатра всех времен и народов. Это личное мнение, ничего не могу с собой поделать.

«Зорро»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1975

Производство: Франция – Италия

Кто может быть прекраснее молодого Алена Делона? Только два Алена Делона. Днем он спокойный вельможа. Ночью – мститель в черном плаще и со шпагой. Именно с истории про благородного разбойника Зорро списан комикс про Бэтмена. Та же двойственность натуры и постоянная борьба со злом.

Зрители сразу полюбили эту версию. При всем уважении к Бандерасу, но голливудская версия Зорро не собрала и половины той кассы, что была у Делона. Да и первые Бэтмены недотянули, если уж совсем начистоту.

Фехтование, скачки на горячих скакунах, прыжки с крыш и роман с красивой девушкой. Очень похоже на мушкетеров, гардемаринов и прочих гусаров. Поэтому мальчишки смотрели кино по несколько раз. И это тоже одно из слагаемых успеха. Не секрет, что Голливуд большинство блокбастеров снимает с прицелом на аудиторию 12–16 лет. Вот и в Европе научились.

«Чингачгук – Большой змей»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1967

Производство: ГДР

Кто лучший в мире индеец? Правильно, Гойко Митич! Как и в случае со спагетти-вестернами, европейские фильмы про великих вождей известны в мире больше американских. Это и понятно: янки не будут снимать кино, где краснокожие благородны и умны, а бледнолицые – сволочи. Потому что им стыдно за прадедов.

Сербский красавец Митич переиграл всех вождей всех племен. И выглядел очень аутентично. Стрелял из лука, скакал на коне, издавал клич и курил трубку мира. Как с детства к этому приученный. Тут не надо удивляться, ведь величайший Шерлок Холмс в кино – россиянин Василий Ливанов, а самый точный Спартак – американец Кирк Дуглас. Магия кино стирает границы, да.

А главное, фильм про Чингачгука сделан в нарочито-наивной манере «поближе к природе». Не зависит от спецэффектов и выглядит свежо даже сегодня.

«Мой сосед Тоторо»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1988

Производство: Япония

Фильм, нарисованный в традиционном для японцев жанре аниме. Он оказал столь важное влияние на мировую мультипликацию, что картину взяла под покровительство студия Диснея. А в мультике «История игрушек: большой побег» (2010) появляется кукла, похожая на тролля Тоторо.

На самом деле успех фильма как раз полностью зависел от кукол и самолетов. Мягкие игрушки появились на прилавках через пару лет после выхода фильма Хаяо Миядзаки. Их раскупили тут же, дети кричали: «Хочу, хочу, хочу!» А родители вынуждены были покупать мультики на дисках. Ловкий маркетинговый ход.

Вторая задумка – крутить мультик в самолетах, летающих через Тихий океан: из США в Японию (и обратно). Туристы завезли Тоторо на американскую землю в солидных количествах. Они стали популярны не меньше, чем покемоны. И за много лет у мультфильма накопилась такая аудитория, что не снилась даже самым кассовым блокбастерам.

«Игрушка»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1976

Производство: Франция

Самая глубокая и многогранная из всех комедий с Пьером Ришаром. Политическая сатира, проблемы отцов и детей, мальчики-мажоры и браки ради денег – все эти темы очень тонко нарезаны на ломтики, разложены по тарелочкам и ненавязчиво поданы зрителю. Типа смех смехом, но вот вам и пища для размышлений.

А главную идею наш зритель тогда не понимал. Месткомы и профсоюзы в СССР не позволяли выгонять людей с работы за то, что боссу не нравится их внешний вид. Или потные ладони. Мы смеялись над этим свысока. Только с приходом капитализма мы поняли, что такое возможно. И если капиталист дает унизительное задание в обмен на большие деньги, офисный планктон в очередь выстроится, чтобы его исполнить...

Роль юного озорника исполнил Фабрис Греко. Мальчишка настолько понравился публике, что казалось: вот оно, начало большой карьеры. Он получил восемь предложений главных ролей, но все отверг и стал обычным программистом.

Фильм был настолько успешным, что музыкальная тема из него спустя много лет стала во Франции хитом номер один среди рингтонов для мобильников.

Американцы пересняли «Игрушку» в 1982 году, и этот ремейк вошел в двадцатку самых успешных комедий 80-х. А у нас вышло нечто похожее – «Подарок с характером» (2014). Не совсем ремейк, но по мотивам. Михаил Галустян там убедителен и прекрасен.

«1+1. Неприкасаемые»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2011

Производство: Франция

Еще полмиллиарда долларов в копилку французского кино. И это без единой большой звезды в ролях, с никому не известными режиссерами.

Фильм про парализованного аристократа, за которым ухаживает молодой хулиган, изначально задумывался как драма. Но потом Филипп Поццо ди Борга (чья биография легла в основу сценария) попросил: пусть будет комедия. Легкая и жизнеутверждающая.

И стало именно так. Два человека из разных миров – богатый белый инвалид и темнокожий бывший зэк из предместий. Наверное, с инопланетянином каждому из них было бы легче общаться, чем друг с другом. Но все же постепенно они находят общие темы и становятся друзьями.

Все снято без традиционных голливудских тыдыщ и бубух. Нет супергероев и высших целей. Зато здесь тонкие диалоги и глубокие эмоции. Потому и уникальные для современного кино ощущения: как будто показывают кусочек реальной жизни. А это дорогого стоит.

«Сука-любовь»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 2000

Производство: Мексика

И вновь тот редкий случай, когда независимое кино вдруг становится интересно широким зрительским массам. К 50 наградам на различных фестивалях и номинации на «Оскар» фильм получил шикарную прессу и солидную кассу.

Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту снял шикарную сцену аварии. С десяти камер. Разбив машины в хлам и напугав даже видавших виды каскадеров. И все только для того, чтобы связать воедино три жизненные истории. Мог бы просто титры какие-нибудь дать на экране. Но решил вот так заморочиться. И не прогадал.

Актер Гаэль Гарсия Берналь именно после этого фильма стал официальным преемником Бандераса и Бардема в Голливуде. Его приглашают в хорошее кино за хорошие деньги. И это тоже мерило успеха (в тамошних краях).

Ну и главное – здесь много собак. Именно отношение к четвероногим является показателем, хороший человек данный персонаж или нет. Понятный индикатор, а главное, очень жизненный. За время съемок никто из животных не пострадал. Не волнуйтесь.

«Пианино»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1992

Производство: Новая Зеландия – Великобритания

Режиссер Джейн Кэмпион – единственная женщина, получившая «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Как раз за это кино. Историю немой женщины, которая выражала свои чувства игрой на пианино. А у нее был жестокий муж, который не понимал важности музыки. И еще был прекрасный поклонник, который как раз все понимал. Трогательный и печальный фильм с чудесной Холли Хантер в главной роли.

Три «Оскара» дополнили золотой запас проекта. И еще 40 миллионов долларов – рекордная сумма для новозеландского кино. Нет, конечно, ценность настоящего искусства не деньгами измеряется. Но мы же договорились, что в этой подборке только успешные фильмы, посрамившие Голливуд. Потому и в кассу заглядываем. В том году более доходных мелодрам в мире не было.

«Профессионал»

Фото:
кадр из фильма

Год выхода: 1981

Производство: Франция

Ну и на сладкое – мой самый любимый фильм. Спецагента высокого класса по прозвищу Жосс послали на задание: убить диктатора африканской страны. Пока он внедрялся, политики подружились, и французы сдали своего человека. Тюрьма, побег, стрельба – все как мы любим. А потом диктатор приезжает в Париж, и спецагент предупреждает свое бывшее начальство: все равно убью этого гада, и фиг вы меня остановите! Потому что профессионалы всегда доводят дело до конца...

Фильм знаковый во многих смыслах. Здесь Жан-Поль Бельмондо утер нос всем Бондам сразу: показал, как можно быть крутым без единого гаджета. Хотя нет, он использовал будильник. Обычный будильник.

Кино произвело огромное впечатление на американцев. И через год они сняли «Рэмбо». Многие сцены скопированы... Нет, не совсем. Сняты по мотивам «Профессионала». Особенно появление старого полковника (который раньше учил спецназовца убивать) со словами: «Хотите его поймать? Тогда вам понадобится много мешков для трупов!»

И кстати. Всю дорогу спецслужбы задаются вопросом: Жосс герой или предатель? Сериал «Родина», все его версии, также уходит несколькими корнями в этот фильм.

Приятного просмотра!

Материалы по теме

Комментарии

5
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • а нельзя добавить рекламу
  • Ох, сразу нахлынули воспоминания) Пересмотрю парочку в выходные!
  • Эх, а как же французско-бельгийский "Влюбись в меня, если осмелишься"? И вполне себе кассовый, и смотрибельный, и на цитатки не просто так разобранный. И всяко лучше "8 женщин".
  • "Звонок" смотрела только японский, потому что знала, что американцы снимут очередной однообразный ужастик, Не хотела портить впечатление. P.S. Кто писал рецензию на фильм "Видок"? Во-первых, не колдун, а Алхимик, во вторых, он не использовал души детей, а убивал девственниц
  • Отлчиный актер.