«Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей

С композиции «Во поле береза стояла…» 70 лет назад начал свою историю самый известный хореографический коллектив в СССР «Березка».

В одноименном сериале представлена своя интерпретация истории ансамбля. Что было в реальности, а что — выдумка создателей фильма?

Основное действие сериала разворачивается с 1983 по 1994 год, а также захватывает наши дни.

— Что касается духа, атмосферы, все абсолютная правда, а вот сюжетные ходы, различные коллизии почти все придуманы, — признается продюсер Илья Папернов. — У нас ведь художественное, а не историческое кино.

Фото №1 - «Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей
Фото
Кинокомпания «Русское»

Ансамбль «Березка» впервые «проплыл» по сцене под музыку «Во поле береза стояла» в 1948 году. У коллектива множество номеров, но тот танец есть в репертуаре и по сей день. За всю историю у ансамбля было два художественных руководителя: сначала создательница коллектива Надежда Надеждина, затем, после ее смерти в 1979 году, ее любимая ученица Мира Кольцова. В сериале же худрук ансамбля — Надежда Светлова. Она стала неким совокупным образом и ни в коем случае не портретом Надеждиной. Сыграла Светлову актриса Лидия Вележева.

Лидия Вележева:

— Лично я не знала Надеждину, но мне показалось, я ее хорошо чувствую. Это женщина огромной силы и доброты. Девушки из ансамбля рассказывали, что она была крайне требовательной в работе. «Березка» – это большая семья, в которой Надеждина была матерью. Наедине она могла поругать кого-то, но при посторонних всегда возвышала. Любопытно, что одним из моих педагогов по актерскому мастерству в Щукинском театральном училище была племянница Надеждиной – Людмила Владимировна Ставская.

Актриса ансамбля Ксения Журавлева, проработавшая в коллективе 28 лет, исполнила роль одного из педагогов.

Фото №2 - «Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей
Фото
кинокомпания «Русское»

Ксения Журавлева:

— Мне показалось, что Вележева по типу более близка к Надеждиной. Хотя я ее не застала, мне кажется, Лидия слепила ее такой, какой я представляла: сильной, волевой, талантливой.

В августе 1991 года в СССР была совершена попытка государственного переворота, а на третий день после того, как путч был подавлен, ансамбль «Березка» танцевал у Белого дома.

Ксения Журавлева:

— Я в коллективе с 90-го года, хорошо помню те дни. По Тверской улице шли танки, а у нас была репетиция перед концертом в зале Чайковского. Мы выбежали посмотреть на них, а вечером отыграли концерт.

— Это самая сложная сцена. С тех пор прошло уже почти 28 лет, – признается продюсер сериала Илья Папернов. — Непросто было разыскать танки того времени, их уже нет в нашем вооружении. В итоге нашли один и отсняли все, что хотели, прибегая к помощи компьютерной графики.

За время существования ансамбль побывал почти на всех континентах, дал концерты в 80 странах.

— В нашем фильме две серии посвящены зарубежным гастролям. По сюжету «Березка» выступает во Франции и Америке, — говорит Папернов. — В 80-е годы поездка за границу была чем-то фантастическим. Артисты рассказывали нам реальные истории, которые и вошли в сериал. Маленькие командировочные, на которые не разгуляешься, а ведь хотелось еще что-то привезти домой, поэтому брали с собой еду. И тут возникали разные коллизии. Все жили в гостиницах, где и готовили себе при помощи кипятильников и различных других ухищрений (не буду раскрывать всех секретов). Проводка не выдерживала мощности нагревательных приборов, и электричество вырубалось на всем этаже.

Для артистов гастроли были невероятной для тех времен возможностью увидеть мир. В сериале одна из участниц ансамбля осталась на Западе. Этот ход придумали для развития сюжета, динамики, чтобы зрителю было интересно. По словам Ксении Журавлевой, такого неожиданного поворота в биографии «Березки» не было.

Фото №3 - «Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей
Фото
Кинокомпания «Русское»

Ксения Журавлева:

— Я побывала в Латинской Америке, Китае, Франции, Италии, Польше, Греции, Египте, Корее, США — всех стран не перечислить. В те годы я была очень молода, поэтому на гастролях все командировочные просто проедала, наслаждалась незнакомой жизнью. Но коллеги постарше летели на гастроли со своим провиантом, экономили и привозили вещи, которых у нас тогда не было. Но в истории нашего коллектива никто во время зарубежных туров не оставался в чужой стране.

Отец Марии Порошиной Михаил Порошин был в свое время солистом ансамбля «Березка».

Мария Порошина:

– Он не танцевал, а пел между номерами девушек. Мне кажется, двухметровый голубоглазый блондин с вьющимися волосами украшал выступления шикарным тенором. Я видела его на сцене, хотя была тогда маленькая, остались записи тех концертов. И запомнила «Березку» как коллектив красивых и интересных людей, прославлявших Россию за рубежом во всех ее проявлениях. Рада, что про этот ансамбль сняли фильм. К слову, и я танцевала в спутнике «Березки». Мы, дети, исполняли все номера взрослого коллектива. А в сериале я сыграла роль Маргариты Павловны Фомичевой. В юности Рита хотела танцевать в ансамбле «Березка», но мечта ее не осуществилась, и теперь она старается воплотить ее в дочери.

Известный факт, что в балетных коллективах часто завидуют солистам. Случается, что порой недоброжелатели подсыпают разбитое стекло в пуанты, прячут или портят сценические костюмы.

— Честно говоря, интриги в театрально-балетном мире слегка приукрашены, — признается Илья Папернов. — Нам для остроты сюжеты приходилось придумывать подобные истории. Хотя у ансамбля своя атмосфера со времен Надеждиной, поэтому стекло в сценической обуви — прием не для «Березки». Да и в этом большом коллективе просто нет солистов, есть артисты, имеющие разные амплуа, поэтому и причин для зависти особо нет.

Отсутствие конфликтов, ссор, скандальных подтасовок подтверждает и Журавлева.

Ксения Журавлева:

– На моем веку (а я в ансамбле уже 28 лет) никаких интриг в коллективе не было, но старожилы рассказывали, что кто-то мог спрятать обувь или перевесить костюм в другое место перед выходом артиста на сцену. Правда, подобное случалось крайне редко.

Фото №4 - «Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей
Фото
личный архив Марии Порошиной

Главная тайна, которую приходится постигать новичкам «Березки», – плывущий шаг. Это мастерство, которое до сих пор держат в секрете.

Ксения Журавлева:

— Это действительно так, и, чтобы изобразить плывущий шаг в танце, в фильме все номера исполняли артисты «Березки». Хотя молодые актрисы много репетировали и очень старались. Но плывущий шаг на то и секрет, что живет только в нашем коллективе. Надеждина придумала этот ход, и его долго осваивают все, кто приходит в ансамбль.

Всего же у коллектива около 3 тысяч костюмов. За два часа концерта артисты меняют сарафаны и головные уборы более 20 раз. Если взвесить все наряды артистов «Березки», это будет 2,5 тонны. Костюмерам пришлось изрядно постараться, чтобы не только воспроизвести образы, но и сделать их легче — в буквальном смысле.

— Каждый наряд «Березки» — настоящее произведение искусства из бархата, шифона, кружева или батика, расшитое тесьмой и бисером, — делится с «Антенной» художник по костюмам Изольда Порхунова. — Артисты ансамбля танцевали в кадре в своих костюмах. Но каждый костюм «Березки» весит более 3 килограммов, его нужно уметь на себе носить. Танцоров долго учат правильно держать голову во время выступления. И для актрис мы сделали идентичные варианты, но облегченные. Ведь им надо было в этих нарядах находиться подолгу. Но оттенок и фактуру ткани мы максимально подбирали к подлинным. Всего сшили более 20 нарядов. Некоторые изготовили в питерской мастерской, в которой в свое время эти же мастерицы шили для «Березки». А в Новгородской области нашли бабушек, которые работали в кружевных мастерских, из их запасников привезли уникальное кружево ручной работы.

«Березка»

С 29 июня в 21:20 на телеканале «Россия 1»

Комментарии

13
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • Отличный фильм! Ждешь с нетерпением каждый вечер!Интересный сюжет,актеры все играют прекрасно! Лидия Вележева настолько правдиво играет свою роль, что даже маленькая внучка утверждает, что она лучший преподаватель танцев! Самый интересный фильм за все это время!
  • Отвратительный фильм. Одни брызги. О бесценном искусстве -капля в море. Участникам коллектива-гордости России, нужно в суд подать.
  • Мне фильм очень понравился. Понравился сюжет, понравилась игра всех актёров, но особенно поразила Лидия Вележева. Сыграла она отлично- её лицо,мимика ,жесты - веришь всему.Впервые меня поразила игра этой актрисы ! Спасибо ей и всем создателям фильма!
  • Зубастая девушка на афише.
  • Фильм нравится!!! Наконец то нашу культуру её корни показывают на экранах, ведь не только молодёжь , но и нам в 90-2000 втюхивали что всё бывшее хлам , и надо забыть ведь в фильме отражено. брейк с классическим танцем ранжируют, в этом и ценность фильма возрождение нашей культуры.
  • Все таки в то время жили сильные личности. Сейчас, увы, нет таких женщин. Мне очень понравился фильм. Спасибо создателям!
  • Спасибо за напоминание о таком замечательном коллективе. Спасибо Березке. В 70-е годы была на их концерте в концертном зале Чайковского.
  • Мне очень нравиться фильм. Жду каждый вечер. Мне кажется, задача у фильма не совсем развлекательная. Я за эти 3 дня перечитала массу информации про этот коллектив, попутно и про весь исторический период его существования, испытала кучу гордости за свою страну... Сюжетная линия уходит на второй план.
  • Смотрю 2 вечера этот сериал и не могу понять почему хочется переключить канал...какой-то фильм без души....я как музыкант не чувствую творческой атмосферы...не хватаеи эмоций Вележевой...сухая она какая-то ..творчеством от нее не веет...я отработала 40 лет в творческом коллективе как руководитель....когда у меня перестали гореть глаза-закончила свою деятельность ...у Вележевой они не горят...нет творческого зуда...Вся обстановка фильма искусственная неживая..артисты играют но не живут...в кадре скучно