загадочные авиакатастрофы
Фото
Kesu01 / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Весь мир наблюдает за расследованием авиакатастрофы в Китае, в результате которой погибли 132 человека. «Боинг-737», летевший из Куньмина в Гуанчжоу, неожиданно перешел из горизонтального положения в вертикальное и начал падать. Примерно 3 минуты лайнер стремительно направлялся в сторону земли, а затем разбился о склон горы. У пассажиров и экипажа не было шансов — все погибли. Эта трагедия вызывает много вопросов, самый популярный: мог ли лайнер разрушиться в воздухе?

Хотя самолет и считается самым безопасным видом транспорта, авиакатастрофы все же случаются. Обычно причины крушения становятся известны через несколько недель после трагедии: чаще всего они сводятся к поломке техники, ошибкам пилотов или неблагоприятным погодным условиям. Но иногда вопросы о трагедии остаются без ответа — черные ящики оказываются бесполезны или лайнер исчезает бесследно, будто бы растворяясь в пространстве. Мы собрали именно такие истории.

Роковой рейс MH370

загадочные авиакатастрофы
Фото
Rahman Roslan / Stringer / Getty Images News / Getty Images

Рейс из Куала-Лумпура в Пекин ничем не выделялся среди остальных: самолет взлетел 8 марта 2014 года, полет проходил в штатном режиме. Лайнером управлял 27-летний пилот Фарик Хамид, а его инструктор и командир экипажа, 53-летний Захари Ахмад Шах, спокойно докладывал по радио. Уже после трагедии его отчеты покажутся несколько странными. Вместо того, чтобы сообщить об уходе с высоты, он сообщил об ее достижении. А затем, входя в воздушное пространство Вьетнама, не повторил частоту. «Спокойной ночи. Малазийский три-семь-ноль», — это последние слова, прозвучавшие с «Боинга 777-200ER». После этого самолет исчез с радаров и больше на них не появлялся.

Пропажу заметили не сразу: механизм чрезвычайного реагирования был запущен лишь спустя четыре часа. Поиски в Южно-Китайском море были безуспешны, MH370 не нашли. У многих не укладывалось в голове, как большой самолет с 227 пассажирами на борту мог просто взять и исчезнуть без следа. Возникали различные теории: от приземления в джунглях до путешествий во времени (читайте также: Таинственно исчезли: истории встреч с путешественниками во времени).

Вскоре появились новые подробности и находки. Согласно секретным данным малазийских военно-воздушных сил, после исчезновения с радаров «Боинг» находился в небе еще около шести часов и затем, предположительно, погрузился в океан.

загадочные авиакатастрофы
Фото
Handout / JS translation missing: handout / Getty Images News / Getty Images

Эту версию подтверждают находки, обнаруженные спустя годы: закрылок-элерон и другие обломки самолета. Но почему рейс MH370 закончился именно так, до сих пор остается загадкой. По одной версии, был совершен угон самолета. По другой, командир экипажа Захари Ахмад совершил самоубийство: мужчина находился в депрессии и отрабатывал похожие маршруты на своем домашнем авиасимуляторе.

Вам будет интересно:

Погасшая звезда авиации

загадочные авиакатастрофы
Фото
Legion Media

Звезда американской авиации Амелия Эрхарт хотела осуществить масштабную мечту — облететь вокруг земного шара. Путешествие началось 20 мая 1937 года. К началу июля экипаж пролетел больше 22 тысяч миль, позади осталось 80% маршрута — Атлантика, Аравия, Африка, Индия и Юго-Восточная Азия. Времени на отдых не хватало, зато копилка рекордов регулярно пополнялась.

2 июля Амелия вылетела из маленького города на побережье Новой Гвинеи и отправилась к острову Хауленд. Экипаж планировал дозаправку перед полетом до Гонолулу. Эту часть маршрута можно назвать сложнейшим испытанием: после 18 часов полета предстояло найти крохотный островок в океане. Cвязь была прерывистой. Самолет прекрасно слышали, но Амелия не реагировала на вопросы. Летчица сообщала, что воздушное судно находится в нужном районе, но они не наблюдают остров, а бензин заканчивается.

«Мы на линии 157—337… Повторяю… Повторяю… Мы движемся по линии», — так прозвучала последняя радиотелеграмма. Экипаж вот-вот должен был появиться в небе, но чуда не случилось. Радиопередачи прекратились, наступила полная тишина. С тех пор больше никто и никогда не видел Амелию.

загадочные авиакатастрофы
Фото
Legion Media

После исчезновения экипажа началась масштабная поисковая операция. На протяжении двух недель корабли и самолеты прочесывали 220 тысяч квадратных миль: осматривали каждый остров и барьерные рифы, но все тщетно — на площадках потенциального приземления не было никаких следов. Тайна исчезновения Амелии Эрхарт, ее штурмана и самолета по сей день остается неразгаданной (подробнее: Полет в один конец: история исчезновения выдающейся летчицы Амелии Эрхарт).

Интересно прочитать:

Эта книга — о том, как человек, вопреки своей биологической природе, не давшей ему крыльев, сумел подняться над землей.

Книга «100 великих рекордов авиации и космонавтики»

Другие загадочные исчезновения

загадочные авиакатастрофы
Фото
Hoiseung Jung / EyeEm / Getty Images
  • За штурвалом небольшого одномоторного самолета «Норсман С-64» был знаменитый джазмен Гленн Миллер. Он поднялся в воздух с авиабазы Твинвуд Фарм на юго-востоке Англии и направился в Париж, чтобы дать там рождественский концерт. Густой туман, стоявший в воздухе, не остановил американского тромбониста. До Франции от так и не добрался: его самолет затерялся где-то над Ла-Маншем.

  • На 5 декабря 1945 года был запланирован очередной учебно-тренировочный полет «Звена 19». Ничего не предвещало беды: погода была летная — ясная и солнечная, поэтому пять бомбардировщиков «Эвенджер» поднялись в воздух с базы Форт-Лотердейл. Однако спустя 90 минут вся команда была дезориентирована и не узнавала местность, над которой летела. В итоге связь с самолетами была потеряна — больше их никто не видел. Спасательный самолет, направленный на предположительное место происшествия, также исчез. Все они пропали в районе Бермудского треугольника.

  • 2 августа 1947 года транспортный самолет «Стар Даст» компании British South American Airways выполнял рейс из Буэнос-Айреса в Сантьяго. За несколько минут до приземления наземные службы получили загадочное сообщение от радиста лайнера: помимо стандартной информации о прибытии, он оставил набор букв, значение которого до сих пор не разгадали — «STENDEC». «Стар Даст» так и не совершил посадку, бесследно исчезнув над Андами. Расследования не принесли результатов, и лишь спустя 50 лет туристами были найдены предполагаемые обломки в тающем леднике.