После успешных выходов на экраны таких лент, как «12 стульев», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», Леонида Гайдая прозвали королем кинокомедий. А Госкино потребовало от режиссера новых шедевров.

— Сначала Леонид Иович хотел экранизировать роман Булгакова «Бег», – рассказывает кинокритик Людмила Бахтина. — Несмотря на то что тогда пьесы писателя активно шли в театрах, начальство воспротивилось. Он считался антисоветским автором, ведь в своем роде высмеивал советскую власть. Гайдай не сдавался. Судьба сама подсказала ему, над чем нужно работать. Однажды на каких-то посиделках племянница Натальи Крачковской Нина обратилась к режиссеру, мол, почему он до сих пор не снял «Иван Васильевич меняет профессию». Ведь на тот момент пьеса ставилась на многих площадках. Он посмотрел постановку на сцене Театра киноактера и загорелся желанием. Вместе с выдающимся драматургом Владленом Бахновым («12 стульев», «Не может быть») написал сценарий и отправил в Комитет кинематографии.

Фото №1 - «Иван Васильевич меняет профессию»: как снимали кино
Фото
«Мосфильм»/Legion-Media

Банки, провода и мигалки для машины времени

— Проект был одобрен, – продолжает Бахтина. — Правда, запретили снимать исторические сцены в Кремле. Они должны прежде всего приобрести условный характер и выглядеть как фантазии изобретателя машины времени. Гайдай дал задание проектному институту, чтобы они сделали аппарат. Однако их махина абсолютно не подходила для съемок, так как не поместилась бы в квартире Шурика. Времени оставалось совсем немного, и нужно было немедленно приступать к работе, поэтому обратились к художнику и мастеру резьбы по деревуВячеславу Почечуеву.— Вячеслав Валентинович был скульптором от бога, – рассказывает его друг, реквизитор Андрей Владимиров. — Он работал на «Мосфильме», сооружал наисложнейшие декорации. Гениально резал по дереву, которое оживало в его руках. Помню, в то время Почечуев работал над сказкой Александра Птушко «Руслан и Людмила» в соседнем павильоне. Когда его пригласили на встречу с Гайдаем, то он встрепенулся. Вдохновившись фильмом Леонида Иовича «Самогонщики», за два дня создал эскиз, похожий на самогонный аппарат. Буквально всем миром собирали машину из того, что было: банки, провода, мигалки… Почечуеву выписали премию в размере 40 рублей. Он был невероятно счастлив и вспоминал эту историю до последних дней.

К сожалению, машина времени не сохранилась в первозданном виде. Однако ее фрагменты находятся на «Мосфильме» в комплексе сценическо-постановочных средств.

Фото №2 - «Иван Васильевич меняет профессию»: как снимали кино
Фото
«Мосфильм»/Legion-Media

Для роли царя отрезал клок волос

В роли управдома Бунши и Ивана Грозного режиссер виделЮрия Никулина.— Однажды в журнале «Наука и жизнь» наткнулась на восстановленный портрет Ивана Грозного. Сказала супругу, что это вылитый Никулин, – признается вдова Гайдая, 87-летняя Нина Гребешкова. — Когда он принес Юре написанный сценарий, тот отказался. Гайдай был удивлен, ведь такая роль – подарок судьбы и все-таки пьеса Булгакова. На что Никулин сказал: «Вот именно что Булгаков. Не хочу сниматься целый год, чтобы потом фильм так и остался лежать на полке». Правда, когда уже увидел картину на экране, то пожалел.

Фото №3 - «Иван Васильевич меняет профессию»: как снимали кино
Фото
«Мосфильм»/Legion-Media

После отказа Никулина на главные роли претендовали Евгений Лебедев, Георгий Вицин, Евгений Евстигнеев.— Кстати, пробы последнего были бесподобны, – утверждает Бахтина. — Гайдай обрадовался, что наконец-то нашел актера, но не тут-то было. Он не нарочно обидел его. Видимо, артист не был хорошо знаком со сценарием. Когда режиссер подсказал ему реплику: «У меня такое ощущение, когда вы говорите, что вы бредите», Евстигнеев подумал, что это было сказано по отношению к нему. Обиделся и ушел из картины. Затем предложили попробоваться Юрию Яковлеву. В 80-х он был ведущим актером Театра Вахтангова. После фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» его прозвали самым красивым мужчиной экрана. Но именно участие в комедии Гайдая стало его звездным часом. На пробах Юрий Васильевич так волновался, что у него даже иногда трясся подбородок и выбивался клок волос из-под шапки. В очередной раз поправляя шапку, артист не выдержал и отрезал его. Когда актера спросили,как будет дальше сниматься, то ответил: «Сделаю все, лишь бы взяли».

И Наталья Крачковская была готова на все, чтобы сняться у Гайдая. Сцена, где актриса снимала рыжий парик, а под ним она оказывалась с короткими волосами, оказалась мучительной. Первый парик был очень неудобным: на детскую резиновую плавательную шапочку были наклеены короткие волосы. Крачковская сетовала на тесный грим и даже была готова распрощаться со своими длинными волосами!

Фото №4 - «Иван Васильевич меняет профессию»: как снимали кино
Фото
«Мосфильм»/Legion-Media

Собака хорошего человека не укусит

На роль вора-домушника Жоржа Милославского претендовали много знаменитых актеров: Анатолий Кузнецов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Андрей Миронов, Вячеслав Невинный. Но никто из них не устроил режиссера. Скромный Леонид Куравлев сумел убедить Гайдая, что сможет сыграть пройдоху.

Фото №5 - «Иван Васильевич меняет профессию»: как снимали кино
Фото
Киноконцерн «Мосфильм»

Советскому человеку в 80-е было невероятно сложно достать вещи из-за границы. Однако зубному врачу Антону Шпаку это все-таки удалось. Его сыграл Владимир Этуш.— Помните эпизод, где актер сидит рядом с собакой и ей жалуется? — комментирует Людмила Бахтина. — Если внимательно присмотреться, то Этуш одной ногой ее слегка подпирал, чтобы она к нему не приближалась. Актер вообще опасался собак. На съемках ему пришлось перебороть себя. Гайдай очень хотел эту сцену именно с овчаркой. Когда приходил к Никулину, то играл с его цирковой собакой. Артист просил режиссера быть с ней осторожнее, ведь она его однажды укусила. Суть в том, что Никулин боялся животного, и оно подсознательно это чувствовало. Гайдай же вел себя смело. Потом в шутку сказал: «Собака никогда не укусит хорошего человека». После чего это фраза стала крылатой среди знакомых.

Мало кто знает, что Владимира Этуша после выхода фильма по-настоящему обокрали. Как-то он рассказывал, что, когда находился в Геленджике на съемках, ему позвонили из милиции и сообщили эту новость. Когда он спросил: что пропало, то голос в трубке начал говорить его же киношную фразу: «Куртка замшевая, три магнитофона…» Журналисты предложили Этушу обратиться с экрана к жуликам, чтобы они вернули похищенное. После чего ему через несколько дней под дверь подложили украденное. Было одновременно и грустно, и смешно.

Фото №6 - «Иван Васильевич меняет профессию»: как снимали кино
Фото
кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Черная кошка – примета удачи

— Почти во всех картинах Гайдая присутствует черная кошка, – говорит Бахтина. — Он верил, что они приносят удачу. Правда, с хвостатыми приходилось нелегко, потому что они его не слушались. Как только начинали снимать, кошка пугалась съемочной команды и убегала. Поэтому ассистенты режиссера приносили на площадку по две-три кошки.

— При жизни Лени у нас была собака Ричи, которую он очень любил, – добавляет Нина Гребешкова. — Кота мы не рисковали заводить, так как он с собакой не ужился бы. Только сейчас позволила себе двух кошек.